HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Сара Петросян

Фонды музеев Шуши не были эвакуированы из-за неправильной оценки ситуации

Культурные ценности, хранившиеся в трех из четырех музеев Шуши – Государственном музее изобразительных искусств, Государственном геологическом музее имени профессора Григория Габриэлянца, Музее истории города Шуши – остались в городе и сегодня находятся в руках азербайджанцев. В Гадруте азербайджанцы захватили также 90 ящиков археологических экспонатов, обнаруженных во время раскопок в Азохской пещере.

Во время войны из Арцаха были эвакуированы экспонаты Степанакертского краеведческого музея, культурные ценности, хранившиеся в подведомственной  Министерству образования, науки и культуры Арцаха библиотеке, составлявшие частную коллекцию ценные ковры из Музея ковров Шуши.

Министр образования, науки и культуры Арцаха Лусинэ Караханян избегала предоставления информации об эвакуированных культурных ценностях. Она отметила, что информация о вывезенных музейных фондах пока не подлежит опубличиванию, однако в своих интервью другим СМИ министр сообщила некоторые подробности.

Государственный музей изобразительных искусств, Государственный  геологический музей, Музей истории города Шуши входили в состав Государственной некоммерческой организации “Музеи города Шуши”. Директор ГНКО Лусинэ Гаспарян рассказала, что в октябре экспонаты указанных трех музеев были тщательно упакованы и перенесены в подвальное помещение музея изобразительных искусств, которое представляло собой бомбоубежище глубиной 5 метров. Эвакуация музейных экспонатов осуществлялась совместно со скульптором Арменом Петросяном. Последний во время бомбежек, рискуя жизнью, выносил музейный фонд и до 6 ноября оставался в Государственном музее изобразительных искусств, отметила Л. Гаспарян. 

По словам директора ГНКО, во время эвакуации они считали вопрос сохранения культурных ценностей решенным, бомбоубежище было исключительно надежным, и во время ракетных ударов экспонатам ничего не угрожало. Однако с каждым днем война вызывала все большую тревогу, заставляя сотрудников музея беспокоиться о безопасности музейных ценностей. Лусинэ Гаспарян дважды обращалась к министру образования, науки и культуры Арцаха Лусинэ Каграманян по вопросу эвакуации музейных фондов из Шуши, однако ее успокоили, сказав, что фонды находятся в надежном месте и их не надо вывозить.

Шуши, отмечает наша собеседница, считался неприступным городом, и им даже в голову не приходило, что он может перейти в руки врага. Но когда в конце октября министерство потребовало вернуть три скульптуры шушинского скульптора Акопа Гюрджяна, директор поняла, что в Шуши уже небезопасно. Эти скульптуры принадлежали Национальной картинной галерее Армении и в 2013 году оказались в Государственном музее изобразительных искусств Шуши с целью временной демонстрации.

“Из Министерства культуры мне сообщили, что организуют эвакуацию культурных ценностей и потребовали три скульптуры Акопа Гюрджяна. Я спросила: если эвакуируют эти три экспоната, почему не вывозят остальные ценности, которые уже упакованы и готовы к эвакуации? Мне ответили, что если они находятся в бомбоубежище, то необходимости в их эвакуации нет. Но ведь эти три скульптуры тоже находились там, почему тогда за них беспокоились?” – отметила Лусине Гаспарян.

На наш вопрос: почему не были эвакуированы все музейные фонды Шуши, а лишь отдельные экспонаты? – министр ОНК Арцаха ответила: “Война оказалась непредсказуемой. Учитывая то обстоятельство, что ракетным ударам подвергалась вся территория Республики Арцах и особенно дороги, мы были вынуждены перевезти культурное наследие в бомбоубежища, тем более, что никто не представлял, что Шуши может оказаться под контролем противника”.

Из логики г-жи Караханян следует, что культурные ценности не должны были быть эвакуированы, однако факт, что 25 октября были вывезены экспонаты краеведческого музея Арцаха, находящиеся в хранилищах культурные ценности республики, в частности ковры из Музея ковров Шуши.

Археолог, доктор исторических наук, профессор Гамлет Петросян объяснил факт частичной эвакуации культурных ценностей Арцаха тем, что здания хранилища Шуши и степанакертского музея не были надежными. Одна стена музея Степанакерта разрушилась, строилась новая, а здание хранилища в Шуши было старым, и от ракетных ударов находившиеся там археологические экспонаты могли быть уничтожены.

Многие считают, что причиной потери культурных ценностей стало предоставление общественности ложной информации о военной обстановке. Шуши считался неприступным городом, поэтому никто даже не предполагал, что его могут сдать, и никто не задумывался о срочной эвакуации оттуда культурных ценностей.

Только после окончания войны премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил: “Во всех возможных сценариях остановки войны Шуши должен был быть сдан без боя”. В другом случае он заявил: “Вопрос сдачи Шуши как предусловие прекращения войны стоял во всех повестках, и это неопровержимый факт”.

После сдачи Шуши весь фонд Государственного геологического музея – 480 наименований минералов и ископаемых остатков организмов – остался в бомбоубежище. В коллекцию входили минералы из 47 стран мира и 20 регионов России. Среди них был экспонат, возраст которого насчитывал 1 млрд 200 млн лет, экспонаты из Арцаха, самому древнему из которых было 146 млн лет. 

Государственный геологический музей был основан в 2014 г. на основе личной коллекции доктора геологических наук, профессора Григория Габриэлянца, который в 1989-1991 гг. занимал посты министра геологии СССР и советника президента Арцаха. “Профессор Габриэлянц постоянно обновлял свою коллекцию, приобретал новые экспонаты и создал очень интересный музей, который мог соперничать с аналогичными музеями любой страны мира”,- говорит директор ГНКО “Музеи города Шуши”. 

В 2013 году, через год после основания Государственного геологического музея, опять-таки по инициативе Григория Габриэлянца был основан Государственный музей изобразительных искусств. “В 2010 году Г.Габриэлянц подарил музею 30 картин из своей личной коллекции. К нему присоединились другие коллекционеры, художники, меценаты, благотворители. Так в течение трех лет была создана коллекция Музея изобразительных искусств. До 2020 года в фонде музея имелось около 800 работ – полотна, графика, скульптуры. Экспонаты пополнялись благодаря пожертвованиям любителей искусства, коллекционеров”,- рассказала директор.

В музее были представлены картины выдающихся армянских художников Мартироса Сарьяна, Минаса Аветисяна, Гарзу, Эдгара Шаина, Рудольфа Хачатряна, Жансема, Генрика Сиравяна, Акопа Акопяна, Никогайоса Никогосяна, Гаянэ Хачатурян, Юрия Григоряна, Арминэ Каленц, Карена Агамяна и других.

Имелись работы известных русских художников различных направлений – Павла Кузнецова, Дмитрия Вилинского, Давида Бурлюка, Дмитрия Жилинского, Анатолия Сафохина, Тараса Шевченко, Дмитрия Плавинского и других. 

По словам Л. Гаспарян, Григорий Габриэлянц и Министерство культуры Арцаха пытаются совместными усилиями с помощью российских миротворцев вернуть оказавшиеся в руках азербайджанцев музейные экспонаты, но пока ничего не получается. В Российской Федерации создана комиссия, которой передан список музейных фондов. “Вместе с профессором Габриэлянцем мы отправили письма в министерства культуры и иностранных дел РФ, пытаемся что-то спасти, но безуспешно”,- с болью сказала Лусине. 

В Музее истории города Шуши остался весь фонд, ни один экспонат оттуда не был доставлен в бомбоубежище. В основанном в 1992 году Музее было представлено все, что связано с историей города, начиная с древнейшего периода. Там были выставлены экспонаты, найденные во время раскопок в Шуши, воссоздан быт города, в одном из залов реконструирован интерьер дома известного благотворителя Тадевоса Тамирянца, многочисленные ковры, украшения из серебра, мебель, изданные в свое время в Шуши газеты и литература и многое другое.

В дни войны в Ереван была эвакуирована коллекция рукописей из монастыря Гандзасар. Научно-культурный центр “Матенадаран-Гандзасар”, который был открыт в монастырском комплексе Гандзасар в ноябре 2015 г.,  является филиалом ереванского Матенадарана имени Месропа Маштоца.

По словам директора Института-хранилища рукописей “Матенадаран” Ваана Тер-Гевондяна, рукописи Гандзасара находились в относительно надежном месте (в Мартакертском районе). Однако во время войны ни один район Арцаха не мог считаться абсолютно надежным, поэтому дирекция решила вывезти рукописи в Ереван. “Там имелось более 100 экспонатов. Некоторые наши сотрудники все еще находятся там. С их помощью рукописи были в целости и сохранности доставлены в Ереван”,- отметил г-н Тер-Гевондян.

В чрезвычайных ситуациях именно так должны были действовать и Министерство ОНК Арцаха, и обладающий государственным мышлением каждый чиновник. 

Фото предоставила ГНКО “Музеи города Шуши” 

Комментарии (1)

Chuck Hajinian
this is why you need to have private collectors. they are the ones who replenish museums when they are destroyed, burned, stolen. RESPECT private collectors. Museums are vulnerable. What happens is the Turks bomb the museums in Armenia? Nuture private collectors and the items they preserve.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter