HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ерануи Согоян

Грузины хотели политизировать гюмрийскую биеннале, но получили достойный отпор

Имевшая нулевой бюджет 8-ая международная гюмрийская биеннале завершилась не так, как хотелось бы гюмрийцам. Биеннале открылась 14 сентября в зале Академии художеств Гюмри, а завершилась в Ереване, в Музее современного искусства, где с 21-го по 23-е сентября проходила выставка работ современных художников.

Аракс Маркарян преподает в гюмрийской Академии художеств историю армянского и зарубежного искусства. Следя за ходом 8-го биеннале, Аракс пришла к выводу, что на этот раз не были учтены наиболее волнующие Гюмри проблемы. Другим упущением, по ее мнению, стало то, что потенциал местных художников не был использован в полной мере, в результате чего на биеннале были представлены в основном работы ереванских кураторов. 

Постоянные участники гюмрийской биеннале вспоминают первый фестиваль современного искусства, который был организован в 1998 году. Тогда в небольшом парке Гюмри был организован концерт на открытом воздухе, выступили рок-музыканты, а улицы города до полуночи были заполнены народом. Гюмрийцы тогда проявили интерес ко всему, что происходило в рамках биеннале. 

“Проявлявшийся в 90-е годы энтузиазм сегодня отсутствует. Но я думаю, что если бы было нормальное финансирование, то это мероприятие можно было бы превратить в общегородской праздник”,- говорит Аракс

В ходе 8-ой биеннале искусствоведа обеспокоила и другая проблема, с которой она столкнулась во время дискуссии 16 сентября. В тот день был представлен проект грузинских участников, который назывался “Армянская и грузинская миниатюра”. Прибывшие из соседней страны искусствоведы почему-то решили в рамках фестиваля современного искусства начать разговор о халкедонизме, о якобы грузинской принадлежности армянских церквей, находящихся на территории исторической столицы Армении Ани и т.д. Вначале грузинские участники были воодушевлены в частности присутствием нескольких зарубежных искусствоведов, но, получив достойный отпор со стороны армянских коллег, растерялись.

“Они не ожидали, что мы представим свои возражения,- рассказала Аракс. – Сперва выступил Артур Геворкян, потом я. Мы очень корректно поставили их на место. Во-первых, непонятен был выбор темы для фестиваля современного искусства – средневековая миниатюра. Неужели организаторы биеннале не знали, какой проект должны представить грузины? Я думаю, что знали. Тогда почему им разрешили использовать биеннале для того, чтобы еще раз выступить с притязаниями в отношении сугубо армянских церквей Тиграна Оненци и Абугамра? Грузины утверждали, что их культура является гегемонистской и что армяне попали под ее влияние. Они высказывали притязания и в отношении Ани, причем использовали в этих целях хорошо составленные материалы”. 

Армянская сторона доказала грузинам, что халкедонизм еще не означает грузинскую культуру. По словам Аракс Маркарян, представители соседней страны не ожидали, что среди участников биеннале будут специалисты классического искусства и средневековой миниатюры. Поняв, что дискуссия разворачивается не в их пользу, грузинские искусствоведы предпочти не продолжать ее.

“Но это не выход. Нужно быть внимательными, нужно понимать, кому мы предоставляем трибуну”,- отметила А.Маркарян.   

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter