HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Марине Мартиросян

Офицер из Арцаха: “Сегодня именно Сюник является опасной зоной, и мы здесь должны оказывать помощь”

35-летний старший лейтенант Арман Акопян родом из села Гетаван Мартакертского района Арцаха. В ноябре 2022 г. он по службе временно приехал в Армению, но так и не смог вернуться обратно в Арцах. В декабре так называемые азербайджанские “экоактивисты” перекрыли единственную дорогу, связывающую Армению с Арцахом, поэтому Арман вынужден был остаться в Горисе.

Мы встретились с ним в местной гостинице “Мтнадзор”. Арман рассказал, что в сентябре, когда началось вынужденное переселение из Арцаха, вся гостиница была заполнена его земляками. В момент нашего приезда там еще проживали 40 арцахцев. По словам Армана, в те дни гостиница напоминала одну большую семью, однако насильственно перемещенные арцахцы понимали, что долго оставаться там они не смогут.

По словам нашего собеседника, даже после войны 2020 года арцахцы не могли подумать, что когда-нибудь потеряют Арцах. Однако после прибытия туда российского миротворческого контингента появилось опасение, что эта миссия скорее носит формальный характер. В доказательство сказанного Арман рассказал случаи, происходившие на границе после 44-дневной войны, когда в присутствии и при непосредственном участии российских миротворцев Азербайджану были сданы позиции в Арцахе.

Арман вспомнил известный случай в селе Парух весной 2022 г., а также случаи, когда удерживаемые их батальоном высоты летом того же года при посредничестве русских перешли под контроль азербайджанцев.

В 2022 г. батальон, в котором служил Арман, находясь на передовой в западной части Мартакертского района, потерял боевую позицию на горе Буздух. Эта высота, по словам нашего собеседника, была удобным наблюдательным пунктом для армянских сил, и благодаря ее господствующей позиции оттуда можно было держать под контролем перемещения противника.

“Там стояли наши ребята. Поступило сообщение, что противник продвигается в этом направлении. Наши спокойно заняли позиции. По карте часть этой высоты считалась азербайджанской. Так получилось, что азербайджанцы тоже заняли там позиции, а русские пришли якобы для того, чтобы организовать защиту сами. Нас спустили вниз, в ущелье, где мы закрепились, но эту высоту мы все равно потеряли”,- рассказал Арман.

По его словам, даже после войны 2020 г. народ был настроен жить и созидать в Арцахе. Кто-то даже начал строительство, не думая о том, что миротворцы всего лишь выполняют роль стороннего наблюдателя. “Я не знаю, было ли между ними (русскими и азербайджанцами – авт.) сотрудничество или нет, но, судя по всему, было”,- добавил наш собеседник.

Он также рассказал о ситуации, которая сложилась на самой высокой точке Мравского горного хребта, в районе горы Гомшасар. Высота находилась под контролем Армии обороны Арцаха, однако чуть ниже у азербайджанцев была своя позиция. “Противник спокойно перекрыл дорогу между нашими постами, после чего пришли русские и встали рядом с ними, позволив азербайджанцам закрепиться там. Русские добирались до этого участка через наши позиции. Наши ребята помогали им доставать еду, воду. Но потом они (русские) подставили наших ребят”,- отметил офицер из Арцаха.

Он также рассказал, как в 2021 г. азербайджанцы пришли из их позиции в Карвачаре и начали прокладывать дорогу в глубь Мартакертского района, к бывшему населенному пункту Агдабан, где раньше жили азербайджанцы. По словам Армана Акопяна, хотя Агдабан находился в тылу армянских сил, последние поздно заметили перемещение азербайджанской техники, так как она работала в ущелье. Когда армянские военнослужащие заметили работавшую технику, они окружили азербайджанцев и заставили их прекратить строительные работы. Однако при содействии русских стройтехника противника была выведена с этой территории, после чего азербайджанцы установили там “блокпост”. 

Арман утверждает, что именно благодаря целому ряду подобных действий азербайджанская сторона продвигалась вперед. Противник в присутствии русских начал постепенно захватывать имеющие важное значение позиции, чтобы в дальнейшем с меньшими потерями захватить новые территории. 

Не имея возможности вернуться во время блокады в Арцах, Арман решил демобилизоваться из Армии обороны Арцаха и поступить на военную службу в Сюнике. “Скажу прямо: сегодня именно Сюник является опасной зоной, и мы здесь должны оказывать помощь. Опасность есть, и опасность на передовой, которая начинается отсюда”,- сказал в заключение Арман Акопян.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter