HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ваге Саруханян

“В Германии закон работает, и угрозы в адрес журналистов будут иметь последствия”

Интервью с немецким журналистом-расследователем, преподавателем журналистики и сотрудником немецкой организации “Гринпис” доктором Манфредом Редельфсом 

Господин Редельфс, легко ли в Германии быть журналистом и в частности журналистом-расследователем?

Сейчас уже трудно, так как у нас, как и в других странах, в сфере печатной прессы сложилась довольно тяжелая ситуация. Печатная пресса теряет доходы от рекламы, а кое-кто – даже читателей. Финансовые проблемы приводят к сокращению сотрудников и ресурсов. Осуществлять продолжительные изучения и проекты становится сложно. С другой стороны у нас есть нечто другое, что способствует развитию расследовательской журналистики, -  интернет. Это обусловлено тем, что сеть дает возможность получать разностороннюю информацию о последних событиях, кроме того читателю легче использовать интернет-источники. У нас есть примеры, когда газеты переходят к расследовательской журналистике, которой раньше не занимались. То есть они осознают, что в случае с классической журналистикой они не выдержат конкуренцию с интернетом.

А телевидение и радио?

В Германии общественные вещатели имеют преимущества. Частные компании редко занимаются расследовательской деятельностью, поскольку существует финансовая проблема. Общественным компаниям легче. Кроме того, они обязаны это делать, поскольку только в случае предоставления всесторонней и глубокой информации они могут оправдывать взимаемую абонентскую плату.  

А частным компаниям легко находить деньги на проведение расследования?

Как я уже отметил, с увеличением числа пользователей интернетом рекламные потоки у остальных сокращаются. И заполнить этот пробел посредством повышения стоимости газеты невозможно, поскольку в этом случае последуют новые потери.

Вы как журналист сталкивались с какими-либо препятствиями в своей деятельности? Например, получали звонки или письма с угрозами?

Нет. Следует помнить, что в Германии закон работает, и угрозы в адрес журналистов будут иметь последствия. У меня у самого такого опыта нет, однако некоторые из моих коллег, когда их, скажем, обвиняли в клевете, втягивались в судебные процессы. Такие проблемы бывают, однако они не мешают расследовательской журналистике. В Германии журналисты агрессивны, и желающие угрожать им знают, что их высказывания будут опубликованы, что явится прекрасной контратакой и противодействием всем тем, кто попытается пойти на такой шаг.

Какие еще проблемы, кроме финансовых, существуют в расследовательской журналистике?

Основной проблемой являются опыт и знания. Но я считаю, что правильнее всего подходить к журналистике как к ремеслу, то есть усваивать ее методологию. Раньше в Германии обращали на это внимание, поскольку были сосредоточены на том, чтобы писать. Могли написать очень пространный материал и большую аналитическую статью. Однако так можно начинать карьеру или, скажем, комментировать вечерние новости. В случае с расследовательской журналистикой нужен другой подход. Сейчас молодые журналисты поворачиваются лицом к расследованиям, что можно считать положительным явлением.

А почему Вы решили перейти из журналистики в «Гринпис”?

До этого я работал на радио, а там на то, чтобы довести до слушателя то, что ты хочешь сказать, дают в лучшем случае три минуты. Я же хотел готовить получасовые документальные передачи и глубокие аналитические материалы. Перейдя в общественную организацию, я, естественно, оставил классическую журналистику. Но когда я смотрю на то, чем занимаюсь сейчас, то понимаю, что благодаря изучениям “Гринпис” у меня больше возможностей углубиться в тему.

Кем Вы сейчас являетесь в “Гринпис” – экспертом или журналистом? 

Когда я поступал на работу в “Гринпис”, там искали профессионального журналиста, специлизировавшегося в расследованиях по экологическим вопросам. Я уже не занимаюсь классической журналистикой, но сейчас у меня больше времени и больше источников для работы.

Как преподаватель и опытный журналист что Вы посоветуете молодым журналистам и в частности тем, кто хочет специализироваться в расследовательской журналистике?

Можно учиться в самых лучших журналистских школах, но опыт в работе имеет очень важное значение. Необходимо обращать внимание на практику, на других опытных журналистов и в частности на сотрудничество с журналистами-расследователями, вовлекаться в профессиональные сети. Последнее особенно полезно с точки зрения международной перспективы, поскольку сегодня многие темы уже выходят за национальные рамки.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter