HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ваге Саруханян

Армянская формула банкротства-2

Ваге Саруханян

Начало

Если “Армянские авиалинии” обанкротились в результате жесткого внешнего вмешательства “сверху” и плохого управления со стороны дирекции, то в случае с “Армавиа” ситуация была несколько иной. Порочные явления, изнутри разваливавшие компанию, не всегда обдуманная экономическая политика, постоянные напряженные отношения с организациями-партнерами, огромные долги, а также взаимное недовольство властей и собственника Михаила Багдасарова заставили последнего пойти на частичную продажу компании, что не привело к успеху. После этого Багдасаров решил покинуть авиацию и, как в дальнейшем выяснилось, вывезти весь свой бизнес из Армении.  

Напомним, что еще в апреле 2013 г., через несколько дней после прекращения полетов (01.04.2013), авиакомпания представила в Общественный совет документ, в котором отмечалось, какие шаги может предпринять правительство с тем, чтобы не допустить банкротства “Армавиа”. Но поскольку в Армении уже работали специалисты американской компании McKinsey, которые разрабатывали стратегию “открытого неба”, правительство не приняло предложение “Армавиа”.

В сентябре 2014 г. оффшорная компания “Мика Лимитед”, владевшая 35% акций “Армавиа”, обратилась в суд административного округа Малатия–Себастия с иском о признании авиакомпании банкротом. «Армавиа» задолжала «Мика Лимитед» 38.378.000 долларов. 6 октября судья Лилит Катвалян признала бывшего национального перевозчика Армении банкротом.

В марте 2015 г. был утвержден окончательный список 172 кредиторов, среди которых были ЗАО “Юнибанк” (долг составлял 6.666.310 долларов), ОАО “Армянский банк развития» (680.258.591 драмов), ЗАО “Америабанк” (1.250.244 долларов), ЗАО “Армбизнесбанк” (10.427.224 долларов и 17.835 евро), чьи суммы были обеспечены гарантией или залогом. В число кредиторов входили также “К-Телеком” (около 1,6 млн драмов), “Каркомавто” (около 23 млн драмов), “Армаэронавигация” (около 343 млн драмов), Минфин РА (долг госбюджета составляет свыше 2 млн долларов), “Электросети Армении” (около 792 тыс.драмов) и т.д.

Отметим, что, согласно информационной системе datalex.am, после утверждения окончательного списка появились новые кредиторы, в том числе российское ЗАО “Гражданские самолеты Сухого”, о конфликте которого с “Армавиа” мы уже рассказывали.

Управляющим в деле о банкротстве “Армавиа” является Карен Асатрян. 30 апреля 2015 г. суд принял решение о начале процесса ликвидации авиакомпании, за которым последовала продажа с аукциона ее имущества.

Рейтинг самолетов “Армавиа” и дело о банкротстве компании “Раздан цемент”

Упадок и банкротство “Армавиа” по цепной реакции перекинулось и на остальные компании Багдасарова, которые в той или иной степени имели отношение к деятельности авиакомпании. Ниже расскажем, как чешский банк “PPF banka” попытался признать банкротом ЗАО “Раздан ценмент (до 2014 г. “Мика цемент”), ставшее гарантом сделки между чешским банком и оффшорной компанией “Мика Лимитед”.

В июле 2011 г. “PPF banka” предоставил “Мике Лимитед” кредит, превышающий 23 млн долларов, на покупку трех самолетов. Их оператором, естественно, должна была стать “Армавиа”. Речь шла о последних трех самолетах авиакомпании, предыдущим эксплуататором которых были “Чешские авиалинии”. Один из них - «Boeing 737-300» - должна была эксплуатировать новосозданная словацкая компании «Slovakian Airlines», соучредителем которой был Михаил Багдасаров. Однако самолет (EK-73771), так и не взлетев в воздух, был возвращен “Армавиа”, а в настоящее время стоит в аэропорту польского города Катовице. Остальные два «Boeing 737-500» (EK-73775 и EK-73772) были проданы арабской компании «Ala International» Гарика Папикяна, а эксплуатантом стала принадлежавшая Папикяну армянская компания “Тарон-Авиа”, которая сдала самолеты в аренду суданцам.  

Возвращаясь к судебной истории, отметим, что в августе 2011 г. между «PPF banka» и принадлежавшей тогда еще Багдасарову компанией “Мика цемент” был заключен договор о гарантии. И вот 28 августа 2015 г. чехи обратились в суд Котайкской области с иском о признании банкротом компании-гаранта, которая уже принадлежала банку “ВТБ-Армения” и называлась “Раздан цемент” (чешская сторона фактически не захотела вступить в судебный спор с оффшорной компанией, как в свое время поступил банк “ВТБ-Армения”, который потребовал свой долг от гаранта – “Армавиа”).  

Поскольку дело о банкротстве находилось на этапе следствия, то банк “ВТБ-Армения” обратился в суд с отдельным иском, которым просил признать недействительным договор о гарантии 2011 г. Судья Эдгар Седракян, сославшись на решения Кассационного и Конституционного судов, 19 ноября прошлого года отклонил иск чешского банка. Последний уже подал апелляционную жалобу.

Какое имущество продается для покрытия долгов “Армавиа”

Аукцион, который был назначен на 29 июля прошлого года управляющим в деле о банроктстве авиакомпании Кареном Асатряном, состоялся частично. После этого непроданное имущество было повторно выставлено на торги. Новый аукцион Асатрян назначил на 19 февраля. Посмотрим, что будет продано на этот раз. 

Самолет “Сергей Мергелян”

Самолет  Canadair CRJ 200LR производства 1999 г., на котором отсутствуют правосторонний двигатель и некоторым важные системы в кабине управления, продается за 191.318.760 драмов (около 390.000 долларов). Самолет стоит в аэропорту “Звартноц”. Речь идет о самолете с регистрационным номером EK-20014, который “Армавиа” приобрела в 2009 г. До армянского перевозчика его эксплуатировала Lufthansa CityLine, дочерняя компания немецкой Lufthansa.

Это первый собственный CRJ 200LR компании Багдасарова, не считая зафрахтованного на короткий срок аналогичного самолета грузинского партнера «Georgian Airways. 50-местные самолеты CRJ 200LR предназначены для выполнения региональных полетов и могут летать на расстояние до 3700  км. В Армении EK-20014 получил название “Сергей Мергелян”.

На презентации самолета Михаил Багдасаров сказал, что цель его приобретения – снизить цены на билеты и сократить собственные расходы. По словам владельца компании, “Сергей Мергелян” должен был летать в МинВоды, Ставрополь, Воронеж, а также в Цюрих, Рим, Афины.

Примечательно, что на объявленном в августе аукционе стоимость этого самолета была выше - 364.500.000 драмов (около 760.000 долларов). В настоящее время EK-20014 можно найти на сайте grav.am. И хотя в описании вынесенного на торги этого лота не указано, что самолет находится под залогом, надо думать, что так оно и есть.

При этом на grav.am указано, что стоимость самолета 700 млн драмов, а в случае его приобретения банк выделит долгосрочный кредит под низкую процентную ставку (это, несомненно, старые данные, поскольку в настоящее время самолет является предметом аукциона и продается по более низкой цене).

Завод “Дилижан Фролова”

По делу “Армавиа” на аукцион вынесена и принадлежащая компании “Мика Лимитед” М.Багдасарова недвижимость по адресу Айаса, 10/2, которая включает строения общей площадью 2133,2 кв.м: офисы, холодильный комплекс, складские помещения, бассейн, а также 0,2 га земли. Стартовая цена этой недвижимости, которая была заложена в “Америабанке”, 1.293.000.000 драмов (около 2,6 млн долларов).

Это завод минеральных вод “Дилижан Фролова”. Интересно, что летом 2014 г., до признания “Армавиа” банкротом, “Америабанк” вынес на торги на сайте grav.am заложенный у себя завод. Газета “Айкакан жаманак” со ссылкой на сайт сообщила, что стоимость завода составляет  1 млрд 140 млн драмов, что намного ниже нынешней аукционной цены. 

Материальные средства

Третий лот составляют материальные средства ООО “Авиакомпания “Армавиа”: запчасти к самолету, вспомогательные вещества, офисный инвентарль и т.д. Лот состоит из 1512 подлотов. Его стартова цена 48.646.740 драмов (около 100.000 долларов).

Дом отдыха и гостиница “Цахкатун”

На аукционную продажу выставлен также дом отдыха “Цахкатун” в Цахкадзоре, который принадлежит зарегистрированному в том же городе ООО “Мика Цахкатун”. Площадь дома отдыха 482,22 кв.м, имеется также 0,33 га земли. Стартовая цена лота 223.740.000 драмов (около 456.000 долларов). Недвижимость заложена в банке HSBC.

Отдельным лотом продается одноименная гостиница, являющаяся собственностью “Мика Лимитед”. Площадь комплекса 1006,65 кв.м, имеется также земельный участок площадью 0,296 га. Эта недвижимость также заложена в банке HSBC. Ее стартовая цена 591.030.000 драмов (около 1,2 млн долларов).

“Эйр Армения” находится в «подвешенном» состоянии

Как известно, компания “Эйр Армения” была последним перевозчиком, получившим разрешение и выполнявшим международные полеты в 2013-2014 гг. Об упадке этой компании мы уже писали. Известно также, что в августе прошлого года оффшорная компания украинского происхождения East Prospect Fund вложила в “Эйр Армения” 68,6 млн, став владельцем 49% ее акций. Однако официально акционерами ЗАО “Эйр Армения” продолжают оставаться мать руководителя компании Арсена Аветисяна и Ваан Арутюнян. Это обусловлено тем, что из-за судебной тяжбы им уже долгое время запрещено отчуждать свои акции. Последним аккордом в вопросе многочисленных долгов, конфликта между Рубеном Айрапетяном и Арсеном Аветисяном и судебных процессов стало принятое 2 ноября 2015 г. решение  суда ереванских административных округов Кентрон и Норк-Мараш.

Еще в июле ЗАО “Эйч Эй Би Си  Банк Армения” обратился в суд округов Кентрон и Норк-Мараш с иком о признании авиакомпании банкротом. Оказалось, что банк предоставил “Эйр Армения” четыре кредита: в 2010-ом - 40.000 евро, в 2013-ом – 500.000 евро, в 2014-ом - 1,2 млн и 300.000 евро. Против получения этих сумм заемщик заложил недвижимость, зарегистрированную по нескольким адресам. Кроме того, компания Арсена Аветисяна заложила банковские счета и денежные средства ЗАО. Банк HSBC представил суду список просроченных обязательств.

Заемщик отметил, что не мог осуществлять платежи, поскольку начиная с 2014 г. из-за различных судебных дел на его счета был наложен арест, о чем банк знал. С другой стороны, банк, согласно “Эйр Армения”, мог в судебном или внесудбном порядке конфисковать заложенное у него имущество. Авиакомпания также отметила, что East Prospect Fund вложила 68.600 ценных бумаг стоимостью 68,6 млн долларов (32.928.000.000 драмов), а А.Аветисян вложил имущественное право в виде бизнес-плана стоимостью 71.400.000 долларов (34.272.000.000 драмов). В результате вложений уставной капитал ЗАО составил 67.200.100.000 драмов, что превышает сумму долга банку HSBC. Это означает, что заемщик в состоянии выполнить свои обязательства.

Суд, однако, отметил, что оценка соотношения активов и пассивов не является предметом оценки. Кроме того, даже та сумма долга (около 75 тыс.евро), которую “Эйр Армения” не оспаривает, превышает установленный законом минимальный размер. Непогашения этой задолженности достаточно, чтобы компания была признана банкротом. 2 ноября 2015 г. судья Каринe Петросян признала ЗАО “Эйр Армения” банкротом. Согласно datalex.am, дело не дошло до Кассационного суда.

В отличие от «Армавиа» в планы «Эйр Армения» банкротство не входило, однако еще до принятия решения руководитель отдела маркетинга компании Сиракан Амбарцумян сообщил нам, что в качестве варианта выхода из кризиса рассматривалась также программа оздоровления. В этом случае компания не ликвидируется, а после признания банкротом погашает долги не запрещенным законом способом и продолжает свою деятельность. Однако неизвестно, будет ли представлена такая программа, а в случае представления будет ли принята.  

Управляющим в деле о банкротстве «Эйр Армения», как и в деле «Армавиа»,  является Карен Асатрян. Дату несостоявшегося 12 января первого собрания он перенес на 16 февраля. Собрание не состоялось из-за того, что окончательный список требований еще не утвержден. В создавшейся ситуации можно предположить, что при наличии программы она будет представлена именно «Эйр Армения». С другой стороны, должно состояться голосование кредиторов по программе. В случае положительного результата программа должна быть утверждена решением суда. Нам не удалось побеседовать с Кареном Асатряном, так как его телефон был недоступен.

Тем не менее, судьба «Эйр Армения» остается под вопросом. Номера телефона компании, как выяснилось, уже не существует. Интересно, что после того, как в августе был избит Арсен Аветисян, управляющий East Prospect Fund Андрей Бобылев заявил, что  «данные события могут поставить под удар инвестиции и реформы компании». Несмотря на то, что этот конфликт был улажен, Аветисян не подал жалобу против Рубена Айрапетяна, а уголовное дело не было возбуждено, не исключено, что аналогичным образом оффшорные инвестиции могут оказаться под угрозой и в этом случае, когда авиакомпания признана банкротом. И сейчас все зависит от кредиторов. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter