HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Некоторые размышления по следам акций протеста против совершенного в Гюмри жестокого убийства

Эдгар Варданян

Совершенное в Гюмри жестокое убийство целой семьи стало причиной проведения стихийных митингов. В результате изучения призывов, акций протеста и других аналогичных действий можно сделать вывод о том, что людей вывел на улицу как сам факт преступления, которое по своей жестокости просто не укладывается в голове, так и неадекватное отношение армянских и российских властей к произошедшему и ожиданиям общественности.   

Люди были также возмущены и потрясены тем, что подозреваемый оказался не обычным преступником или, скажем, диверсантом вражеского государства, а русским солдатом с российской военной базы, которая, согласно распространенным представлениям, является одной из основных гарантий безопасности РА. 

Участники акции протеста были крайне недовольны тем, что обвиняемый содержится на российской базе, что его задержали не армянские правоохранители, а российские пограничники, что после задержания подозреваемого не передали армянским правоохранителям, как этого требует Конституция РА, что власти поздно отреагировали на убийство, что долгое время не могли найти подозреваемого, что власти не предоставляли общественности четкую информацию, что они заявляют: обвиняемый, будучи гражданином РФ, должен быть передан российскому правосудию, что российская сторона не попросила прощения у армянского народа и т.д.  

Многие протестующие возмущались также объяснением российского солдата, который, согласно официальной информации, при задержании сказал, что зашел в дом Аветисянов попить воды и от страха убил всех членов семьи. Подозрение вызывают многие обстоятельства, в том числе тот факт, что обвиняемый оставил на месте преступления свою одежду, автомат “калашников”, сапоги, на которых была написана его фамилия.

Следует отметить, что акции протеста были направлены против соответствующих властных органов и России, и Армении. Можно сказать, что впервые в новейшей истории Армении поднялась мощная волна протеста, в которой довольно громко звучала антикремлевская, но не антирусская риторика. В ходе акций ничего отрицательного в адрес русского этноса и российского общества не было сказано, и в этом плане утверждения некоторых комментаторов о том, что митингующие провоцировали межнациональный конфликт, абсолютно несостоятельны.

Следует отметить, что до сих пор участники акции протеста выдвигают только одно основное требование – передать обвиняемого армянским правоохранителям и судить его в армянском суде. Многие из них отмечают, что для них передача обвиняемого армянской стороне – это вопрос чести и достоинства.

Кстати, прокремлевские круги дают понять, что обвиняемый не должен быть передан армянской стороне и что для них это вопрос чести. В противоположность им критикующие путинский режим российские комментаторы отмечают, что обвиняемого следует передать армянской стороне и что российские власти своим отказом и безразличием, своими действиями унижают армян и настраивают против России самое дружественное для нее государство – Армению. 

Отдельно нужно остановиться на организаторах акций протеста. Акции не были организованы какой-то отдельной организацией, партией или инициативой. Они, судя по всему, были стихийными, однако в акциях участвовали различные гражданские активисты, общественные и политические деятели, среди которых, кстати, не было партийных лидеров. Именно они пытались в определенной степени координировать акции, вести переговоры с властными органами, формулировать требования и т.д. 

Фактически оппозиционные политические партии официально не участвовали в акциях. Партии не использовали свои возможности и ресурсы для расширения волны протеста и придания ей организованности. Можно предположить, что многие из них оказались не готовы к такому повороту событий. Однако учитывая то обстоятельство, что большинство крупных оппозиционных партий, неважно, справедливо или нет, считает Россию единственным гарантом безопасности РА, не исключено, что эти партии просто не хотели усиливать протест, который, как мы уже отметили, содержал резкую критику нынешнего российского режима в связи с его позицией по спорному вопросу. 

Получается, однако, что справедливый протест народа на практике не удостаивается поддержки со стороны его избранников, в результате чего акции становятся менее эффективными. Такая “реальная политика” могла способствовать перерастанию протеста в хаос, признаки которого уже проявились 15 января.

В этих условиях чрезвычайно важную роль должны сыграть гражданские активисты, которые с одной стороны, не будучи партийными, могут выйти из плоскости “реальной политики”, а с другой стороны – сделать борьбу граждан Армении за справедливость и собственное достоинство более организованной и грамотной. Нужно отметить, что общество не доверяет ни российским, ни армянским государственным органам, и в этих условиях даже в случае передачи обвиняемого армянской стороне люди удовлетворятся лишь наполовину и не “разойдутся по домам”.

Поэтому формирование гражданской инициативы, гражданского движения, которое будет проводить общественное расследование убийства, формулировать требования общества по данному вопросу и максимально грамотно организовывать акции протеста исходит из интересов общества.

Фото Нарека Алексаняна 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter