HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Взгляд на прошлое, настоящее и будущее инициативы «ТУФН»

Фейсбуковское движение «Требуем увеличения финансирования науки (Պահանջում ենք գիտության ֆինանսավորման ավելացում)» началось 2,5 года назад. Оно началось как реакция научного сообщества Армении на ухудшающееся из года в год состояние отечественной науки в стране: на уменьшение финансирования науки государством, на исключение учёных из категории пользующихся социальными льготами, на неприятие законов способствующих развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), на крайне низкие зарплаты. Зарплата в 30-70 тысяч драм кого угодно доведёт до протеста. Сначала просили. Просьбы не были услышаны. Они были проигнорированы Премьер-министром, что в итоге привело к сплочению рядов учёных, борющихся не только за свои экономические права, но и за выживание армянской науки в принципе. Была создана фейсбуковская инициатива «ТУФН». Те же самые просьбы к Президенту и председателю Национального собрания, как и в случае с Премьером остались безответными. И тогда учёным не осталось ничего кроме как не просить, а требовать, объединяться и бороться за свои права и за армянскую науку.

За 2,5 лет движению удалось достичь определённых успехов. На сегодняшний день темп процесса дальнейшего ухудшения дел в армянской науке замедлен. Замедлен, но не остановлен окончательно, так как удалось остановить ежегодное уменьшение финансирования науки и даже поднять с 0,24 % от ВВП до 0,27 % от ВВП, но не остановлен процесс старения науки. В то же время, совершенно очевидно, что существенных прогрессивных шагов, способствующих развитию отечественной науки, практически не удалось осуществить. Коренное, принципиальное изменение ситуации в армянской науке может наступить только при увеличении государственного финансирования науки из госбюджета, или с учётом частных инициатив увеличения процента, выделяемого на науку из ВВП. Увеличение финансирования из ВВП с 0,24% до 0.27%, или даже с учётом планируемого на 2014 год бюджета, до 0,29% от ВВП это капля в море. Думаю, что нет необходимости рассуждать на тему о невозможности при финансировании науки в 0,29% от ВВП развивать НИОКР в стране. Этот процент с учётом геополитического положения Армении должен быть доведён до 3-4 %, вот тогда начнется прорыв в развитии наукоёмких производств и Военно-промышленного комплекса  (ВПК).  

Что происходило с самой инициативой в течение этих трёх лет? Если в начале зарождения инициативы у активистов было огромное множество различных точек зрения на те или иные вопросы, то со временем произошла определённая гомогенизация идей. Это сплотило движение. Такая идейная гомогенизация позволила движению не просто выступать с общепринятыми инициативами, но и иметь общепринятую позицию по всем обсуждаемым вопросам, иметь общепринятые аргументации на критику со стороны властей. На сегодняшний день объединение учёных и частичная гомогенизация идей, на мой взгляд, стали тем фундаментом, который позволил замедлить развал армянской науки, осуществляемый властью. Но, совершенно очевидно, имеющегося потенциала инициативы «ТУФН» не достаточно для достижения главной цели инициативы –  существенного увеличения финансирования науки государством. В каком-то смысле «ТУФН» сегодняшнего дня подходит к пределу своих возможностей. Я не исключаю, что инициативе удастся провести ещё пару-тройку важных и нужных для науки законов в Парламенте, или, к слову, добиться повышения финансирования науки ещё на несколько десятых процентов от ВВП, инициатива может провести ещё с два десятка конкурсов для молодых учёных и т.д. Но, согласитесь, что это не будет коренным переломом в битве за выживание и развитие нашей науки, а, следовательно, нашей государственности. На мой взгляд, неспособность «ТУФН» переломить ситуацию коренным образом, не связана с неправильностью организации инициативы. Сама цель по увеличению финансирования науки, стоящая перед инициативой, так же не является недостижимой. Довести финансирование науки до 3-4 % от ВВП подобно многим другим странам это не фантастика и это вполне достижимая цель. Невозможность достижения этой цели имеет иную причину. Активисты «ТУФН» наивно полагают, что это возможно осуществить внутри рамок имеющейся в стране политической системы, тогда как это не так. Увеличение финансирования науки и ОКР принципиально противоречит целям и задачам, стоящим перед руководством страны. И именно поэтому борьба «ТУФН», в том формате в котором она ведётся сейчас, обречена на поражение на главном стратегическом направлении, то есть увеличении финансирования науки из государственных средств и, в лучшем случае, ей может сопутствовать незначительный тактический успех, по типу принятия того или иного закона или президентских ежегодных подачек в размере 100-200 млн. драмов.

С началом обретения независимости наша государственность начала своё существование в очень ограниченном псевдосуверенном и псевдонациональном формате. Рамки этого формата впоследствии стали еще более ограничиваться по мере того как в этом возникала потребность у Москвы. Логично предположить, этот процесс будет продолжаться и впредь, до полной потери нашей страной своей независимости. И поэтому нет ничего удивительного в зависимости руководства нашей страны от Москвы. Экономическая и политическая зависимость руководства страны от Москвы, отсутствие воли к принятию самостоятельных политических решений, а самое главное, отсутствие внутреннего стремления у высшего руководства страны на создание и  становление сильного и независимого армянского государства является истиной причиной того, что финансирование фундаментально-научных и опытно-конструкторских разработок, в особенности в сфере ВПК, принципиально не будет увеличиваться. Только стремление руководства страны к усилению армянской государственности может создать политический и экономический заказ на развитие НИОКР, ВПК и наукоёмких производств. Какой смысл финансировать и развивать НИОКР и ВПК, если нет цели укреплять государственную независимость Армении и повышать её обороноспособность, то есть, нет точек приложения для полученных результатов? Если эта логика верна, то это означает, что решение стоящей перед ТУФН задачи по увеличению финансирования науки государством при существующей в стране политической системе принципиально не возможно. Финансирование и развитие фундаментальной науки и ОКР, развитие ВПК и наукоёмких производств должно стать следствием курса руководства страны, направленного на укрепление независимости и обороноспособности Армении. Такой курс руководства будет укреплять нашу экономическую независимость и обороноспособность, а, следовательно, будет создавать базу для укрепления политической независимости страны, что принципиально противоречит интересам Москвы и, полагаю, что и Европы и Америки? Именно по этой причине требования движения по увеличению финансирования науки хотя бы до европейского уровня мне представляются заранее обречёнными на провал. Москва не допустит образования у высшего руководства страны политического и экономического заказа на развитие НИОКР, развитие которых, как в ВПК, так и в наукоёмких производствах приведёт к укреплению экономики и обороноспособности страны, а, следовательно, и государственности.

Предположим активистам «ТУФН» неким чудесным образом удалось увеличить финансирование отечественной науки до 1-2 % от ВВП. Если руководство страны перед учёнными и инженерами не ставит сверхзадач по развитию ВПК, то цена такому увеличению финансирования науки резко падает, так как наука и инженерия, прежде всего, должны обслуживать обороноспособность страны и только после этого играть роль в развитии остальной части экономики.

«ТУФН» не имеет идеологического, политического, финансового и людского потенциала. Даже если бы у «ТУФН» имелось бы гораздо больше сил и ресурсов чем есть на сегодняшний день, решительный прорыв в увеличении финансирования науки государством был бы принципиально не возможен по названым выше политическим причинам. В лучшем случае была бы возможность развития по вторичным направлениям. Например, можно было бы осуществлять за счёт частного научного фонда финансирование определённых научно-исследовательских проектов. Но развитие по стратегической линии, то есть развитие областей имеющих, прежде всего оборонное значение для страны возможно только после переформатирования политической системы. А это, в свою очередь, означает, что движение должно идеологизироваться и политизироваться, поставив перед собой новую стратегическую цель –  изменение политико-экономических приоритетов армянской государственности. Движению необходимо создать свой идеологический, политический и финансовый потенциал. Это не означает, что мы должны отказываться от начальной своей цели – увеличения финансирования науки. Это означает, что отношение к вопросу независимости нашей страны у руководства Армении является ключевым для увеличения финансирования науки. Вопрос власти является ключевым.

В такой ситуации, на мой взгляд, необходимо разработать новую стратегию и тактику борьбы «ТУФН». Необходимо переосмыслить цели движения, расширив их. Мне хотелось бы призвать единомышленников к обсуждению данных вопросов. Самому же хотелось бы предложить на обсуждение несколько мыслей.

Идеологизация  движения.

