HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

АНТИкоррупция: развлечение в свободное время...

"Мы должны сами выявить существующие коррупционные проявления. Если власть их не выявляет, то общество, осознающее, что в этой стране коррупция – серьезное зло, теряет доверие к властям",- заявил премьер-министр Армении Тигран Саркисян в своем выступлении на состоявшемся 3 ноября в правительстве заседании Совета по борьбе с коррупцией. Премьер также сказал, что ситуация в сфере борьбы с коррупцией их не удовлетворяет и что президент страны, выступив с жесткими оценками, потребовал от правительства решительных шагов.     

Фактически если бы не эти жесткие оценки главы государства, премьер так бы и не догадался, что доверие общества к властям связано в первую очередь с их способностью выявлять коррупцию. Такой комментарий сам по себе показывает, насколько искусственна начавшаяся кампания против коррупции, которую в преддверии президентских выборов инициировал президент РА Серж Саргсян и которую на пропагандистском уровне вынужденно начала обслуживать вся властная машина. А ожидать результатов от всего того, что носит искусственный характер, никогда не следует.     

О деятельности Совета по борьбе с коррупцией, который возглавляет премьер-министр, никто фактически не знал. Последняя информация об этом органе относится к апрелю 2010 г. и касается принятой им в 2008 г. "Антикоррупционной стратегии и программы мероприятий по ее осуществлению на 2009-2012 гг.". 2012-й год уже подходит к концу, а значит истекает и срок реализации данной программы, а это в свою очередь предполагает, что уже сейчас мы должны были видеть ощутимые результаты.   

Между тем никаких результатов нет, более того, премьер, повышая уровень борьбы с коррупцией на новый, "хирургический" уровень, фактически признает, что она провалена. В противном случае главе правительства следовало хотя бы объяснить выразившему недовольство президенту, что существует программа, в которой четко обозначены все мишени и в соответствии с которой осуществляются конкретные действия. Чтобы судить о том, насколько эффективной была борьба с коррупцией, мы прежде всего должны понять, в какой мере реализована эта программа.    

Но если ничего не сделано, значит эта программа стала результатом бессмысленной работы премьера на протяжении почти 1,5 лет и столь же бессмысленно потраченных огромных средств, либо минутное настроение и политические амбиции президента имеют более существенное значение, нежели эта огромная работа и уже задействованный и как будто приемлемый для всех документ. Поэтому в ближайшее время следует ожидать, что на фоне жестких оценок президента премьер по меньшей мере признается в том, что эта  программа не была осуществлена, либо они изначально выбрали ошибочные мишени и проводили неправильную работу.

Эта реалия свидетельствует и о том, насколько несерьезное отношение проявляется к борьбе с коррупцией. Всего 5 месяцев назад в Брюсселе Тигран Саркисян сперва в своем выступлении в Центре изучения европейской политики, а затем отвечая на пресс-конференции на вопрос о том, почему в вопросе борьбы с коррупцией Армения не руководствуется примером Грузии, заявил: "Ответ прост: потому что для Армении революционный путь изменений неприемлем. Мы идем по пути эволюционных изменений. Этот путь требует более длительных усилий, но он обеспечивает стабильность, что является для нас приоритетом, учитывая наши отношения с соседями".  

Спустя пять месяцев Тигран Саркисян уже говорит о революционных решениях и хирургическом вмешательстве. Остается понять: а разве внутренняя стабильность нам уже не нужна или отношения с соседями отрегулированы до такой степени, что мы уже можем спокойно пережить революции и потрясения? Несмотря на наличие стратегии, в течение всего нескольких месяцев становится возможно проявить противоречивые подходы. Можно лишь гадать, что во время своего следующего визита в Брюссель Тигран Саркисян ответит на вопрос о том, в какой мере оправдал себя путь эволюционных реформ. 

В прошлые годы в Армении было создано несколько институтов антикоррупционного значения. Из них можно выделить два: Общественный совет, призванный генерировать и доводить до уровня  политических решений общественное мнение относительно различных проблем, то есть осуществлять общественный контроль за государственным управлением, и созданная в январе 2012 года Комиссия по этике высокопоставленных должностных лиц, которая не только должна осуществлять декларирование доходов 500 высокопоставленных чиновников, но и уполномочена изучать случаи нарушения этических норм.    

Ни один из этих институтов так и не заработал. За 4-5 лет своего существования ни одно высказанное Общественным советом мнение или принятое решение так и не стали ориентиром для действий правительства. ОС просто превратился в "развлечение в свободное время", или клуб политических пенсионеров, возможности которого сводятся максимум к тому, чтобы сделать предметом обсуждения, скажем, вопрос продажи здания МИД в том случае, когда месяц назад правительство его уже продало. 

Комиссия по этике высокопоставленных должностных лиц якобы действует уже 10 месяцев. В середине этого года, когда не была проведена даже пресс-конференция с целью представить общественности, чем все это время занимались члены комиссии, получающие зарплату за счет налогоплательщиков, премьер-министр в Брюсселе гордо заявил: "Наши слова не должны расходиться с делами, и я убежден, что в этом году нас ожидают серьезные дебаты вокруг доходов этих 500 высокопоставленных должностных лиц".

Такие дебаты, конечно же, не состоялись, поскольку Комиссия находилась в таком глубоком подполье, что о ее существовании можно было забыть, если бы премьер вдруг не вспомнил о ней и не принял решение позвать ее руководителя на последнее заседание Совета по борьбе с коррупцией. По сей день никто не знает, чем на протяжении всего года занималась эта Комиссия, какие задачи решала, если, конечно, вообще решала, что обнаружила в представленных высокопостасвленными чиновниками декларациях о доходах, возбудила ли производство в отношении какого-либо из них и т.д. И этот стиль работы Комиссии по этике отражает весь "блеск" борьбы с коррупцией в Армении.  

В нашей стране коррупция носит системный характер. Это косвенно подтверждает и принятая Советом по борьбе с коррупцией "Антикоррупционная стратегия и программа по ее осуществлению на 2009-2012 гг.", в которой подчеркивается, что в Армении коррупция проявляется во всех трех направлениях – практическом, административном и политическом. Это предполагает, что борьба с коррупцией тоже должна иметь системный охват. Между тем на состоявшемся в минувшую субботу заседании Совета по борьбе с коррупцией глава правительства заявил: "Мы должны выявить приоритетные 3-4 сферы и сосредлоточить наши силы на причинах, порождающих коррупционные явления".

Таким образом, несмотря на заявления премьера об использовании "хирургических способов" борьбы с коррупцией, очевидно, что эта борьба будет продолжать осуществляться в отдельных сферах, то есть, по сути, носить "пожарный" характер. В подобной ситуации уже неважно, последуют ли за прозвучавшими последними заявлениями аресты по обвинениям во взяточничестве или злоупотреблении должностным положением, а если даже последуют, какой величины будут "попавшие в сеть акулы". Потому что если коррупция носит системный характер, то уже несущественно, кто "винтики".   

Между тем для того, чтобы антикоррупционная борьба носила системный характер, необходимо вывести из строя работающую с помощью этих винтиков машину. Для этого нужно сделать только один, но очень серьезный и фундаментальный шаг: обеспечить разграничение ветвей власти и соблюдение конституционной нормы их взаимного уравновешивания. То есть провести нормальные выборы для формирования легитимного парламента и позволить ему полноценно выполнять свои контрольные функции в отношении исполнительной власти, а также обеспечить полноценно независимую, в частности свободную от влияния правительства и президента, судебную и правовую систему, которая руководствовалась бы не спускаемыми с Баграмяна, 26 распоряжениями, а исключительно законом. До тех пор, пока этот принципиальный вопрос не будет решен, разговоры обо всем остальном будут лишь пустой тратой времени.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter