
Чудовищная история. Достойное наказание исключено?
Через 10 месяцев после замужества 20-летняя Мариам вернулась в Армению. Ее отец, Амазасп Гевкорян, рассказывает, что в аэропорту не узнал дочь. Они обратились в полицию. По словам отца, все правоохранители, которые видели Мариам и слышали ее рассказ, испытывали волнение.
"Глаза прокурора Арсена Арсеняна наполнились слезами, он чуть не заплакал. Но потом...", - говорит Амазасп, пытаясь скрыть собственные слезы.
Два года назад проживающая в России Айкануш Микаелян приехала в село Таперакан в Араратской области и попросила Геворкянов выдать замуж их 20-летнюю дочь Мариам за своего 26-летнего сына Давида Зирояна. Айкануш сообщила, что сын в разводе, у невестки были проблемы с глазами, она начала слепнуть, и чтобы не сделать мужа несчастным, решила оставить его. Геворкяны полностью доверяли Айкануш, поскольку она была родной сестрой свекрови их средней дочери.
19 ноября 2009 г. молодые поженились. Спуся несколько дней Давид, а 23 декабря Мариам и ее свекровь уехали в Санкт-Петербург.
![]() |
Мариам после замужества |
"Уже в Армении свекровь была со мной в напряженных отношениях. Я подумала, ничего, когда буду рядом с Давидом все наладится. Однако 6-го января, на Святое Рождество, они начали меня избивать",- рассказывает Мариам, отмечая, что муж жестоко избивал ее по любому поводу: подметает медленно, зелень складывает неаккуратно, дверь закрывает шумно, разговаривает много...
У Мариам среднее образование. После школы она выучилась на парикмахера. Говорит, что в Санкт-Петербурге, где вместе со свекровью, свекром, мужем и двумя его братьями жила по адресу Исакова, 38, лишь в первые дни несколько раз выходила из дома. В избиении молодой женщины участвовали все члены семьи, за исключением братьев мужа. Мариам показывает шрамы, оставшиеся на плече от ударов вилкой, которые наносили ей муж и свекровь, следы от горячего утюга на руке и спине.
![]() |
![]() |
Следы от ударов вилкой |
След от горячего утюга на спине Мариам |
"Каждый раз они находили какую-нибудь причину, говорили, что я навела на них порчу. Потом свекровь начала... Несколько раз зажигалкой, а затем свернутой подожженной бумагой жгла мне грудь, язык, ударяла по голове скалкой, с такой силой тащила меня за волосы, что я вынужденно открывала рот. Она клала мне на обожженный язык мыло и говорила: почувствуй, как может быть больно. Потом крепко закрывала мне рот, чтобы я проглотила мыло...",- рассказывает Мариам. По ее словам, с мужем она спала в постели лишь полмесяца, потом ей запретили ложиться в постель. Сперва заставляли стоять в углу, потом, когда начали опухать ноги, дали ей табурет, и в течение многих месяцев молодая женщина спала сидя. Купалась только холодной водой, стирала вручную при условии, что если управится за 2 минуты, то бить ее не будут.
"Несколько раз я писала записку: "помогите, меня здесь мучают" и бросала с 4-го этажа. Но об этом они узнали и опять избили. Однажды свекровь заявила мне, что я порвала ее плащ. Я объясняла, что не могла этого сделать, так как нахожусь под постоянным контролем. Но она била меня и говорила, что я ее обманываю. Пришлось сказать, что это сделала я. После этого она начала избивать меня за то, что я специально порвала ее плащ",- вспоминает Мариам.
![]() |
Амазасп Геворкян |
"Я звонил, чтобы поговорить с дочерью. Свекровь заставляла меня ждать минут 10 и только после этого передавала ей трубку. Я спрашивал: дочка, как ты, как муж... Но она никогда не спрашивала, как мы. Только говорила: у меня все хорошо, не волнуйтесь,- рассказывает Амазасп. – Я начал подозревать что-то неладное. После долгих расспросов и поисков нашел бывшую жену Давида. Пришел к ней домой, и ее мать сказала мне: сделайте что-нибудь, привезите дочь обратно, пока не поздно".
После этого Амазасп Геворкян попросил Айкануш отправить дочь в Армению, сказал, что очень соскучился по ней. Однако свекровь заявила, что этот вопрос должен решить ее сын. Работающий автомехаником Давид отказал в просьбе, попутно пожаловавшись на то, что родители плохо воспитали Мариам.
О звонках родных Мариам в основном не сообщали, наоборот, издеваясь, говорили, что она уже не нужна своей семье, что ею никто не интересуется, "остается, чтобы мы бросили тебя в Неву и сами бы избавились". А во время редких телефонных разговоров Мариам с отцом свекровь всегда стояла рядом, готовая ударить за каждое лишнее слово.
"Я просила их: пожалуйста, отдайте мне паспорт, я поеду обратно, но свекровь заявляла: нет, ты наша рабыня,- вспоминает Мариам. – Она нервничала из-за своей полноты. Когда мы обедали, она ставила передо мной 9 буханок и заставляла есть все. А если я вырывала, то заставляла съесть то, что я вырвала".
Через 10 месяцев после замужества, в сентябре 2010 г., Мариам, воспользовавшись удобным случаем, убежала из дома. "Лицо у меня было изуродовано, ноги распухли, куда я могла пойти в таком состоянии. Когда стемнело, я вернулась в здание и пошла к соседке Тане. Она посоветовала обратиться в милицию. Но я боялась, что за деньги они могут все повернуть против меня. Сказала, что хочу уехать в Армению. Потом поднялась наверх и уселась на лестнице 5-го этажа. Ждала, пока наступит утро, чтобы пойти в церковь и попросить помощи. Таня не сказала, что я ей обо всем рассказала, сделала вид, что случайно встретила меня на лестничной площадке",- говорит Мариам. В тот же день муж ударил ее ножом за то, что сбежала из дома. Потом Зирояны предположили, что Таня может что-то знать. Подождали, пока у Мариам заживут свежие раны, и 15 октября отправили ее в Армению.
![]() |
Айкануш Микаелян (в центре) |
"Вначале Мариам была так напугана, что ни о чем не рассказывала. Потом, когда из-за этой ситуации мой брат заплакал, как ребенок, дочка все рассказала",- вспоминает Амазасп. Вскоре к ним домой пришли сестры Айкануш, пообещали деньги, сказали, что оплатят операцию сломанного носа Мариам, лишь Геворкяны не обращались в правоохранительные органы.
"Потом к нам домой пришла бывшая жена Давида Моника и сказала, что с ней обходились точно так же, как со мной. Правда, в отличие от меня ее не жгли, но во время беременности заставили избавиться от ребенка. Потом она сказала, что глаз у нее ослеп из-за ударов",- сообщила Мариам.
Моника вышла замуж за Давида в 2005 году и вместе с его семьей прожила в Санкт-Петербурге около трех лет. В телефонной беседе с "Hetq"-ом она не захотела рассказать о том, что с ней происходило, отметив, что не может однозначно сказать, почему глаз стал слепнуть – в тот период она принимала различные препараты, но в то же время свекр и свекровь различными предметами наносили ей удары в глаз.
"Я не хочу об этом вспоминать, снова рассказывать, меня и без того несколько месяцев вызывали в полицию, но никому ничего не сделали и не сделают,- сказала Моника. – Потому что деньги и темноту освещают. Но ничего, свое наказание они получат от Бога".
25 октября Мариам Геворкян и Моника представили сообщение в Араратское отделение полиции. Вскоре Давиду было выдвинуто обвинение по статьям УК РА "умышленное причинение здоровью другого вреда средней тяжести" и "избиение". Такие же обвинения инкриминированы и его матери, но как совершенные "с особой жестокостью".
"Как-то следователь Артур Аветян сообщил мне, что с помощью своих российских коллег они привезли Давида. Однако на бумаге было написано, что он якобы явился с повинной, - рассказывает Амазасп Геворкян. – Вместе с братом мы пошли к прокурору Арсену Арсеняну. Прождали около часа и вдруг увидели, что из его кабинета вышел полный мужчина. Потом я узнал, что это был адвокат Давида. После этого прокурор полностью изменил свое отношение – начал больше их защищать".
Во время очной ставки бывший муж Мариам отказался от обвинений и заявил, что ударил жену лишь один раз. Он утверждал, что часть телесных повреждений Мариам получила до замужества, а остальные являются результатом самовредительства.
Поскольку обвинение, выдвинутое Давиду Зирояну, предусматривает лишение свободы сроком до 3 лет, решением следователя в отношении него была применена амнистия, и уголовное преследование прекратило. Давид ни одного дня не провел в заключении. Что касается его матери, то, как сообщила пресс-секретарь генпрокурора РА Сона Трузян, "несколько месяцев назад Айкануш Микаелян была обнаружена, ходатайство о ее передаче уже удовлетворено правоохранителями РФ, и в настоящее время дело находится на стадии этапирования".
В пресс-службе полиции ""-у сообщили, что по части Айкануш Микаелян проводится предварительное следствие, по завершении которого можно будет четко сказать, под какие статьи УК РА подпадают совершенные ею деяния. Что касается того, почему Давиду Зирояну не было выдвинуто обвинение в траффикинге, то, согласно полиции, ему было предъявлено то обвинение, которое нашло подтверждение в ходе следствия.
Амазасп Геворкян уже ни во что не верит. Он интересуется тем, как можно обратиться к руководителям РФ с просьбой о восстановлении справедливости.
P.S. Имя Моники изменено. А Мариам Геворкян настояла на том, чтобы все, что она рассказала, было опубликовано, "поскольку уже ничего не боится и не стыдится" и будет бороться до конца.
На первом фото Мариам до замужества
Комментарии (196)
Написать комментарий