До сегодняшнего дня главной целью активистов «ТУФН» являлось и является увеличение финансирования науки. Все прекрасно понимают, что это необходимо сделать не только исходя из экономических интересов учёных страны, у которых зарплаты колеблются в районе 30-70 тысяч драмов, но и для развития самой науки в Армении. Публикуемые активистами «ТУФН» статьи, в подавляющем большинстве были именно об этом. К сожалению, было опубликовано мало статьей, в которых бы мысль о необходимости развитии науки в стране имела бы своё дальнейшее и логическое развитие и обоснование. Для чего, собственно говоря, нужно развивать науку в стране? В лучшем случае на этот вопрос давались ответы, аргументирующие экономическую и реже военную конкурентоспособность страны. Это правда, но это не вся правда. Несомненно, развитие науки и инженерии является одним из важнейших столпов, на которые опирается государственность современных развитых стран мира, так как только развитие собственных НИОКР обеспечивает как экономическую, так и военную мощь государства. Кроме того развитие науки в стране позволяет не прерываться цепочке поколений учёных, передающих следующим поколениям опыт, научную школу и, частично, знания. И вот здесь необходимо сделать следующий логический шаг. Это нужно не только для обеспечения конкурентоспособности и сохранения status quo нашей страны, это нужно, прежде всего, для создания военной и экономической мощи, позволяющей в случае необходимости иметь возможность нанесения превентивного удара по врагу, например, по  Азербайджану. Не возможно веками сохранять территориальный status quo Армении, включая Арцах. Страна либо будет уменьшаться, либо увеличиваться территориально. Я думаю, нет смысла обсуждать будущее Армении в случае территориальных потерь. Мы и так зашли за нижнюю границу допустимых территориальных потерь. Ереван сегодня спокойно может быть обстрелян реактивной артиллерией, как из Турции, так и из Нахиджевана. Не возможно вечно избегать войны. Значит к ней нужно готовиться и не нужно исключать возможности начала военных действий с нашей стороны. Не понимать важности этого, означает согласиться с гибелью своей страны. Пусть лучше погибнет соседнее вражеское государство и пусть лучше его население будет ассимилировано или изгнано, чем это произойдёт с нашей страной и с нашим народом. Кстати, здесь скрыт ответ на вопрос: «Почему в истории человечества лидеры некоторых стран усиленно развивали и развивают науку и экономику своих стран, одним словом созидают и усиливают страну, а другие этого не делали и не делают»? Потому, что первые осознанно ли или бессознательно готовились к войне, они внутренне были готовы к агрессивному развязыванию военных действий, а, следовательно, для осуществления своих агрессивных чаяний им было необходимо укреплять экономику и науку страны. Вторые, опять-таки, осознанно ли или бессознательно избегали и избегают войн. Они не желают, чтоб страна воевала, они категорически не приемлют этого. Если мы желаем создать мощную страну, мы должны сделать так, чтобы  доминирующей идеологией нашего общества стала бы идеология, постулирующая кроме всего прочего территориальное расширение нашей родины, а руководство страны должно иметь мировоззрение завоевателя. Совершенно необязательно, чтоб оно сломя голову начало бы войну, но эта внутренняя, инстинктивная жажда завоевания у руководства страны минимально необходима для развития государства. Невозможно создавать аморфную, не имеющую своего лица, стиля, почерка, но сильную страну. Это означает, что весь процесс борьбы «ТУФН», в частности за увеличение финансирования науки, и, в целом, за построение независимого, армянского государства, должен быть идеологизирован. Какая это может быть идеология? На мой взгляд, только одна – националистическая. Прежде всего, национализм это осознание армянами доминирования национальных интересов армянского народа и армянской государственности над личными интересами и над интересами других народов и государств. Не важно, гражданином, какой страны является армянин. Важно, чтоб для него «центром Вселенной» являлась бы Армения. Национализм – это объединение армянского народа вокруг его совместного настоящего и совместного будущего. Национализм – это мировоззрение, объединяющее людей, самоидентифицирующих себя армянами, вокруг идеи построения сильной и независимой армянской государственности. Национализм для армян – это осознание своей армянской самоидентификации как самого важного объединяющего армян фактора. Идеологизация движения необходима, так как не возможно и бессмысленно добиваться увеличения финансирования науки в отрыве от контекста построения государственности. А для успешного осуществления последнего необходима идеология, объединяющая людей и указывающая направление этого строительства.

Национализм из всех имеющихся измов является единственной идеологией, имеющей биологические основы в виде человеческих инстинктов. Кроме национализма нет более ни одной иной идеологии, не противоречащей биологии человека.

Политизация движения.

Необходимо понимать, что развитие науки возможно только в контексте развития армянского государства и не может быть развития науки в деградирующей или в не прогрессирующей стране.

Поэтому политизировать не означает предложения превратить «ТУФН» в партию, или общественную организацию, имеющую официальный статус. В конце концов, сильные места «ТУФН» это осознанная коллективность и коллективное генерирование высококлассных идей, направленных на достижение общепринятых целей. А для этого официальный статус не нужен. Или же, что мешает создать официальное, политическое крыло инициативы?

Политизировать – значит превратить инициативу в политически значимую силу.

Политизировать – значит иметь своё чёткое политическое и экономическое видение пути развития армянского государства.

Политизировать – означает добиваться осуществления этого своего видения при помощи политических, экономических и иных механизмов. Поэтому политизировать – означает, в том числе, бороться за изменение законодательства с целью создания благоприятных налоговых и дотационных условий для развития наукоёмких производств, ВПК, IT. А это, в свою очередь, не возможно без наличия, профессионально разработанных программ развития науки и различных отраслей экономики; например, ВПК, интеллектуальноемких производств, IT и т.д.

Одним словом, политизировать – означает выступать в роли идеологического и политического союзника армянских промышленников, в особенности той его части, чей бизнес связан с развитием наукоёмких производств, ВПК и IT.

 Частный научный фонд.

 Мы неоднократно обсуждали вопрос о финансирования науки со стороны частных лиц. Полагаю, что пропаганда идеи создания крупного частного научного фонда в Армении должна стать делом максимально большего количества активистов «ТУФН». Эту идею надо пропагандировать всегда и везде, в письменном и в устном виде, увеличивая число её сторонников, пока не появиться реальная возможность создания частного крупного армянского научного фонда.

 Борьба за незанятые информационные площадки.

 «ТУФН» необходимо максимально активно вести просветительскую деятельность со всех возможных информационных площадок. Более того, «ТУФН» должен развернуть свою деятельность и на сайте ВКонтакте (http://vk.com/) и на YouTube и на ЖЖ..

Армен Коцинян, БИН РАН

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter