HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Кнар Бабаян

Вазгенашен: когда крестьяне предпочитают работать за ежедневную оплату, а не обрабатывать собственную землю

Автотрасса Степанакерт-Мартуни сворачивает вправо, и после Бердашена появляется незаасфальтированная дорога, ведущая к Вазгенашену. Утром здесь не бывает ни души.

Наблюдая из машины за дорогой, я услышала слова моего коллеги о том, что когда в конце 90-х он вместе с семьей переехал из Чаренцавана в эти края, то село было окружено густыми фруктовыми садами, в которых можно было запросто заблудиться.

Село Вазгенашен Мартунинского района получило статус общины в 2001 году, тогда как первые поселенцы обосновались здесь сразу после установления перемирия. В настоящее время в общине проживает 310 человек. По словам заведующей фельдшерским пунктом Мариетты Мелконян, в этом году здесь родилось двое детей, до конца года ждут еще трех новорожденных. В отличие от прошлого году в этом году родилось на два ребенка больше.

Еще несколько километров пустынной территории – и показалось первое полуразвалившееся строение, которое с помощью подручных стройматериалов было превращено в хлев. Первыми жителями Вазгенашена стали члены семьи Балаянов, переехавших сюда из села Аци того же района.  

С 90-х годов по сей день на этом участке Вазгенашена так никто и не обосновался. После войны Балаяны собственными силами достроили два полуразвалившихся строения, превратив одно в хлев, другое – в жилой дом. Уже 20 лет Миша Балаян живет в этом доме вместе со своими пожилыми родителями.

Миша Балаян и его мать Даарико Балаян

Его жена и двое несовершеннолетних детей остались в селе Аци. Единственное, что связывает Балаянов с внешним миром, это телевизор, телефон и старый автомобиль “Нива”.

“Сразу после перемирия мы, захватив пять овец и две коровы, приехали сюда и начали заниматься животноводством. Сейчас у нас 47 коров, 18 овец и 130 кур и индеек. Однако уже несколько лет нам с трудом удается реализовать получаемые продукты”,- говорит Миша. По словам фермера, в селе благоприятные условия для развития животноводства, но из-за недавней засухи сена получили мало, да и воды стало меньше.

Сельское хозяйство без воды

Последние несколько лет ситуация в Арцахе ухудшается не только из-за засухи, но и из-за нехватки и даже отсутствия оросительной и питьевой воды. Исключением не является и Вазгенашен. По словам крестьян, оросительной воды у них никогда не было, а с питьевой воды всегда возникали трудности.  

Рубен Рамазян – отец большого семейства. Три года назад он посадил рядом с домом гранатовые деревья. Сегодня 610 с аженцев Рубен вместе с внуками поливает из ведер. 

Для решения проблемы оросительной воды недавно расчистили оставшийся еще с советских времен артезианский колодец, однако из-за жары вода в нем высохла.

Из-за отсутствия воды большинство крестьян предпочитает не обрабатывать собственную землю, а работать на соседей за ежедневную оплату. Кроме того, 8-9 мужчин уехали на заработки, а семьи некоторых из них переехали из Вазгенашена в Армению.

Сирийские армяне в Вазгенашене

В 2000 году, еще до последних событий в Сирии, когда в Армению и Арцах прибыло большое число армян, в Вазгенашене обосновались четыре семьи сирийских армян. Одна из них до сих пор живет здесь, другая вернулась в Сирию, остальные две уехали в Армению. 

Есаи Джурян

Бывший военнослужащий Есаи Джурян в 2001 году переехал вместе с семьей из Кесаба в Вазгенашен. Есаи вспоминает, что когда он решил обосноваться на родине, в Армении можно было за небольшую сумму купить дом, но он предпочел обосноваться на земле сражавшегося Арцаха. Семья Есаи, как остальные семьи, занималась земледелием и животноводством. Из-за засухи урожая не было, скот он продал, чтобы покрыть ущерб. Сейчас из-за перенесенной недавно операции на сердце Есаи уже не может заниматься тяжелой работой. “Воды нет, чтобы обрабатывать приусадебные участки. Посаженные много лет назад деревья высыхают. У меня одна корова, две свиньи и 15 кур. Живем на получаемую от них прибыль. Кое-как перебиваемся, не жалуемся”,- говорит Есаи. Несмотря на трудности, о возвращении в Сирию и речи быть не может. “Да, я родился в Кесабе, но он находится не в Армении”,- отмечает Есаи.   

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter