HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Марине Мартиросян

“Через 10-15 лет одна из наших геополитических ролей должна быть отведена науке”

Три вопроса члену исполнительного органа социал-демократической партии “Решение гражданина” Микаелу Наапетяну

Несколько дней назад Вы написали на своей странице в социальной сети, что жизнь подвела к осознанию того, что наука и политика должны “дружить” и поддерживать друг друга. Что это предполагает? Был ли такой вывод обусловлен военной ситуацией?

Речь идет не об индивидуальном, а широком общественном восприятии. Иными словами, необходимо осознать, что государство должно проявить новый подход к науке. Я далек от мысли, что наука – всего лишь “мозг военной машины”. Наука -  прежде всего качество жизни, эффективный механизм принятия решений, обоснованные действия и духовный компонент жизни. Мнение о том, что наука нужна лишь для создания ударных дронов, примитивно. Наука также должна выявлять недостатки и сильные стороны нашего общества, предлагать решения. Иными словами наука – это гораздо больше, чем просто экспериментальные разработки и готовая продукция. Развитие науки может изменить нашу жизнь, позволит не повторять ошибки прошлого. Это также означает, что политические деятели должны “дружить” с наукой, служить ее развитию и пользоваться ее достижениями для разработки своих политических программ.

Во время войны и после нее многие обратили свои взоры в сторону науки, ожидая от нее практических результатов. Какие шаги следует предпринять, учитывая то обстоятельство, что финансирование научной сферы с каждым годом сокращается?

Сейчас активно обсуждается вопрос стратегии развития науки, в чем я очень заинтересован. В настоящий момент я вижу следующие задачи. Мы должны ощутимо увеличить финансирование и инвестировать в систему справедливого управления и распределения денег. Нам нужно добиться госзаказов на решение наших государственных задач и использовать полученные результаты в системе госуправления. Мы должны наладить международные связи, задействовав для этого весь государственный ресурс. То есть обеспечить международные связи между вузами, академиями, лабораториями, создать возможности для того, чтобы руководителями кандидатских диссертаций наших аспирантов были профессора ведущих университетов, чтобы защита наших ученых проходила в комиссиях с участием иностранных ученых. Необходимо выделять крупные гранты на переводы и издание базовой литературы. То есть предпринять шаги к тому, чтобы стать частью международного научного сообщества. Именно такая системная целостность позволит решить наши проблемы, в том числе в сфере безопасности. А дроны будут создавать студенты Политехнического университета, которые, по всей вероятности, будут не учеными, а молодыми специалистами, хорошо усвоившими научные интеллектуальные продукты и имеющими руководителя, который сможет заниматься бизнесом и собрать вокруг себя нескольких ученых.

На протяжении многих лет правительство страны требовало от ученых практических результатов, подходя к науке исключительно с позиций возможности развития бизнеса. Вследствие такого отношения наука была вытеснена из числа сфер, пользующихся повышенным спросом. С какой точки, на Ваш взгляд, следует начать изменения?

В нашей стране правительства, как посетители  казино, хотят только победы и прямо сейчас. С наукой нельзя так работать. Те, кто не готовы пройти с наукой весь путь, должны покупать нужный им быстрый результат у других стран, которые готовы к этому. Я имею в виду Россию, Израиль, Китай, Индию, США, Германию, Турцию… Мне кажется, это справедливо: если не хочешь трудиться в поте лица и тратить время на достижение результата, то заплати тому, кто готов это сделать. Необходимо как минимум утроить финансирование, причем наметить целевые направления: создание новых лабораторий, новых научных групп, установление международных связей, проведение гуманитарных исследований и т.д. После того, как начнется финансирование, необходимо будет решить вопрос управления финансами. Потом проследить за расходованием этих денег: давать заказы и получать результаты, использовать их в реальной жизни, разумеется, давая возможность занимающимся свободным творчеством ученым осуществлять свои идеи. Параллельно этому необходимо налаживать связи, связи и еще раз связи с другими странами.

Через 10-15 лет одна из наших геополитических ролей должна быть отведена науке. Хотите относитесь к этому как к мечте или как к цели, но это та цена, которую мы должны заплатить за право жить в этом мире. Если, конечно, мы не хотим быть солдатами на войне.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter