HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Заруи Меджлумян

По двум уголовным делам 19-летней давности есть сдвиги

Начало

Благодаря циклу “Искалеченные судьбы” имеются сдвиги по двум уголовным делам. Одно из них дело участника Арцахской войны, разведчика, инвалида 2-ой группы Согомона Кочаряна, осужденного к смертной казни в 1995 г. по обвинению в убийстве гражданина Ирана азербайджанской национальности, другое – дело бывшего рядового Артура Мкртчяна, осужденного к смертной казни в 1997 г., в 19-летнем возрасте, по обвинению в убийстве пятерых сослуживцев.

В обоих случаях бывшие прокуроры спустя 19 лет сообщили новые подробности по уголовным делам, которые рассматривались в 90-х годах прошлого века. Бывший прокурор Жирайр Харатян, поддерживавший в Верховном суде обвинение по делу Согомона Кочаряна, в своей автобиографии сообщил, что вынесение Кочаряну смертного приговора стало следствием политического давления со стороны другого государства – Ирана. В отношении дела Артура Мкртчяна бывший военный прокурор  Гагик Джангирян через 19 лет сообщил оперативные сведения, которые в 1996 г. не стали предметом изучения.  

По обоим делам сперва Hetq.am, а затем и Хельсинкский комитет Армении в лице адвоката Роберта Ревазяна обратились в Генпрокуратуру РА для пересмотра дел в свете открывшихся через 19 лет новых обстоятельств.  

По делу Согомона Кочаряна Генпрокуратура отказалась возбудить производство. В настоящее время отказ обжалуется в суде. Что касается дела Артура Мкртчяна, то ответ на заявление пока не получен.

Отметим, что на своей пресс-конференции в начале года генпрокурор РА Геворк Костанян в ответ на вопрос Hetq.am сказал, что в Генпрокуратуре следят за публикациями сайта, и если мы найдем вновь открывшиеся обстоятельства, то любое дело, независимо от срока давности, будет пересмотрено. Однако такого прецедента пока нет. Почему? С этим вопросом мы обратились к экспертам, чиновникам, адвокатам и правозащитникам.

Мнения специалистов

Причины уклонения от пересмотра старых дела различны – начиная с отсутствия оснований, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, и кончая некоторыми субъективными факторами, говорит адвокат Гегам Акопян, добившийся десятка оправдательных приговоров для своих подзащитных. По его словам, в случае пересмотра дел может встать вопрос об ответственности бывших судей, прокуроров и следователей, что, по всей видимости, и является препятствующим фактором.   

Председатель постоянной комиссии по государственно-правовым вопросам Национального Собрания РА Ованнес Саакян полагает, что решения следует обсудить с различными государственными органами: “Мы должны найти золотую середину и начать с маленького шага. Возьмите  дела 1990-х годов, с того времени законы очень изменились. Нужно создать такой механизм, который позволит пересмотреть эти дела или меры наказания. Если нам удастся спасти даже одну судьбу, мы уже сделаем большое дело”,- отметил О.Саакян. 

По мнению правозащитника Аветика Ишханяна, начиная с 1990-х годов в Армении все определяется политической целесооборазностью. “Нет политического решения о возвращении к делам пожизненно осужденных. Именно поэтому, несмотря на появление вновь открывшихся обстоятельств, система не идет на пересмотр дел. В Армении действует закон Муссолини: нашим друзьям и родственникам разрешено все, законы для наших противников. Действует избирательное политическое отношение к гражданам”. 

Адвокат Айк Алумян считает, что когда-нибудь система должна найти в себе смелость и коснуться этих проблем: “Если есть малейшее сомнение в том, что осужден невинный человек, то нужно вернуться к этим делам и рассмотреть их под микроскопом. Есть еще одна проблема, из-за которой система будет избегать пересмотра этих дел. Вышедшему на свободу невинно осужденному государство обязано выплатить огромные суммы в качестве компенсации за понесенные им физические и моральные страдания”. 

По мнению заведующего кафедрой конституционного права юридического факультета Ереванского государственного университета, председателя совета Центра конституционного права, доктора юриспруденции, профессора Геворка Даниеляна, пересмотр уголовного дела не является самоцелью, для этого нужны основания. И только их игнорирование может стать поводом к тому, чтобы говорить о конкретных нарушениях и недостатках. “Но я продолжаю считать, что одним проявлением доброй воли решить накопившиеся правовые проблемы не удастся. Я могу согласиться лишь с тем, что полноценная культура пересмотра уголовных дел пока не сформировалась, а правовое регулирование этому не способствовало. Держать в тюрьме невинно осужденных людей невыгодно и с точки зрения эффективности борьбы с преступностью. В  этом случае настоящий преступник и его подельники будут чувствовать себя еще более безнаказанными”. 

Представитель Центра медиа-инициатив Арутюн Мансурян считает, что проблему нужно рассматривать в политическом аспекте: “Власти не ставят сегодня задачу исправить ошибки прошлого. Если они это сделают, то их преемники исправят их ошибки. То есть будет заложена новая культура, в которой сегодняшние власти не нуждаются. Кроме того, в нашей стране предыдущая и последующая власти настолько срослись, что если посмотреть со стороны, то можно увидеть, что это запланированный сценарий”.   

Комментарии (1)

ՀԱՅՈՒՀԻ
Բայց այդ տեղաշարժը չտեսանք այս հոդվածում։ Ախ, ամեն օր աղոթում եմ Սողոմոն Քոչարյանի համար........................................ ու ոչ միայն նրա

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter