HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Сона Авагян

Управление туризма Арцаха не давало разрешения на облицовку ограды вокруг Гандзасара. Кто сегодня заставляет управление молчать?

Никакого проекта или документов относительно облицовки плиткой ограды Гандзасарского монастырского комплекса 13 в. не существует. Разрешения на проведение этих работ не давал и полномочный орган –  управление туризма и охраны исторической среды при правительстве Арцаха. Об этом в беседе с “Hetq” сообщил заместитель председателя Армянской ассоциации архитекторов Степан Налбандян, сославшись на информацию начальника указанного управления Сергея Шахвердяна.

Именно усилиями управления туризма Арцаха и Министерства культуры Армении летом 2011 г. облицовочные работы были прекращены. Их финансировал армянский предприниматель из России Левон Айрапетян, который в ноябре 2012 г. возобновил эти работы. Однако на этот раз управление туризма не выразило своего отношения.

Степан Налбандян предположил, что указание не препятствовать облицовочным работам, несмотря на отсутствие каких-либо документов, управлению было дано со стороны высшей власти.

Левон Айрапетян осуществляет в Арцахе благотворительные и инвестиционные программы. «Господин Шахвердян однозначно не может перевести этот вопрос в правовое поле и обеспечить соблюдение установленного порядка: проект, утверждение, разрешение, разрешение на строительство и т.д. Значит ему запрещают некоторые высокопоставленные лица»,- отметил С.Налбандян.

Левон Айрапетян планировал провести летом 2011 г. работы по облицовке всей окружающей монастырь стены, однако сейчас он намерен облицовать лишь фронтальную часть.

Армянская ассоциация архитекторов-реставраторов исторических памятников обратилась к президентам Армении и Арцаха, к спикеру Национального Собрания и премьер-министру НКР с открытым письмом, в котором потребовала немедленно прекратить облицовку стены вокруг Гандзасара. Из администраций всех этих органов Степану Налбандяну звонили, что заставляет его думать, что открытое письмо они получили, но ответа пока не прислали.

Свою позицию относительно облицовочных работв не выразили также Католикос Всех Армян Гарегин Второй и глава Арцахской епархии ААЦ архиепископ Паргев Мартиросян. Степан Налбандян исключает, что Католикос или Арцахская епархия могут быть не в курсе происходящего.

Ограда Гандзасара до облицовки Ограда Гандзасара после облицовки

Касаясь молчания архиепископа Мартиросяна, Степан Налбандян заметил, что его вкус, возможно, совпадает со вкусом Левона Айрапетяна, либо они решают какие-то личные вопросы.

“Этот камень привозят с каменоломни благотворителя. Я точно знаю, что каменоломня является собственностью предпринимателя, которую эксплуатирует его брат. Они привозят свой камень и используют для облицовки ограды”,- сказал С.Налбандян.

По мнению архитектора, тем самым предприниматель хочет доказать, что в Арцахе может делать все, что захочет, и никто не может ему запретить.

Наиболее отрицательным последствием этой ситуации является то, что нарушаются все законы, говорит Степан Налбандян. Несколько лет назад он входил в состав комиссии ЮНЕСКО, которая решала, какие памятники должны быть включены в список мирового наследия. Находящийся в области Вайоц дзор монастырский комплекс 13 века Нораванк не был включен в этот список по той причине, что с легкой руки или при попустительстве Первопрестольного святого Эчмиадзина рядом с этим памятником, в его исторической среде был построен ресторан.

Почему средневековые армянские мастера строили стены вокруг монастырей из необработанных камней

6 июля 2011 г. Левон Айрапетян заявил представителям молодежной инициативы “Не будем молчать”, что каменная ограда вокруг Гандзасара была построена не в 13 веке, а в 80-х годах 20 века. В последнее время стена стала разрушаться, в связи с чем предприниматель решил облицевать ее травертиновой плиткой, камень для которой добывается из каменоломни, которую использовали также в 13 веке, когда строили Ганадзасарский монастырский комплекс.  

Между тем Степан Налбандян уверен, что ограда всокруг Гандзасара была построена одновременно с монастырем в 13 веке. Сохранились фотографии 1910 г., на которых видна ограда.

Архитектора особенно возмущает то, что подобного отношения удостоился Гандзасар, который входит в первую десятку шедевров армянской архитектуры. Он отмечает, что из зарегистрированных в Арцахе памятников лишь в 4-5 случаях для строительства ограды использовались обтесанные камни. Ограды вокруг всех остальных монастырей, в том числе Гандзасара, Ахпата, Татева, построены из необтесанных камней. Это объясняется тем, что каменные стены всегда подвергались нападениям врага, постоянно разрушались и строились снова, поэтому использовать обтесанные камни не имело смысла. Другая причина состоит в том, что средневековые армянские мастера при строительстве монастырских комплексов хотели, чтобы в центре внимания были именно монастыри, а не сопутствующие постройки, в том числе ограды.   

Степан Налбандян также отметил: «При реставрации исторического памятника недопустимо использовать гвозди, арматуру, цемент, облицовочные плитки... Это проявление безграмотности, они не знают правильную технологию кладки камня».  

Армянская ассоциация архитекторов-реставраторов исторических памятников убеждена, что облицовку необходимо снять. 

В 1989 г. Налбандян вместе с другими архитекторами провел обмеры всего монастырского комплекса Гандзасар, в том числе каменной ограды, составил проект реконструкции. Сейчас он предлагает взять проект из архива и в соответствии с ним восстановить ограду.

P.S. В 1950-60-х гг. встал вопрос облицовки туфом земляной стены вокруг Эчмиадзинского кафедрального собора. В то время Католикос Всех Армян Вазген Первый созвал заседание научно-методического совета, в состав которого входили Мартиросян Сарьян, Аветик Исаакян, Степан Мнацаканян, Рафаэл Исраелян и другие выдающиеся деятели. Научно-методический совет обсудил вопрос о том, стоит облицовывать земляную стену камнем или. Рафаэл Исраелян представил проект, который сперва был отклонен, и только во второй раз совет его утвердил. 

“Пусть и сейчас составят проект, обсудят его на заседании научно-методического совета и скажут, что облицовка нужна. Тогда я признаю, что я и мои коллеги – единственные, кто не понимает правильность этих работ. И пусть тогда делают то, что хотят”,- сказал напоследок Степан Налбандян.

Комментарии (1)

henri
megnapanelik pan tchga.Prnabedutynnere paraxagherov amen intchi ghasnin kani tchga angeghdzutyun,tchga loghovrtavarutyun !!!

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter