HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Мастера обмана и самообмана

Перед началом осенней сессии парламента президент Серж Саргсян представил те основные направления, по которым власти будут развивать политические процессы.

Президент не стал скрывать, что преследует две основные задачи: любой ценой довести до конца конституционные реформы и начавшийся в этих рамках процесс внедрения системы парламентского правления и создать в этом контексте так называемые правовые основания для воспроизводства власти без потрясений.

С этой целью Серж Саргсян фактически объявил мобилизацию властных ресурсов: провозгласил парламент главным фронтом, а членов парламентской фракции Республиканской партии – солдатами, засевшими там в окопах. Все это свидетельствует о том, что он готовится к решающей внутриполитической битве, в которой будет решаться не только его политическое будущее, но и, возможно, сохранение целостности всей властной системы. К этому президент идет с четким планом действием, видением, запасными вариантами многошаговых комбинаций, которые направлены на то, чтобы с одной стороны сформировать доверие к системе и команде, а с другой – убедить соперников и общество в своей силе. И он, пожалуй, выбрал для этого самый удобный момент, учитывая ту реалию, что сейчас противоположный лагерь меньше всего способен препятствовать осуществлению целей.

Невластные силы, несмотря на попытки уточнить дальнейшие планы и тактику, в действительности заняты разработкой ложных повесток, обманывая общество и самих себя, а также будучи не в состоянии вырваться из тисков беспринципности и непоследовательности.  

Остальные невластные парламентские силы, за исключением Армянского национального конгресса, еще два года назад пришли к выводу, что ключ к общественно-политическому развитию Армении состоит в скорейшем отказе от полупрезидентской системы правления и переходе к парламентской системе. Однако сейчас, когда власть сама инициировала направленные на это конституционные изменения, эти силы, за исключением АРФ Дашнакцутюн, провозгласили смену системы несвоевременной. Единственное объяснение, которое было представлено после первого же намека на возможность перехода к парламентской системе, состояло в том, что Серж Саргсян начал осуществлять эту инициативу с целью увековечить свою власть уже в статусе председателя Национального Собрания. 

Однако это предвзятое мнение поставило его сторонников в абсурдное положение. Во-первых, кроме некоторых общих концептуальных подходов никакого проекта изменений в обращении нет, поэтому нельзя сказать, какими полномочиями будут наделены председатель НС и премьер-министр, кому из них будет принадлежать реальная власть. Во-вторых, общественности еще не представлен даже проект изменений, однако оппозиция уже выражает убежденность не только в том, что изменения уже можно считать принятыми путем референдума, но и предсказывает победу РПА на предстоящих парламентских выборах, а также избрание Сержа Саргсяна председателем НС. Это не что иное, как невольное самопризнание собственного поражения в процессе реформирования Конституции и на предстоящих парламентских выборах. Но это еще ничего.  

Если причиной всех существующих в Армении недостатков, провалов и проблем оппозиция считает характер нынешней власти, а также нынешние “конституционные” притязания на узурпацию и монополизацию государственной власти, то именно это она должна была выбрать в качестве своей потенциальной мишени и именно вокруг этой перспективы строить свою стратегию.

Два дня назад состоялась очередная встреча лидеров двух ключевых сил четверки – руководителя партии “Процветающая Армения” Гагика Царукяна и руководителя Армянского национального конгресса Левона Тер-Петросяна. Однако судя по опубликованной совместной официальной информации о встрече стороны фактически не обсуждали вопрос возможных механизмов предотвращения воспроизводства власти. А если вопрос обсуждался, но стороны предпочли не сообщать об этом, сделав акцент на представленных властям требованиях из 12 пунктов, то надо полагать, что они не могут придти к общему знаменателю в этом вопросе. В результате основным способом скрыть внутренние разногласия и столкновение интересов стало акцентирование принятия компромиссных решений по некоторым второстепенным тактическим вопросам, что является примитивным политическим трюком.  

Таковым можно считать, например, выдвижение властям требований из 12 пунктов, на выполнение которых, как известно, было отведено время до сентября. Срок уже истек, и сейчас четверка должна решить, как выйти из этого положения. Проблема в том, что одно-два из этих действительно важных, но ситуационных требований власть выполнила, но большинство – нет. Четверке предстоит разобраться, действительно ли невыполненная часть требований настолько важна, чтобы показать властям “красную карточку”.

А пока входящие в четверку силы готовятся к митингу, который состоится в середине октября и на котором будет дан ответ на этот вопрос. Однако все понимают, что наибольшую важность представляет не этот ответ, а то, что последует за этим, какими будут шаги оппозиции, как далеко она пойдет и станет ли это основанием для выдвижения вопроса о полной смене власти и требования об отставке, скажем, президента или хотя бы премьер-министра. Это именно то, к чему четверка в действительности не готова и не была готова никогда.

АНК и партия “Наследие” ставят вопрос о полной смене власти и отставке Сержа Саргсяна. Однако АРФ Дашнакцутюн и ППА отказываются от столь радикального подхода.

ППА руководствуется логикой осуществления внутреннего “бархатного” переворота”, при этом она не может обойти фактор Овика Абрамяна. В ППА понимают, что в результате крайних действий против действующей власти ко дну может пойти и сама партия как генетическая носительница этой власти. Поэтому в основе действий “Процветающей Армении” лежит намерение плавно забрать действующую систему у Сержа Саргсяна или как минимум разделить ее на максимально приемлемых условиях.  

Даже задачу возвращения к власти Роберта Кочаряна ППА рассматривает именно с этой точки зрения. В свою очередь АНК и  “Наследие” понимают, что тот сценарий, которым руководствуется ППА и тащит их за собой, приведет не к качественным системным изменениям, а всего лишь к смене местами акторов, в результате чего им ничего не достанется. Более того, они серьезно опасаются, что могут вольно или невольно стать инструментом для возвращения Кочаряна.   

Вместе с тем каждая из этих четырех сил понимает, что без друг друга и за пределами четверки они обречены на маргинализацию. Именно поэтому первоочередной для невластных сил становится не задача смены власти или предотвращения ее воспроизводства, а необходимость, так сказать, остаться на плаву. Единственный шанс для этого создает достижение компромисса вокруг второстепенных вопросов и создание впечталение единства путем постоянного проведения встреч.

Это, конечно не исключает, что в случае появления признаков ослабления позиций власти и в частности Сержа Саргсяна имитационное единство может стать реальным. Но какими бы отталкивающими ни были нышение проявления этой имитации со стороны оппозиционного поля, тем не менее это то, на что способна сегодняшняя оппозиция. Стремление акторов этого поля всячески скрыть реальность заставляет их не ослаблять активность, постоянно выступать с креативными или шаблонными инициативами, что придает живость политике и, самое главное, является единственным способом заставить власть идти на компромиссы в некоторых вопросах. 

Комментарии (4)

barséghian
Mégnapanoutian Arjani djén. Paribardabar karakatsin gouyr djé, tupoy djé.
Վարազ Սյունի (Ամստերդամ)
Ուղղում՝ ՀԳ. Ընդդիմադիր կողմը երբեք չի ասել,որ իրենք դեմ են պառլամենտային համակարգին. նրանք ասում են, որ դա «ժամանակավրեպ» է, որի հետ համաձայն եմ:..................................................... Իսկ ՅՀԴ-ը՝ 2008-ից սկսած՝ իշխանությունների կրտսեր ու հավատարիմ եղբայրն էր: «Դաշնակները» ասում են՝ «մենք կոլեգիալ կուսակցություն ենք,ուստի ուզում ենք պառլամենտային համակարգ»: Բայց «դաշնակները» կույր են ձևանում՝ իշխանությունների կցորդ դառնալով:
Վարազ Սյունի (Ամստերդամ)
Համոզված չեմ,թե արդյոք այդքան համաձայն եմ հոդվածի հետ: Նախ՝ այսպիսի «սահմանադրական բարեփոխումներ» ԱՅՍ ՊԱՀԻՆ Հայաստանին պետք չէ՝ այն էլ տվյալ փաթեթով: Դա,ա՛յս պահին, ՀՍՏԱԿ մեկ նպատակ ունի. իշխանության վերարտադրում: Ես սա նմանեցնում եմ հետևյալին. պատկերացրեք մարդը արյունահոսում է,իսկ կողքից իրար են անցել, թե այդ արյունահոսվող մարդու մազերը ինչ գույն ներկեն: Նույնն էլ այս, այսպես կոչված, «սահմանադրական բարեփոխումները» . Հայաստանը արյունահոսում է (արտագաղթ, օլիգարխային տնտեսություն),իսկ էդ ՀՀԿ-ն չգիտես ինչով է զբաղված: Նախագահական կամ պառլամենտային համակարգ. իսկ Ի՞ՆՉ ՏԱՐԲԵՐՈՒԹՅՈՒՆ այս պահին. դա՞ է արյունահոսությունը դադարեցնելու: Իհարկե ո՛չ: ՍԿԶԲԻՑ օլիգարխների հետևից գնացեք ու 5000 դրամանոց «ընտրությունները» վերացրեք. հետո կմտածցեք ավելի լյուքս պրոբլեմների մասին. ինչպես ՝ նախագահական,թե՞ պառլամենտային համակարգ: ՀԳ. Ընդդիմադիր կողմը երբեք չի ասել,որ իրենք դեմ են նախագահական համակարգին. նրանք ասում են, որ դա «ժամանակավրեպ» է,որի հետ համաձայն եմ:
Մարատ
Վերնագիրը ամեն ինչ արժե:

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter