HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Армянская цена грузинского демарша ... по российскому курсу

19 апреля парламент Грузии, пойдя навстречу инициативе президента Саакашвили, единогласно принял решение аннулировать подписанное в 2006 г. соглашение о транзитной перевозке через территорию Грузии военных грузов и персонала росийских военных баз. Напомним, что соглашение было заключено сроком на 5 лет, который истекает в ноябре этого года, хотя после 5-дневной российско-грузинской войны 2008 г. оно фактически не действовало. В 2008 г. Москва еще раз обратилась к Тбилиси с целью продления срока действия соглашения, однако получила отказ. Согласно этому документу, если за 6 месяцев до истечения срока его действия одна из сторон не заявляет о выходе из него, то срок действия соглашения механичесаки считается продленным. Принятое решение, конечно, укладывается в эти сроки, однако следует заметить, что шестимесячный режим должен был наступить примерно через месяц. В связи с этим возникает вопрос: почему Саакашвили инициировал процесс аннулирования соглашения именно в эти дни?

Соглашение о транзитной перевозке через территорию Грузии военных грузов и персонала росийских военных баз было заключено в 2006 году в качестве компенсации вывода российской военной базы из Ахалкалаки и, главным образом, с целью обеспечения поставок, необходимых для жизнедеятельности размещенной в Армении 102-й российской военной базы. То есть Грузия, аннулируя соглашение, фактически умышленно пытается нанести удар по конкретной военной базе в Армении, на деле лишая российскую сторону самого эффективного связующего канала.

Официальный Тбилиси не впервые заявляет о том, что рассматривает российскую военную базу в Гюмри как непосредственную угрозу своей безопасности. В ходе совершенного в прошлом году визита в Армению  министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе не только прямым текстом заявил об этой позиции, но и, выйдя за рамки дипломатической этики, отметил, что подписание протокола ставит под угрозу также суверенитет Армении.

Обеспокоенность Грузии была обусловлена подписанием в августе 2010 г. Сержем Саргсяном и Дмитрием Медведвым протокола N5 о продлении еще на 24 года срока размещения в Армении российской военной базы и определенном изменении ее мандата. Именно на нейтрализацию этой угрозы и направлено решение парламента Грузии. 

 19 апреля, в день, когда парламент Грузии принял решение об аннулировании соглашения, президент РФ Дмитрий Медведев представил на утверждение Госдумы подписанный 20 августа 2010 г. протокол N5. Ранее, 12 апреля, протокол ратифицировал парламент Армении. Очевидно, что инициирование именно в эти дни процесса аннулирования соглашения не было случайно. Тем самым грузинская сторона не только продемонстрировала четкое отношение к завершению правового процесса, закрепившего продление сроков размещения в Гюмри военной базы, но и предприняла практические шаги к тому, чтобы усложнить жизнь военной базы и сделать ее сохранение бессмысленным. Проблема в том, что Грузия, закрыв свою территорию для российских самолетов, заставляет российскую сторону использовать невыгодные ни в пространственном, ни в финансовом плане альтернативные пути. Азербайджан и Турция, которые могли бы заменить Грузию, в этом вопросе категорически отказываются идти навстречу российской стороне. В 2009 г. Турция официально опровергла сведения о том, что между Анкарой и Москвой достигнуто тайное соглашение об обеспечении коридора с военной базой в Гюмри через воздушное пространство Турции. 

Однако военная база становится реальной проблемой не для России, а именно для Армении. Уже несколько лет, как правительство Армении взяло на себя обязательства по содержанию военной базы, по грузоперевозкам, и, в сущности, по частичной комплектации человеческими ресурсами, что налагает на бюджет РА дополнительное и значительное бремя расходов. Спекулируя сформировавшимся у властей Армении мнением о том, что присутствие российской военной базы – главная гарантия безопасности РА, российская сторона фактически избавилась от основной части расходов. Москва может обеспечить связь со своей военной базой даже через Северный полюс или Антарктиду, но платить за это будет Армения. И это в том случае, когда в мире нет ни одной страны, которая не оплачивала бы расходы на содержание своих иностранных баз. Следовательно принятое парламентом Грузии решение не вытекает как раз из интересов Армении. Нельзя исключать, что для обсуждения именно данных вопросов всего за два дня до этого в Ереван по приглашению министра обороны РА Сейрана Оганяна прибыл министр обороны Грузии Бачо Ахалая. Однако мы так и не узнали, что на самом деле обсуждали два министра. Армянская сторона сделала все, чтобы визит Ахалая прошел как можно более незаметно. С армянской стороны даже не последовали публичные намеки на ситуацию вокруг военной базы, хотя в Ереване не могли не знать, как грузинская сторона собирается  ответить на ратификацию протокола N5, тем более, что о намерении аннулировать это соглашение президент Грузии заявлял и раньше.   

Это очередное свидетельство того, что грузинский политический курс Армении настолько безлик, что вместо обсуждения существующих проблем и поиска решений предпринимается попытка скрыть эти проблемы под пафосным и фарисейским лозунгом “ноль проблем с братскими народами”.  

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter