HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Марине Мартиросян

“Степанакертский позитив”: букеты Аси дарят улыбки в блокадном Арцахе

День Аси начинается с чашечки кофе и мыслей о создании нового букета. Потом девушка выходит из дома, чтобы начать очередной обход степанакертских магазинов.

В блокадном Арцахе поиски Аси длятся дольше обычного. Она ищет “букет улыбки” этого дня, который потом “раздает” арцахцам. А в этих букетах могут быть продовольственные талоны, запеченные картофель и мясо, толма, лекарства, туалетная бумага – одним словом, все то, что подскажет Асе ее фантазия. Недавно она даже собрала букет из 1000-драмовых купюр.

С Асей мы беседуем по телефону. Говорит она очень жизнерадостно, непосредственно, отчего кажется, что мы с ней давно знакомы.

Асе Бабаян 26 лет. Она родилась, выросла и живет в Степанакерте. И будет продолжать там жить и после открытия дороги, связывающей Арцах с Арменией.

Ася оформляет букеты, но вместо цветов использует различные продукты, предметы быта. По ее словам, она единственная в Степанакерте, кто занимается фуд-флористикой.

О создании таких букетов Ася задумалась еще 4 года назад. Она искала в Интернете новые идеи, которые в Арцахе никто не осуществлял. Именно тогда она увидела букет из мандаринов и попыталась сама его собрать. Процесс длился пять часов, но Ася осталась довольна результатом. Сейчас такой же букет она собирает за 15 минут. Девушка начала специализироваться в этой области. Открыла страницу в Фейсбуке, которую по совету друзей назвала “Букет со вкусом”.

До начала блокады в декабре 2022 г. арцахцы, по словам Аси, несерьезно относились к букетам, собранным из овощей, фруктов и различных предметов. Однако блокада изменила их отношение к фуд-флористике.

“Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней. Поскольку мы действительно ничего не можем сделать, остается только дарить людям улыбки, помогать друг другу”,- говорит Ася.

Дарить улыбки во время блокады очень трудно. Люди все больше приходят в отчаяние, и Асе приходится постоянно напрягать воображение, чтобы каждый день создавать что-то позитивное.

“Шел первый месяц блокады. Нам сказали, что в таком-то магазине получили яйца. Мама спросила: пойдешь занять очередь? Я ответила, что занята, и мама отправилась в магазин сама. Она купила яйца, принесла их домой, и тут мне пришла в голову мысль собрать из них букет. И как раз в момент сборки букета мама позвала меня. Я не отозвалась, подумав, что она открыла холодильник и увидела, что яиц нет. Мама спросила, где яйца. Я ответила: “Мам, я букет собираю”. Она: “Это же папин завтрак…” Я говорю: “Мама, пожалуйста, я прямо сейчас собираю букет. Как только закончу, верну”,- рассказала Ася.

“А что потом произошло?” – поинтересовалась я. “Мама сказала: вот если б ты сама отправилась за яйцами, то вряд ли решила использовать их для букета”.

Ася рассказала еще одну историю: “Шел первый месяц блокады, фруктов не было. Я искала апельсины для одной беременной женщины. Написала в Сети, что нужен один апельсин. Собрала букет и стала фотографироваться с ним на улице. Подошел дедушка и спросил: “Апельсин настоящий? Могу потрогать?” Мне стало так больно…” В трубке слышно, как от волнения голос Аси изменился. Мы обе замолчали. Через несколько секунд Ася вновь стала оживленно рассказывать новые истории. Например, ей позвонила девушка из Еревана и заказала букет на день рождения мамы. Но в тот момент в Степанакерте не было ни фруктов, ни овощей, ни конфет. Тогда Ася предложила заказчице собрать букет из шашлыка. И та согласилась!

“Мы есть друг у друга”

Четвертого января, через несколько недель после начала блокады, Ася вместе с одной из подруг создала в Фейсбуке группу, которую назвала “Мы есть друг у друга”. Поскольку сейчас в магазинах трудно найти разнообразные товары, то все необходимое члены группы пытаются найти друг у друга. Они часто обмениваются товарами или просто дарят их друг другу.

Ася вспоминает, как в первый блокадный месяц, когда в магазинах не было кофе, ей удалось произвести обмен с одной девушкой, передав ей банку томатной пасты и получив взамен кофе. 

Сейчас в магазинах трудно найти такие товары, которые были в первые недели блокады. Чтобы купить соль, нужно обойти шесть магазинов, говорит Ася.

Блокада многое изменила в подходах людей, и в этом никого нельзя винить. “Сейчас стало труднее любить друг друга. Во время блокады я еще больше убедилась в том, что нужно как можно чаще помогать друг другу. Мы все нуждаемся друг в друге”,- говорит моя собеседница.

Утро Аси начинается с обхода магазинов в поисках предметов для своих букетов. Придя домой, она собирает новый букет, размещает его фото на своей фейсбуковской странице, сопровождая снимок произошедшей с ней в этот день какой-нибудь положительной историей. Поэтому подписчики считают Асю человеком, дарящим положительные эмоции, “позитивом города”.

Ася также переводчик на жестовый язык. Несколько лет назад из Еревана в Степанакерт приехали супруги, которые обучали этому языку. Асю он очень заинтересовал, и девушка начала участвовать в их уроках, а потом и самостоятельно изучила эти жесты. Она стала ходить по селам, искать людей с проблемами слуха и обучать их жестовому языку. Это было до войны, когда Гадрут и Шуши еще не были потеряны, и Ася ездила также туда.  

Помимо этого, Ася работает с детьми, имеющими аутизм. В этой работе она специализировалась в Ереване. Есть семьи, которые пытаются скрыть от общества своих детей-аутистов. Несколько недель назад девушка возобновила работу с такими детьми. Она ходит с ними в магазины, чтобы люди понимали, что эти дети – такие же члены общества, как и все остальные.

После нашей беседы Ася собиралась разместить фото нового букета. Мы договорились с ней встретиться и выпить кофе в разблокированном Арцахе.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter