HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ашот Гарегинян

Водные процедуры

Ужасающее по своим последствиям наводнение в Краснодарском крае России заставляет повнимательнее приглядеться к водным ресурсам нашего отечества. Хотя, знаете, этим следовало бы, в первую очередь заняться тем, кому это положено по долгу службы. Потому что хоть страна у нас и горная, и всё должно стекать вниз, сообразно законам физики, это не спасает от неприятностей.

Взять, например, приток реки Ахурян – речку Гюмри, протекающую через одноименный город. Сама по себе речка невелика – так, ручей вроде, и любой воробей долетит и до середины его, и еще дальше. Но недаром говорится в народе, что мелкая блоха злей кусает. Когда Гюмри разливается, тех, кто живет по ее берегам (тутошний квартал называется “Дзори майла”), охватывает тревога – снова сточные воды и всякая гадость с ними! До человеческих жертв, к счастью, не доходит. Однако ущерб наносится порядочный. Бывает, что случаются и травмы. И так – уже более двух десятилетий.

Собственно, Гюмри – или Гюмри-чай, как его по старой памяти называют гюмрийцы “со стажем” – по консистенции воды и постороннему содержимому, которое в нее регулярно попадает, сильно напоминает сточную канаву. Со всеми вытекающими последствиями. В буквальном смысле слова. Недавно сотрудники Министерства здравоохранения РА и Ширакского регионального отделения Государственной экологической инспекции провели исследование состояния речки. Результаты – самые неутешительные: на всех ее участках загрязненность превышает предельно допустимые нормы, и санитарно-химические и микробиологические параметры, которым должны соответствовать открытые водоемы – в том числе и рèки,- здесь попросту отсутствуют.

Каждый раз во время разлива воды Гюмри проникают в окрестные жилища и заливают прилегающие земельные участки. Правда, есть бетонный отводный коллектор, по которому в подобных случаях излишек воды должен удаляться. Однако он давно превратился в мусорную свалку и не действует по прямому назначению. Местным жителям это, понятное дело, радости не добавляет. “Очень плохо обстоит!- возмущается один из них.- Сверху что только не сбрасывают – от целлофановых пакетов до старых матрасов. До мусорных урн им, видите ли, лень дойти. Вот канал постоянно и забивается, и нас вечно заливает. Приходится расчищать канал чуть ли не каждый день. Я уж сколько на этом мозолей заработал!”

Городские власти знают о проблеме и пытаются ее как-то урегулировать. Вместе с тем, считается, что немалая доля вины лежит и на самòм населении.

- Люди начали возводить домики по берегам реки самовольно, без учета профессиональных оценок,- отмечает специалист жилищно-коммунального и природоохранного управления мэрии г.Гюмри Степан Петросян.- Устроили там огороды, оградами обнесли, и всё такое. В результате русло реки искусственно сузилось. А теперь претензии высказываются в наш адрес.

Упомянутые домики появились по берегам Гюмри после землетрясения 1988 года, когда оставшиеся без крова гюмрийцы стали строить себе жилье, где придется. Удобные места некогда было искать. Так и появилось поселение в ущелье – Дзори майла. Наверное, этот самострой действительно не вписывался в градостроительные и другие каноны. Однако судить легко тому, кто сам ни разу не оказывался в подобной ситуации. Здесь же людям не приходилось выбирать.

Нужно было какое-то пристанище – хотя бы на некоторое время. А, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Именно с тех пор слово “домик” вошло в лексикон жителей северных регионов Армении, принявших на себя удар землетрясения,- как обозначение жилища-времянки, в котором приходится обитать за неимением лучшего. Был конец 1980-х; Советский Союз, вконец издерганный бездарными экспериментаторами, уже дышал на ладан. Ретивым проповедникам гласности и перестройки, с их концептуальными прожектами, конкретные люди и конкретные проблемы были неинтересны…

Времена изменились. Появились новые государства. Проповедники гласности и перестройки, подсуетившись и перекрасившись, молятся сейчас иным богам. А проблемы остались. И с ними нужно что-то делать.

- Я все же настроен оптимистично,- признается эксперт Мкртич Анесоглян.- Хочется верить, что в наши дни найдутся здравомыслящие люди, готовые и способные проявить добрую волю. Очень важно наладить конструктивное взаимодействие с местными жителями, которых непосредственно касается этот вопрос. Безусловно, его решение зависит от финансового содействия. Здесь свое слово должны, наконец, сказать госструктуры.

Госструктуры от этого не отказываются. По словам Степана Петросяна, проблемы, связанные с речкой Гюмри, находятся в центре внимания городской администрации. “Намечается реализация специальной программы,- говорит г-н Петросян, в рамках которой намечается очистить русло и углубить дно речки, а также убрать временные постройки с ее берегов. Если не весной, то осенью 2013 года непременно будет готова соответствующая проектно-сметная документация”.

Кстати, о травмах. Недавно здесь снова прошли обильные дожди. И снова случился паводок местного масштаба. Семья Абелянов в полном составе вышла на откачку воды и очистку участка от ила, грязи и мусора.

- Мусор – это еще что!- экспрессивно комментирует Джульетта Абелян.- К нам уже лягушек и крыс начало заносить. Недавно на огороде видели змею. Прямо хоть зоопарк открывай. Так вот и живем. А что еще остается?

Джульетте-то и не повезло: в борьбе с очередным затоплением она сломала руку. Так что в следующие разы ее трудоспособность окажется резко сниженной, что придется учитывать семейству. Да и потом, когда рука заживет, надо будет действовать осторожнее. А что действовать все равно придется, здесь никто не сомневается. Даже привыкли как-то. Предстоит ждать, по меньшей мере, год, пока упомянутая программа начнет претворяться в жизнь.

Конечно, Гюмри – не Амазонка, не Волга и даже не Рубикон. Однако норов есть и у нее. В сезонные критические моменты (уж извините за выражение) она показывает свой ершистый характер. И перейти ее оказывается ох как не просто. Напитавшись дождями, разливается она будь здоров. По местным масштабам, конечно. Но ведь людям, живущим в непосредственном соседстве с речкой, от этого не легче. Течет себе Гюмри по заданному природой маршруту, и нет ей дела того, что существуют – или не существуют – какие-то там постановления, целевые программы и офисы по реализации оных. Тем более, если попытки поставить своеволие природы под хотя бы относительный административный контроль оставляют пока желать лучшего. В отличие от популярно-игривого рекламного слогана, размер здесь вовсе не имеет значения. Главное – результат.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter