HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Как амнистировать прошлые преступления

В декабре 2010 г. министр юстиции РА Геворк Даниелян был отстранен от должности по той причине, что не объявил выговор начальнику Службы принудительного исполнения судебных актов Миграну Погосяну, унизившему и избившему в своем кабинете подчиненного. Однако Погосян не только не понес наказания за свой поступок, но и в феврале 2010 г. указом президента получил звание генерал-майора юстиции.   

В 2011 г. появилась информация об использовании в армии просроченного индийского буйволиного мяса, после чего по нарушениям, выявленным в сфере поставок армии мясопродуктов, было возбуждено уголовное дело. В этой скандальной истории больше всего муссировалось имя заместителя начальника генштаба МО по линии закупок и вооружений Аршалуйса Пайтяна. На созванном 16 сентября заседании правительства президент фактически подтвердил эту связь, отметив, что не может понять, как начальник генштаба берет деньги в долг у поставщика. Очевидно, что взятие в “долг” могло быть формой легализации взятки, а значит уголовным преступлением. 6 сентября 2012 г. Пайтян без каких-либо объяснений, всего лишь указом президента РА был освобожден от занимаемой должности. 

В августе 2012 г. госинспекция по безопасности сельскохозяйственных  продуктов сообщила, что в результате лабораторных исследований в молоке нескольких компаний, производящих молочную продукцию,  обнаружена сода, которая является запрещенной добавкой. Примерно через неделю начальник инспекции Абрам Бахчагулян созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что второе лабораторное исследование не обнаружило в продукции этих компаний соду. В результате привлечь к ответственности допустившие нарушения компании стало невозможно. Этого удалось добиться только благодаря тому, что инспекция, обнародовав результаты предварительных исследований, дала этим компаниям возможность и время до официальных лабораторных исследований выпустить новую партию молочной продукции без добавок.

В июне 2012 г. в результате жестокого избиения в ресторане “Арснакар” умер военный врач Ваге Аветян. Однако в возбужденном уголовном деле отсутствуют данные детализации телефонных разговоров владельца ресторана, депутата парламента Рубена Айрапетяна, хотя сам депутат настаивает на том, что орган предварительного следствия провел эту работу. Более того, хотя Айрапетян утверждает, что организованные перед его особняком акции протеста напугали членов его семьи, из материалов дела стало известно, что Айрапетян длительное время, вплоть до трагедии в “Арснакаре”, вместе с семьей находился в расположенной по соседству с рестораном Футбольной академии Армении, что фактически может объяснить то обстоятельство, что в течение этого времени Айрапетян, находясь на данной территории, звонил или получал телефонные звонки. И вопрос о том, не было ли все это сделано с целью исключить причастность Айрапетяна к данному преступлению, остается без ответа. 

24 августа 2012 г. Спартак Гукасян, сын пока еще действующего мэра Гюмри Вардана Гукасяна, со своими дружками устроил дебош напротив детского игрового зала “Мир чудес”, применив при этом огнестрельное оружие. Однако уголовное дело по этому факту следственный отдел полиции Ширакской области возбудил лишь через три дня. Именно столько времени потребовалось правоохранителям, чтобы выдвинуть Спартаку Гукасяну обвинение и принять решение о его аресте. Тем самым Вардану Гукасяну фактически была дана неделя на то, чтобы вывезти сына из страны и освободить его от ответственности.

Эти разные по своему характеру события и факты лишь на первый взгляд не связаны друг с другом. Между тем их объединяет общая коррупционная, протекционистская, криминальная причинно-следственная связь, которая делает возможным любое уголовное, экономическое, административное правонарушение, преступление и нейтрализует исходный принцип ответственности и равенства всех перед законом.

И вот на этом фоне особое звучание получают созванное президентом РА Сержем Саргсяном совещание правительства и прозвучавшие на нем оценки и поручения.

По сути Серж Саргсян впервые открытым текстом заявил, что система управления коррумпирована до мозга костей и что руководимая им  власть за это время ничего не смогла сделать для нейтрализации или хотя бы сокращения масштабов коррупции. Однако гвоздем выступления президента стало заявление о том, что в случае выявления подобных фактов они уже не ограничатся снятием с должностей виновных, а “а будут ловить с головы крупных”.

Президент, разумеется, не объяснил, на ком заканчивается упомянутая им голова, оставив это на собственное усмотрение. А что ловить с головы крупных будут исключительно по его усмотрению, он дал понять на том же совещании, когда поручил Службе национальной безопасности и Генпрокуратуре серьезно заняться результатами проверок, проведенных его контрольной службой в сфере госзакупок и тендеров. Президент фактически дал указание обеим системам заняться ни больше-ни меньше своей прямой обязанностью – раскрытием преступлений, из чего можно заключить, что если бы он не отдал такое поручение, то дело не сдвинулось бы с мертвой точки. То, что так и должно было быть, доказывает хотя бы деятельность Контрольной палаты РА. Уже много лет эта структура выявляет факты бесцельной траты и хищений огромных бюджетных средств различными ведомствами, однако правоохранительные органы не хотят их замечать.

Однако это лишь одна сторона вопроса. Вторая состоит в том, почему президент поручил прокуратуре и СНБ заняться только этим вопросом, в то время как до этого были допущены скандальные правонарушения, от которых, как и от вышеупомянутых случаев, явно попахивало коррупцией и протекционизмом.

Когда президент говорит о том, что впредь они не будут удовлетворяться только освобождением от должностей, то сразу создается впечатление, что тем самым тема совершенных ранее преступлений закрывается, что равнозначно объявлению своеобразной амнистии на самом высоком уровне. 

Отсюда можно заключить, что заверения в том, что “будут ловить с головы крупных” или “не ограничатся увольнением с работы”, носят “веерный” характер и будут действовать до тех пор, пока не возникнет необходимость в осуществлении новой амнистии посредством нового поручения не удовлетворяться снятием с работы.  

Может, президент действительно настроен на то, чтобы начать все с чистого листа. В конце концов это тоже вариант. Однако общество не готово поверить в это, во всяком случае сейчас. Для того, чтобы внушить обществу эту веру, президент в первую очередь должен ответить на вопрос, почему, когда он поручает министру здравоохранения отрегулировать рынок лекарств, он не делает то же самое в отношении рынков бензина, сахарного песка, растительного масла и других рынков, находящихся в исключительном распоряжении кланов и семей группы армянских олигархов. Или почему во время рабочего совещания в Кассационном суде он заявляет только о недопустимости безнаказанности отправляющих правосудие должностных лиц и о том, чтобы руководствоваться единой правовой практикой, но ни слова не говорит о сверхзадаче сферы юстиции – обеспечении полной независимости судебной власти. В конце концов очевидно, что как сильно ни ударяй кулаком по столу, как ни превращай правительство в козла отпущения, без задействования независимой судебной системы и проявления политической воли вопросы не будут решены.

 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter