HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Заруи Меджлумян

“В тюрьмах Армении есть невинные люди”

Когда многие страны мира решили отказались от смертной казни, первое обоснование состояло в том, что даже периодически совершенствующие правовую систему страны не могут избежать судьбоносных судебных ошибок. В истории человечества известны многочисленные случаи, когда осуждались невинные люди, осуществлялись даже смертные казни, однако спустя годы обнаруживался настоящий преступник. Для пересмотра дел были созданы различные инструменты – новые и вновь открывшиеся обстоятельства, достижения науки. Начиная с 20-го века криминалистическая генетика с помощью теста ДНК добивается невероятных результатов. Даже осужденные десятки лет назад люди выходили на свободу по оправдательным приговорам. Для применения теста ДНК необходимо одно условие: государство должно сохранить вещественные доказательства. На Западе эти доказательства сохраняются.   

Что делает наше государство?

В Армении вещественные доказательства по делам, касающимся преступлений против жизни и особо тяжких, основном не сохранились. В конце судебных приговоров мы обычно встречаем следующую фразу: “Вещественные доказательства уничтожены”.     

Когда я сообщила об этом нашему соотечественнику из США, генетику- криминалисту Грэгу Ампикяну (несколько лет назад он участвовал в организованной в Армении конференции Ассоциации молодых биологов), у него от удивления округлились глаза. Наука развивается ускоренными темпами. В тюрьмах Армении, конечно, есть невинные люди, поскольку армянское государство еще очень молодо. Рождение судебной системы началось в 1990-х годах, поэтому в этих делах будет очень много вопросов. Как можно сохранить жизнь осужденному и устранить основания для пересмотра его дела? В последние годы в США сотни осужденных были оправданы через 15-20 лет благодаря сохранению вещественных доказательств и ДНК”,- сказал Грэг Ампикян.   

Руководитель Национального бюро экспертиз НАН РА Арташес Джавадян отметил, что в Армении, к сожалению, пока нет подобной лаборатории и подобных инструментов, которых стоят очень дорого. Начиная с 2004 года в Национальном бюро сохранились только имевшиеся в уголовных делах электронные описания образцов для экспертизы. А по делам 1990-х годов ничего не сохранено. Тогда даже бюро не существовало. Я начал посылать запросы в криминалистические центры различных стран мира, в европейскую сеть центров судебных экспертиз с целью выяснить, можно ли с учетом последних достижений науки провести новые экспертизы без вещественных доказательств. Почти из всех стран пришел один и тот же ответы: “Извините, но повторные экспертизы по старым уголовным делам можно провести только на основе вещественных доказательств”. И только из криминалистического центра Норвегии (Independent Forensic Services) ответили, что путем изучения материалов уголовного дела можно восстановить ситуацию, то есть провести следственный эксперимент, который не даст 100-процентный результат. Вот насколько важно сохранение вещественных доказательств.

Что делает Запад?

В конце прошлого века, в 1992 году, два американских криминалиста-генетика положили начало “Программе невиновности”. Они прочитали в прессе об осужденном, который постоянно повторял одно и то же: я невиновен. Спустя годы тест ДНК доказал его невиновность. Сегодня во всем мире действует 48 “Программ невиновности”, только в Англии их 23.

С профессором Бристольского университета (Великобритания) Майклом Ноттоном я встретилась во время проходившией в Ереване международной конференции “Проблемы пожизненно осужденных”. Потом я взяла у него интервью. Ноттон уже несколько десятков лет занимается пересмотром дел осужденных к длительным срокам и пожизненному заключению на основании теста ДНК. По словам профессора, в Англии первым было пересмотрено дело Букленда, который обвинялся в изнасиловании и убийстве 14-летних девочек. Сперва он признался, что одну из них убил он. Однако в дальнейшем выяснилось, что его данные не соответствуют данным предметов, находившихся на месте преступления. Букленд стал первым в Англии оправданным. Каждую неделю Ноттон получает 30-40 писем от заключенных. Он говорит, что сейчас по всей стране в направлении пересмотра уголовных дел бесплатно работают более 1000 студентов, а также юристы, исследователи, которые пытаются безвозмездно помочь заключенным. В целом за последние три года были пересмотрены дела 301 человека, 40% из которых были признаны невиновными, так как нашлись настоящие преступники. В 75% случаев люди были осуждены исключительно по показаниям свидетелей.  

Ноттон рассказал, что впервые выражение “невинно осужденные” он услышал во время работы на своей докторской диссертацией. В Англии несколько тысяч осужденных утверждают, что они невиновны. “Я начал писать статью об их проблемах, об апелляционной системе. Тогда меня пригласили в министерство юстиции. В кабинете сидели человек 15. Я сказал, что есть тысячи невинно осужденных, вопросами которых нужно заниматься, используя новые пути. Все молчали. В конце концов один из них сказал, что я враг государства, поскольку расшатываю доверие общества к правосудию. Я ответил, что мы верим в силу закона, но если машина сломана, ее нужно ремонтировать. Невинные люди не должны сидеть в тюрьме, нужно найти настоящих преступников, а не получать доказательства путем подкупа свидетелей.

Когда я начал писать на эти темы, многие удивились: что случилось с этим человеком, почему он защищает убийц и насильников? Я им объяснил, что защищаю не преступников, а невиновных. Этот процесс любит терпение. Все мы хотим сделать систему объективной, что требует огромной работы. Эти тесты показывают несовершенство уголовно-правовой системы. Мы работаем не только над повторным расследованием дел по тестам ДНК, но и в тех случаях, когда человек настаивает на своей невиновности. Десятки лет назад у нас после оглашения судебного приговора вещественные доказательства тоже часто уничтожались, так что мы не могли ограничивать нашу работу только тестом ДНК. Мы пытались обратить внимание правительства на проблему сохранения всех доказательств. В конце концов мы подружились с государственными системами, и сейчас государство выделяет из бюджета серьезные средства на проведение тестов ДНК”,- отметил генетик-криминалист.

И снова Армения

В Армении пока невозможно добиться пересмотра уголовных дел по тесту ДНК в силу того, что вещественные доказательства не сохраняются. Однако первый шаг уже сделан: в проекте нового закона об уголовном судопроизводстве нашел место 2-ой пункт ст.100, согласно которому вещественные доказательства по делам о преступлениях против жизни и особо тяжким преступлениям не подлежат уничтожению. После принятия кодекса это положение может спасти жизни невинно осужденных. 

Однако и сегодня есть осужденные – в основном к длительному и пожизненному заключению, которые десятки лет несут наказание, но продолжают говорить о том, что оказались за решеткой в результате судебной ошибки. Они даже не имеют возможности обратиться к Защитнику прав человека по той простой причине, что были осуждены до 2001 года, то есть до того, как Армения стала членом Совета Европы. Как добиться пересмотра их дел?   

Единственный выход – новые и вновь открывашиеся обстоятельства

Глава 50 проекта нового Кодекса уголовного судопроизводства устанавливает критерии жалоб на пересмотр дел. В беседе с “Hetq” руководитель рабочей группы по разработке проекта нового Кодекса уголовного судопроизводства Грайр Гукасян отметил: “Есть ценность, называемая стабильностью вступившего в законную силу судебного акта. Есть презумпция стабильности судебного акта. Судебный приговор считается законным до тех пор, пока основания для этого не поставлены под сомнение весомыми аргументами. Если пересмотр дел станет обычным процессом, то система правосудия развалится. Это значит, что каждый месяц могут пересматриваться принятые ранее судебные акты. Система правосудия, какой бы она ни была, не терпит подобных потрясений. Новые обстоятельства должны быть настолько весомыми, чтобы не иметь альтернативы. Это, конечно, не относится к достижениям науки. Опыт западных стран показывает, что новые инструменты, полученные благодаря развитию науки, например ДНК, дали возможность судебной системе переосмыслить доказательства. В 1961 году никто не думал о том, что человечество откроет тест ДНК, наши составители кодекса не обратили на это внимание. Законодательство осталось практически на прежнем уровне. Между тем сфера уголовного правосудия постепенно становится все более динамичной. Для нас одорология, наука о запахах, из жанра фантастики, но на Западе она позволяет идентифицировать человека даже по запаху. А мы даже отпечатки пальцев применяем еще допотопными методами. Получение результатов длится 15 дней, тогда как за рубежом – за считанные минуты. Сфера правосудия нуждается в серьезных финансовых потоках, которые будут способствовать ее развитию. Меняя одно положение  уголовного судопроизводства, мы, к сожалению, не добьемся серьезных изменений. Зафиксированное законом положение о сохранении вещественных доказательств, разумеется, стало важным шагом, однако эта сфера требует комплексного подхода”.     

Комментарии (3)

Նաիրա
բայց ինչ աննասուն սիստեմ ա ՀՀ արդարադատության սիստեմը։ ի՞նչ ա նշանակում ,,Սակայն այսօր էլ կան դատապարտյալներ` հիմնականում երկարատև ու ցմահ ազատազրկվածներ, ովքեր տասնյակ տարիներ պատիժ են կրում, բայց և շարունակաբար բարձրաձայնում են, որ դատական սխալի հետևանքով են հայտնվել ճաղերից այն կողմ: Նրանք անգամ ՄԻԵԴ(Մարդու իրավունքների եվրոպական դատարան) դիմելու հնարավորություն չեն ունեցել և չունեն այն պարզ պատճառով, որ դատապարտվել են մինչ Հայաստանի՝ Եվրոպայի խորհրդի անդամ դառնալը, այսինքն՝ 2001-ից առաջ ընկած ժամանակահատվածում: Հետևաբար ինչպե՞ս հասնել գործերի վերաբացման,,: Վերաբացեք, էլի, այ դատավորներ, հանգիստ վեր ընկած կյանքն եք վայելում
SerVol
«Հայաստանի բանտերում կան անմեղ մարդիկ»....Հայաստանի բանտերում 80 տոկոսը անմեղ են: Իրական հանցագործին, ոչ գեղեցիկ աչքերի համար, բաց են թողնում, անմեղներին դատում: Այս պարագայում ատելություն է առաջանում ՍԵՓԱԿԱՆ ազգի նկատմամբ, այս պարագայում ես արդարացնում եմ ՏԵՌՌՈՐԸ, եթե այսպես կոչված իրենց գրպանի համար կարող են անմեղ մարդկանց կյանքը խորտակել` ԱՊՐԵԼՈՒ ԻՐԱՎՈՒՆՔ ՉՈՒՆԵՆ.......
Վարազ Սյունի (Ամստերդամ)
Ես ինքս շա՜տ զարմացա,որ՝ «դատավճիռների վերջում հաճախ գրում են` «իրեղեն ապացույցները ոչնչացնել» արտահայտությունը»: Ի՞նչ է սա. դատավորի ու հետա-/նախաքննության մարմինների հետքերի լվացու՞մ: Ի՞նչ ասել է ՝«Հայաստանում դեռ չկան այդ լաբորատորիան, այդ գործիքները. դրանք շատ թանկ արժեն»: Բա Լիսկաները,Մաքսիմները ու մականունավոր «պատգամավորները» էդ Ո՞ՆՑ են ամենքը 200 մլն. դոլար ունենում:...............................................Ժամանակն է,որ Հայաստանում անցնեն ժուրիով դատավարության,հատկապես քրեական դատավարությունում:Այսինքն՝ քաղաքացիական (գոնե մասնակի) վերահսկողություն:

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter