HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ваге Саруханян

Стамбульский дневник: 12-14 мая

В первые же дни пребывания в Стамбуле наша журналистская группа изъявила желание встретиться с министром иностранных дел Турции Ахмедом Давутоглу. Однако в центре GPOT нам сообщили, что организовать встречу именно с министром невозможно, но вместо этого попытаются найти сотрудника, который даст ответы на волнующие нас вопросы. И когда стало известно, что достигнуто согласие с руководителем одного из отделов МИД, мы на самолете вылетели в Анкару.

Столица Турции по своим масштабам, численности населения и инфраструктурам, конечно, не может сравниться со Стамбулом. Однако Анкара, являющаяся третьим по величине городом страны, со своей своеобразной архитектурой, относительно спокойными улицами и зелеными зонами тоже достойна внимания.

Мистер Х турецкого МИД

 Наша встреча в министерстве иностранных дел была назначена на 15 часов. Когда в приемной охрана сказала, что на территории здания запрещено проводить видеосъемку, я понял, что предположение сотрудников GPOT о том, что нам вряд ли разрешат записывать беседу на диктофон, оказалось верным. Принявший нас руководитель одного из отделов МИД действительно не захотел беседовать при включенном диктофоне, сказав, что в силу занимаемого положения он не вправе давать официальные ответы на наши вопросы и что для этого есть министр, заместитель министра, пресс-секретарь. Позже на сайте МИД я прочитал, что занимающийся исследованиями этот отдел является одним из низших звеньев внешнеполитического ведомства Турции. Более того, после частной беседы чиновник попросил не публиковать его имя. В нашей беседе с мистером Х участвовали также двое его помощников. Я заметил, что 90 процентов стоящих на полках книг были посвящены Армении или армянам. Фактически этот отдел занимался политическими исследованиями, рамки которых охватывают Кавказ и в частности Армению.

Нашу беседу мистер Х начал с пожелания не игнорировать воспоминания о прошлом, но и не превращать их в главную проблему, а думать об установлении новых отношений. "Мы должны использовать возможность урегулирования армяно-турецких отношений и не оставлять этот вопрос последующим поколениям. Армяне и турки утратили доверие друг к другу, сейчас мы должны восстановить это доверие. У нас много общего. Мы, конечно, понимаем, что то, что произошло в прошлом, невозможно забыть, из этого надо извлечь уроки, уважать память погибших. "В 1914-15 гг. в Турции проживало 2 миллиона армян. Где они сейчас?" – прервал я мистера Х.

 Он на секунду пришел в замешательство, а потом сказал, что вокруг цифр ведется спор, для решения которого необходимо объективно изучить все архивы. "С прошлым нужно правильно обращаться – с помощью историков, ученых. Вы располагаете воспоминаниями, которые слышали от своих дедов и которые считаете правильными. Но такие же воспоминания есть у турок... Мы говорим: давайте не вспоминать так часто боль, которую пережили в прошлом. Армяне же говорят: давайте не забывать эту боль. Безотносительно ко всему, это была трагедия. Но для того, чтобы найти пути к сближению, необходимо начать проявлять другой подход".

Проводя сравнение между Арменией и Турцией, представитель МИД высказал мысль, которую мы слышали здесь и из уст турецкого политолога: "Турция из другой лиги. Ваша страна тоже должна постараться подняться до этого уровня". Касаясь ратификации протоколов, мистер Х заявил, что Армения как будто хочет протестировать Турцию, посмотреть, какие шаги она осуществит, однако, по словам нашего собеседника, это не сработает. Что касается временного прекращения процесса, что обусловлено фактором Азербайджана, то, как отметил дипломат, Турция пытается иметь 0 проблем не только с Арменией, но и со всем Кавказом.

"Хорошо, в таком случае почему Турция с самого начала не сказала, что у нее есть такие-то предусловия и что если Армения согласна, то может вступить в "игру?" - спросил я. Тут вмешалась женщина-помощник мистера Х, которая заявила, что в решении Конституционного суда РА есть по меньшей мире два предусловия, связанные с армяно-турецкой границей и Геноцидом армян. Утверждение этой дамы вызвало удивление, поскольку суд всего лишь прокомментировал протоколы, отметив, что они не противоречат Конституции РА.

 "Турция подчеркивает, что армянская сторона должна уйти с "оккупированных" территорий, а разве сама Турция не имеет проблем на Кипре?" – поинтересовался я. Мистер Х улыбнулся и сказал, что у них были легитимные основания занять Кипр. "Но у армян тоже были",- возразили мы. "Наши основания были более легитимными",- дал туманный ответ наш собеседник, добавив, что в отличие от Карабаха случай с Кипром международное сообщество по сей день не расценивает как оккупацию, в противном случае НАТО исключило бы Турцию из своего состава.

Такие же размытые ответы были даны и на наши остальные вопросы. В заключении, когда речь зашла о том, что в Турции нет высокопоставленных лиц армянской национальности, я спросил: "А вы, турки, доверяете армянам?" Дело в том, что некоторые местные политологи сказали нам, что после действий АСАЛА турецкое государство избегает назначать армян на высокие посты. Однако мистер Х, как и подобает дипломату, ответил, что они доверяют армянам, о чем свидетельствует последнее назначение. Когда же мы заметили, что это единичный случай, наш собеседник сказал: не беда, последуют новые назначения. Отмечу, что гибкость турецкой политики, на мой взгляд, не имеет себе равных.

Когда мы вышли из МИД, шел сильный дождь. Анкара находится в центральной части Анатолии, однако проникающие с Черного и Средиземного морей воздушные потоки смягчают материковый климат. В полночь мы уже приземлились в Стамбуле.

Стамбул

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter