HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Гриша Баласанян

В Ленуги из отсутствия воды персики на деревьях засыхают

В Армавирской области использование цистерн с водой не новость, здесь в некоторых общинах питьевую воду приходится покупать. Но в этом году впервые появились цистерны для орошения полей. Жители общины Ленуги уже не надеются получить урожай, а с помощью цистерн орошают только молодые саженцы.

Самвел Мкртчян использовал для своего сада уже 100 цистерн. Каждая машина стоит 5000 драмов. В селе имеется всего несколько цистерн, поэтому на помощь приходят соседи.

Наш собеседник занимается также выращиванием саженцев, которые продает по доллару за саженец. На 3000 кв.метрах имеется около 20 тысяч саженцев, и сейчас Самвела Мкртчяна волнует вопрос их сохранения. О своем саде он уже не думает. Из-за отсутствия воды деревья засохли, а денег на их спасение нет.

По словам Самвела, орошение с помощью канав намного эффективнее, так как почва насыщается водой, а поступающая по трубам вода только увлажняет землю.

Он не решается подсчитать ущерб. В прошлом году от высаженных в шесть рядов персиковых деревьев Самвел получил 7 тонн урожая, который продал по 200 драмов за килограмм. В этом году доход с этого участка составил менее 70 тысяч драмов. Причина в том, что из-за отсутствия воды персики засохли на деревьях.

До вчерашнего дня перекупщики покупали персики по 40 драмов за килограмм, а продавали заготовительному заводу компании “Евротерм” в селе Вананд по 60 драмов. Однако со вчерашнего дня завод перестал принимать фрукты, и урожай остался на деревьях. 

Самвел тоже сдал свой урожай по 40 драмов, но деньги получит в январе-феврале.

“Два дня назад люди в селе говорили друг другу: не жалуйтесь, а то поймают и увезут. Куда должны увезти, где может быть хуже, чем здесь. В тюрьме хоть два-три раза в день кормят, а здесь нам есть нечего. Мой 13-летний внук недавно сказал мне: дед, зачем нам оставаться здесь, давай уедем в Россию, там хорошо. Ну как не сойти с ума. Сердце разрывается на части, но ничего сделать не могу”,- сказал Самвел Мкртчян.

Пока цистерна находилась на участке Самвела, своей очереди на орошение ждали другие садоводы.

Сад Гагика Цатуряна тоже на грани засыхания. Гагик пытается спасти хотя бы саженцы. “Когда нам давали воду, мы исправно за нее платили. Сейчас денег с нас не требуют, но мы каждую минуту ждем, что компания водопользователей обратится в суд, придут принудительные исполнители и наложат арест на все имущество. И тогда вопрос будет закрыт”,- сказал Гагик Цатурян.

В Ленуги мы заметили, что некоторые садоводы доставляют к деревьям даже питьевую воду.

66-летний Саркис Юсикян вырыл ямы под засыхающими деревьями, чтобы сэкономить воду и деньги, когда цистерна заедет на его участок. 

“Мой сад не орошался больше двух месяцев. Я боюсь, что деревья засохнут и в будущем году урожая не будет”,- сказал Саркис, отметив, что в прошлые годы орошение осуществлялось нормально, но в этом году ситуация изменилась к худшему.

“Мы, сельчане, делим друг с другом хлеб, но из-за воды готовы убить друг друга”,- признался Саркис Усикян.

За все это время ни один представитель областной администрации или Министерства сельского хозяйства не приехал в Ленуги. Жители при виде человека с фотоаппаратом подходили и просили сфотографировать их сад, чтобы чиновники перестали рассуждать о сельском хозяйства, сидя в своих кабинетах.

В Лунуги везде была одинаковая картина: засохшие на ветках или упавшие на землю плоды, засыхающие деревья...

В беседе с нами заместитель старосты общины Вагуш Мурадян сообщил, что в селе имеется 13 глубинных скважин, три из них действующие. Одна скважина предусмотрена для орошения, две – для питья. Но сейчас, чтобы спасти урожай, для орошения используют даже питьевую воду.

Вагуш Мурадян рассказал, что они обращались в компетентные органы с просьбой отремонтировать насосы артезианской воды, но безрезультатно.

“О бахчевых культурах мы уже и не думаем. Помидоры, баклажаны, перцы на участке более 100 гектаров засохли. Люди урожай не поулчили. В компании водопользователей говорят, что воды нет, но в соседние села она поступает из реки Аракс, однако до нас не доходит. Если отремонтируют насосы двух-трех глубинных скважин рядом с обрабатываемыми землями, то село будет спасено”,- отметил заместитель главы сельской администрации.

По его словам, в этом году сельчане понесли серьезный ущерб. Доход вместо трех миллионов составил 400 тысяч драмов. 95 процентов сельчан имеют кредиты, имущество и доходы большинства из них находятся под арестом, так как люди не могут своевременно выплачивать проценты”,- рассказал В.Мурадян, добавив, что если правительство не вмешается, то и в этом году ситуация не изменится к лучшему. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter