HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ерануи Согоян

Небольшие сельские мельницы решают вопрос чистой еды

78-летняя жительница Меграшена Ангин Агабабян понятия не имеет о программе обогащения муки. Такое вещество, как фолиевая кислота,  тоже незнакомо пожилой женщине. По ее словам, всю жизнь они мололи зерно, пекли из муки лаваш, а отрубями кормили животных. Какое обогащение, какие витамины…

Мельнице в селе Меграшен Артикского района Ширакской области почти век, принадлежит она Агабабянам. Эту мельницу Агабабяны приватизировалив 90-х годах прошлого века. Бабушка Ангин открывает большие деревянные двери. Внутри помещения можно увидеть три мельницы. Каменная, к сожалению, в последнее время не работает. Другая мельница предназначена для измельчения зерна, есть также измельчитель корма для скота. 

Мушег Назаретян 

У 29-летнего жителя Меграшена Мушега Назаретяна 2 гектара земли, на которой он выращивает зерновые культуры. Из собственной пшеницы Мущег получает на местной мельнице муку, часть зерна продает для удовлетворения нужд семьи. В доме постоянно пекут хлеб. Мушег против фортификации муки.  

“Мы и без того не знаем, что едим, чистая наша еда или нет. Во всех продуктах полно химии, пусть хотя бы хлеб оставят в чистом виде. Мне кажется, не стоит подмешивать в муку фолиевую кислоту. Может, моему организму она совсем не нужна. Нам, положим, эта опасность не грозит, так как мы сами сеем пшеницу, получаем муку, печем собственный хлеб. А что делать остальным?” – недоумевает Мушег Назаретян.  

Идея строительства в Меграшене второй мельницы принадлежит старосте села Унану Петросяну. “В нашем селе каменная мельница молола муку только одного вида – с отрубями. Мы решили построить вторую мельницу, которой могут пользоваться и другие общины района”,- говорит Унан Петросян. 

Вторая мельница – российского производства мощностью 10-15 тонн. Для ее работы необходимо как минимум 500 кг зерна. От крестьян требуется только привезти зерно, все остальные действия осуществляются на месте. Из одной тонны зерна в зависимости от качества получается 75% муки, остальные 25% составляют отруби и соответствующие отходы. За оказанные услуги взимается 15 тысяч драмов вместо прежних 12 тысяч. Подорожание обусловлено повышением стоимости электроэнергии. 

                                                                      Унан Петросян

“Мы в основном предоставляем услугу,- говорит Унан Петросян. – Но  начали также продавать в небольших количествах муку собственного производства. Конечно, пробиваться на рынок очень трудно, там тоже действует монополия, поэтому производим в небольших объемах. Покупаем определенное количество местного зерна, добавляем 30% зерна, привезенного из России, мелем и продаем”.   

По словам Петросяна, местную пшеницу удобряют только азотными удобрениями, поэтому она небогата минеральными веществами, вот и приходится добавлять зерно высокого качества.

“Мы продаем чистую муку, никаких улучшителей в ней нет,- поясняет мой собеседник. – Раньше так называемые улучшители получали хлебопекарни, которые добавляли их непосредственно при выпекании хлеба. А теперь, по нашим сведениям, сами производители муки добавляют в нее определенную дозу улучшителей. Между тем это химическое вещество, которое имеет допустимую норму. Я не знаю нарушаются нормы или нет, но это разрешено законом”. 

                                                              Каменная мельница

Чтобы лучше объяснить эффект улучшителей, Унан Петросян приводит следующий пример: “Из полученного нами одного мешка муки (50 кг) и одного мешка муки с улучшителем получается разное количество хлеба. К тому же при использовании муки с улучшителем время выпечки хлеба сокращается. Но мы предпочитаем не подмешивать улучшители в нашу муку”.

По словам моего собеседника, отделение столь полезных для здоровья отрубей также произошло с учетом интересов бизнеса. Люди заметили, что через десять дней в муке с отрубями заводятся черви, а если отделять отруби, то муку можно хранить год. “Поэтому было решено отделить столь полезные для здоровья отруби, к тому же вид товара улучшается. Но мы-то знаем, что черви заводятся только во вкусном продукте. А сейчас муку можно держать годами, черви не появляются, так как ничего полезного в ней нет”,- говорит Унан Петросян.  

                                                          Новая российская мельница 

Он также не понимает, почему в Армении хотят осуществлять программу обогащения муки, если многие страны отказались от нее. Может, правильнее будет помогать крестьянам, а также решить вопрос полноценного удобрения земли, что позволит получать богатую полезными веществами муку, а при молотьбе сохранить часть отрубей.

“Получается, что для того, чтобы продавать долго хранящийся и красивый на вид товар, муку лишают всех ее полезных веществ, а потом заявляют, что ее нужно обязательно обогащать витаминами,- говорит староста Меграшена. - Мы, например, при желании можем подмешать в муку процентов 20 отрубей. Возможно, на вид этот хлеб будет не такой красивый, зато очень вкусный и полезный”. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter