HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Марине Мартиросян

“Каждый армянин хотя бы раз в год должен оставлять свой след на армянской земле…”

Интервью с проживающим во Флоренции скульптором Вигеном Аветисом

Демонстрировать скульптуры во Флоренции очень трудно, почти невозможно, поскольку здесь находятся шедевры мирового искусства –  например, статуя Давида работы Микеланджело. Об этом на открытом балконе одного из ереванских кафе неспешно рассказывает проживающий во Флоренции скульптор Виген Аветис. Для него стало неожиданностью, что действующая во Флоренции церковная организация “Милосердие” и власти города одобрили его инициативу и согласились установить созданную им новую бронзовую скульптуру “Мать-Армения”, посвященную памяти жертв Геноцида армян. “Рождение скульптуры удивительным образом совпало со 100-летней годовщиной Геноцида. Произведение начало самостоятельно прокладывать свой путь. Началось победное шествие скульптуры”,- сказал Виген Аветис, прикурив сигарету. В эти дни он занят организацией в Шуши международного симпозиума скульптуры, так как является учредителем-председателем этой инициативы. 

-Изначально тема скульптурной работы “Мать-Армения” не имела отношения к 100-летней годовщине Геноцида. Скульптуру заказал один из проживающих на Украине состоятельных армян. Он поведал историю своей семьи, рассказал, как мать вывезла из Вана четырех своих детей. Заказчик требовал, чтобы лицо матери напоминало лицо этого исторического персонажа (женщины из Вана). Но поскольку образ матери в скульптуре должен был носить обобщенный характер, то Аветис не стал выполнять это требование.   

-И заказчик отказался?

-Да, отказался. Однако эта отвергнутая скульптура не только была создана, но и обрела более весомую идею, фактически совпав со 100-летней годовщиной Геноцида армян. Скульптура уже была готова к отправке в Норвегию, где ее должны были установить, когда я подумал, что до этого ее можно показать во Флоренции. Я обратился с этим предложением к флорентийской церковной организации  “Милосердие”, которая любезно дала согласие. И поскольку скульптура удостоилась всеобщего признания, то я подумал, что ее стоит показать и в других странах Европы. Идея была принята. Вторым городом, где будет выставлена эта работа, станет Витербо, считающийся городом понтификов. Скульптура будет демонстрироваться почти во всех европейских столицах. Знаете, она сама прокладывает свой путь.

-Что Вы чувствуете и видите, когда гуляете по Еревану?

-Вчера мы были в Аштараке. Там у меня высыхает сад, так как отключили воду. Причин, конечно, много, но дереву не скажешь: потерпи, в следующем году вода будет. Жители сел в Армении живут в основном благодаря сельскому хозяйству, а если у них не будет воду, то люди умрут с голоду. Я также понимаю, что олигархи приобрели огромные земельные участки, и вода направляется на орошение их садов, тогда как сады крестьян высыхают.   

В Ереване царит кажущееся спокойствие, люди очень плохо принформированы, ситуация в приграничных районах напряженная, а в ереванских ресторанах вовсю веселятся. Для меня это странно. Я помню, как в 88-90-х годах ереванцы жили каждым историческим днем. А сейчас они думают лишь о приобретении шикарных иномарок, бессмысленно тратят деньги. Мне кажется, что каждый, кто покупает дорогую машину, должен думать о том, что на эти деньги можно было бы купить танк, поскольку война может начаться в любую минуту. Ереван как будто находится в состоянии агонии, я бы даже сказал, в состоянии “ресторанной агонии”. Ереванцы не должны спать спокойно, им нужно экономно тратить деньги, направлять их на укрепление обороноспособности нашего государства. К сожалению, гибель людей на границе, отсутствие воды в селах стали уже привычным делом.

-Как возникло это кажущееся спокойствие? 

-Государственные структуры, которые должны предоставлять информацию, начали игнорировать мнение народа. Такой подход привел к возникновению водораздела между правительством и народом. Создалась ситуация, при которой уже все равно, что происходит в стране, какие проблемы существуют в Арцахе, сколько человек гибнет на границе. Одним словом, исчезла сердобольность. Связь между народом и правительством, между диаспорой и правительством нарушилась. 

-Если бы Ваши работы создавались и демонстрировались в Армении, они бы удостаивались той же оценки, которой удостаиваются за рубежом? (В Ереване установлена лишь одна работа Вигена Аветиса – фонтан-памятник “Сасна црер: Цовина с Санасаром и Багдасаром”, открытие которого состоялось в 2008 году.)

-Конечно, нет. Посмотрите, в Армении сформировался слой деятелей искусств, которые поддерживают правительство. Им предоставлены все рычаги. Эта проблема существует во всем мире. Это способ соблазнения представителей искусства. Честные художники не имеют права продаваться, а политические деятели могут продаваться каждый день.  

-В Ереване скульптуры в правильных местах? Какие изменения Вы бы внесли в городскую культуру?

-Все возможные антиградостроительные шаги в Ереване уже осуществлены. Прежде всего нельзя было строить столько зданий, лишать город своего лица, разрушать старые здания, превращать Крытый рынок в “Ереван Сити”. Но я заметил, что у нас подрастает хорошая молодежь, я надеюсь на смену поколений. Думаю, что придет новое поколение, которое принесет с собой новое качество. А построенные уже здания будут снесены, так как были построены на “левые” деньги. И тогда градостроительство вновь обретет свое  лицо. Ереванский Крытый рынок можно восстановить. Я еще не потерял надежду.

-Собираетесь ли Вы создать скульптуру для Армении?

-Неважно, создам я скульптуру для Еревана или нет.

-Но ведь это богатство города…

-Хорошо, сейчас я не создам скульптуру, но организую симпозиум скульптуры, который принесет в Армению новое дыхание. В этом году на шушинском симпозиуме я создал скульптуру, которая, на мой взгляд очень важна. Это Куркик Джалали, один из интереснейших, на мой взгляд, образов нашего эпоса, который никогда не стареет. Это очень важное присутствие в нашей реальности.  

-Эта работа уже установлена? 

-Скоро будет установлена. А в ближайшее время мы установим в Аштараке одну из работ итальянского скульптора Массимо Липпи. Это тоже моя инициатива. Так что если даже я не создаю скульптуры для Армении, то благодаря моему участию в различных городах страны появляются произведения других скульпторов.

-Кстати, проведение в этом году международного симпозиума в Шуши совпало с напряжением ситуации на карабхско-азербайджанской границе. Не испугало ли это иностранных гостей? 

-Всему свое время. И в эти напряженные дни мы, скульпторы, создали работы, посвященные миру. Все это однозначно не осталось незамеченным ни на небе, ни на земле. Мы заявили о своем присутствии там, и это увидели и русские, и Азербайджан. К сожалению, это не пожелала увидеть госпожа министр культуры Армении, но в любом случае симпозиум состоялся. Некоторые скульпторы испытали тревогу, однако это чувство заставило их работать с удвоенной силой. Так, один из участников создал скульптуру, которую назвал “Стол мира”. Когда во время войны я ехал в Карабах, я знал, что не смогу быть хорошим солдатом, так как не могу убивать. Но я знал, что в такие минуты очень важно находиться на этой земле. Я уверен, что Бог смотрит на каждого из нас. И когда Он видит, что число честных людей уменьшается, Он отворачивается от этого народа. Мне бы очень хотелось, чтобы живущие в диаспоре армяне чаще приезжали в Армению, потому что наша земля нуждается в том, чтобы они оставляли на ней свой след. Армения без армян теряет смысл. Армянин наполняет смыслом свою землю, а земля наполняет смыслом армянина. Каждый армянин хотя бы раз в год должен оставлять свой след на армянской земле. Разумеется, и на земле Западной Армении.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter