HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Чикагский саммит НАТО: итоги

Димитриос Триантафилу (Турция) 

Директор Центра международных и европейских исследований университета Кадир Хаз (Стамбул) Димитриоса Триантафилу.

Сона Кюркчян, www.hetq.am (Армения)

- Чем отличается Чикагский саммит от предыдущих саммитов НАТО? Каков его главный итог?

- Реально ничем, если не считать того факта, что это произошло в год выборов в родном городе президента Обамы. Кроме того, этот саммит состоялся после поворотного Лиссабонского саммита, который проходил в 2010 году и дал старт новой стратегической концепции альянса. Кажется, это был первый саммит, проходивший после арабской весны и операции в Ливии, но ничего сенсационного на нем не произошло, за исключением, пожалуй, очередного подтверждения того, что европейские союзники отдаляются от НАТО, поскольку не хотят или не могут увеличивать предоставляемые альянсу свои ресурсы. В операциях НАТО европейские союзники могут использовать только 5 процентов своих войск.

- Как в будущем намерен поступать НАТО, если не все члены альянса будут согласны на операции в том или ином регионе? Был ли в Чикаго учтен опыт отказа некоторых членов от участия в операции против Ливии?

- Я склонен согласиться с оценкой Томаса Риеса, который в своей опубликованной недавно статье выдвинул точку зрения, согласно которой в результате того, что европейские союзники не могут сообща способствовать формированию атмосферы глобальной безопасности, то будет "потерянный альянс", который не сможет ориентироваться, смотреть вперед и конкретизировать жизненно важные для себя стратегические интересы, находящиеся вне пределах элементарных вещей, не сможет достичь согласия вокруг того, на каких угрозах в будущем стоит концентрировать внимание, не сможет генерировать военные мощности, способные реагировать на эти угрозы. Этот растущий внутри НАТО дефицит еще больше усугубляется из-за недостатков в Политике общей безопасности и обороны ЕС (CSDP), в которой участвует большинство европейских союзников по НАТО. 

- Почему после Лиссабонского саммита НАТО, на который из-за принятых формулировок не присутствовал президент Армении С.Саркисян, на Чикагском саммите был принят документ с теми же формулировками о конфликтах на территориях стран СНГ?

- НАТО остается верен своим принципам, связанным с территориальной целостностью, независимостью и суверенитетом государств, вовлеченных в долгосрочные конфликты, - Армении, Азербайджана, Грузии и Молдовы. Армения, учитывая состав членов альянса и те опасения, которые озвучивали многие из них, не могла ожидать в декларации Чикагского саммита других формулировок, связанных с территориальной целостностью государств. Это каким-то образом связывается и с развитием взаимоотношений между Россией и НАТО, а также дискомфортом, вызванным у России отношениями между Арменией и НАТО.

Анжела Хачатрян, www.1in.am (Армения)

- Оправдались ли ожидания Грузии от Чикагского саммита, и означают ли принятые документы, что Грузия станет страной, которую примут в альянс в ходе следующего этапа расширения НАТО? Когда, на Ваш взгляд, может быть это расширение?

- Я не уверен, что на Чикагском саммите сбылись ожидания Грузии, связанные с членством в НАТО. Несмотря на ремарки госсекретаря США Хиллари Колинтон о том, что следующий саммит станет саммитом расширения, многое будет зависеть от приоритетов следующей администрации США, от взаимоотношений с Россией в плане ряда глобальных вызовов, а также от результатов предстоящих в Грузии выборов.

Армен Минасян, www.panorama.am (Армения)

- Официальная Анкара высказалась против участия Израиля в Чикагском саммите. На Ваш взгляд, вытекает ли подобное поведение из принципов НАТО, если учесть, что в вопросе обеспечения региональной безопасности важнейшее место занимает диалог на всех уровнях?

- Конечно, позиция Анкары не совпадает с принципами НАТО. Фактически Анкара тоже пыталась способствовать, хотя и безуспешно, членству Бывшей Югославской Республики Македония, тем самым желая изменить решения, принятые на Бухарестском саммите 2008 года (в котором принимала участие и сама Турция ), в ущерб греческим интересам. Тем не менее Турция является важным актором в сфере региональной безопасности и экономики, и следует учесть ее растущую значимость. Анкара воспринимается изолированной от Запада в различных областях (от зашедшего в тупик процесса принятия в ЕС до трудного соседства с ней). Это значит, что, возможно, следовало бы лучше понимать позиции Турции, что в свою очередь не означает полного принятия этих позиций альянсом.

- Каков, по Вашему мнению, главный итог Чикагского саммита? Какое место в принятых решениях занял вопрос расширения НАТО за счет принятия новых членов?

- Основным результатом Чикагского саммита стало то, что у альянса, оказывается, есть проблемы, поскольку он не смог серьезно заняться своими собственными приоритетами. Мало кто из европейских союзников обладает стратегическим мышлением, но они, кажется, озабочены не столько вопросами своей глобальной ответственности, сколько угрозами, исходящими от финансово -кредитного кризиса. Ливийская операция выявила большинство этих недостатков, хотя основное бремя осуществления операции и связанных с ней ресурсов лежало на плечах США. На Чикагском саммите было уделено время для таких вопросов, как Афганистан, будущие мощности и партнерство. Но ни один из них не может быть по-настоящему стратегическим. На будущее был оставлен и вопрос дальнейшего расширения альянса.

Давид Степанян, www.arminfo.am (Армения)

- Обсуждались ли на саммите НАТО в Чикаго неурегулированные конфликты на постсоветском пространстве, в частности нагорно-карабахский конфликт? Если да, то в каком формате и ракурсе?

- Обсуждение затяжных конфликтов на постсоветском пространстве охватило лишь утверждение о том, что эти конфликты должны быть разрешены. Несмотря на очередное заявление о поддержке территориальной целостности, независимости и суверенитета Армении, Азербайджана, Грузии и Республики Молдова, что связано с необходимостью решить эти конфликты на основе международного права, НАТО на самом деле "прошелся галопом" по всем процессам и событиям на постсоветском пространстве, включив в свою резолюцию отмеченную выше формулировку, так как нужно было сказать кое-что о конфликтах, что соответствует также принципам НАТО и Хартии ООН. Многое зависит от развивающихся взаимоотношений с Россией, которыми саммит не занялся на должном уровне из-за отсутствия Путина.

Анна Барткулашвили, фриланс журналист (Азербайджан)

- Американский эксперт Альфред Росс до начала саммита прогнозировал, что в Чикаго Америка будет просить дополнительное финансирование, солдат и истребителей от своих союзников по НАТО. С какими именно проблемами связаны подобные прогнозы и насколько они решились на саммите?

- Ни один из этих вопросов не решился, поскольку саммит показал, что европейские союзники либо не хотят, либо не в состоянии осуществлять больше инвестиций в оборонную сферу. В действительности за последние три года расходы на оборону в Европе сократились более чем на 24 млрд долларов, и без вовлечения США невозможно было бы успешно завершить осуществляемую Европой операцию в Ливии, если учесть радиоэлектронные помехи, давление в сфере воздушной обороны, предоставленные Соединенными Штатами 80 процентов горючего и большую часть использованных в ходе операции бомб. Параллельно сокращению европейскими союзниками своих оборонных мощностей и обязательств, а также углублению пропасти между Европой и США со стороны Вашингтона возрастают беспокойство и нетерпение. Обеспокоенность вызывает также не спланированный должным образом вывод войск из Афганистана.

- Что из себя представляет программа НАТО Smart defence и что именно побудило ее принять?

- “Smart Defence”, или "Умная защита", - это попытка довести до оптимальных объемов сокращающиеся в настоящий момент участие в альянсе европейских союзников и нужды США, связанные с направлением части американских ресурсов на противодействие другим угрозам, например, в Тихоокеанском регионе. В период бюджетных ограничений важное значение придается концентрации на конкретных регионах, функциях и сотрудничеству, иными словами, на том, как минимальными средствами добиться максимума. Обсуждение перспектив совместного использования Францией и Объединенным Королевством своих авианосцев уже свидетельствует о потенциале "Умной защиты". Цель состоит в том, чтобы обеспечить сохранение НАТО и его странами-членами военных мощностей, которые дадут возможность альянсу осуществлять свои основные функции, включенные в принятую на Лиссабонском саммите 2010 г. новую Стратегическую концепцию.

- Удалось ли на саммите в Чикаго эффективно отреагировать на все проблемы, возникшие перед НАТО на данный момент, и в каких направлениях решили действовать в первую очередь?

- Нет. У НАТО есть проблемы, поскольку у многих европейских союзников альянса отсутствуют как политические, так и материальные обязательства. В условиях требований современного глобализованного мира, сокращающихся ресурсов и ложного чувства безопасности во многих европейских странах НАТО предстает в качестве всемирной оборонной организации, а также в том контексте, в котором нечетко обозначено наличие или отсутствие в будущем еврозоны. Чикагский саммит повышает степень информированности о бесчисленных вызовах безопасности и предлагает некоторые инициативы, однако не выступает с новой стратегической программой. 

Тарана, www.contact.az (Азербайджан)

- Какое место в повестке дня саммита занимал вопрос будущего развития НАТО?

- В ходе саммита были подняты вопросы о необходимости мощностей в будущем и реализации "Smart Defenсe", а также вопрос углубленного сотрудничества с такими странами, как Австралия, Япония, Южная Корея и Новая Зеландия. Эти вопросы составляют важную часть декларации саммита. Тем не менее, если сегодняшнее европейское мышление, которое направлено на сокращение оборонных расходов и мощностей, не изменится, то эти вопросы не смогут быть успешно решены.

Эмиль Бабаяан, www.news.am (Армения)

- К каким результатам пришли после обсуждения на саммите в Чикаго стратегии в Афганистане до и после 2014 года? Может ли афганская сторона к моменту вывода войск НАТО быть готова взять на себя все обязанности по обеспечению безопасности в стране, и может ли быть приостановлена гражданская война в Афганистане к тому времени? Какие достижения и провалы в Афганистане были отмечены в ходе Чикагского саммита?

- Вывод войск из Афганистана был одним из основных вопросов Чикагского саммита. Решения были приняты с учетом сокращения военного присутствия войск НАТО, хотя, как представляется, существует обеспокоенность по поводу того, что вывод войск происходит в момент, когда Талибан начинает вести себя более дерзко, осуществляя нападения по всей стране. Кроме того, задействуются фонды, необходимые для того, чтобы силы национальной безопасности Афганистана противостояли вызовам, характерным для переходного периода, и заняли позиции лидера. Из 4,1 млрд долларов США, необходимых и запланированных для сил безопасности Афганистана в годовом разрезе, 1,3 млрд должны предоставить те страны, которые не являются членами НАТО и не имеют с альянсом деловых отношений. Однако складывается впечатление, что средства не собираются.

Эмма Байрамова, www.tribuna.ge (Грузия)

- Что нового по Грузии в документах чикагского саммита по сравнению с предыдущими решениями?

-Новые процессы относительно Грузии связаны с тем выступлением госсекретаря США Хиллари Клинтон, в котором она говорит о необходимости обсуждения на следующем саммите вопроса о расширении альянса, а также об участии Грузии во встрече стран, стремящихся к членству в НАТО. Это не означает, что на Чикагском саммите существовало четкое представление о перспективах расширения, которое произойдет в результате вовлечения Грузии.

- Есть ли у Грузии прогрессивные достижения на пути присоединению к альянсу?

- Хотя Грузия удовлетворяет многим критериям членства, тот факт, что эта страна пока не начала переговоры вокруг Плана действий по своему членству (MAP), не очень способствует ее заявке в отличие от стремящихся к членству других стран Юго-Восточной Европы. Правительство Грузии поступило довольно хитро, уменьшив до саммита свои ожидания, однако оно недовольно, поскольку декларация Чикагского саммита лишь подтверждает принятое в Бухаресте решение о том, что Грузия когда-нибудь присоединится к альянсу. Очевидно, что многое зависит от предстоящих в этом году в Грузии парламентских выборов, а также от президентских выборов, которые пройдут в октябре 2013 г.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter