HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ваге Саруханян

Вопрос ограды Гандзасарского монастыря висит в воздухе

Работы по облицовке ограды Гандзасарского монастыря прекращены с 2013 года, однако до сих пор неясно, какая судьба ждет облицованную наполовину ограду – в частности, будет ли составлен новый проект реставрации или специалисты ограничатся старым проектом, будут ли демонтированы уложенные плитки. 

Напомним, что работы по облицовке ограды Гандзасарского монастыря начались летом 2011 г. по инициативе уроженца Арцаха, предпринимателя и благотворителя Левона Айрапетяна. Против этих работ высказались многие архитекторы, историки, Министерство культуры РА, Управление по туризму и охране исторической среды при правительстве НКР. Стало известно, что никакого специального документа относительно облицовки ограды не было. Архитекторы, в частности, подчеркивали, что плитка не только нарушает исторический облик ограды, но и утяжеляет ее, вместо того, чтобы укреплять.   

Необходимость облицовки Айрапетян объяснял опасностью обвала стены. Более того, по мнению предпринимателя, ограда монастыря является строением не 13-го века (входящая в монастырский комплекс церковь сурб Ованнес Мкртич построена как раз в 13-ом в.), как отмечают специалисты, а в 1980-х годах. Однако специалисты представили фотографии 1910-го года, на которых ограда присутствовала, что доказывало как минимум этот ее возраст. Председатель Армянской ассоциации архитекторов-реставраторов исторических памятников Гагик Согомонян отметил, что  еще в 1989-ом под его руководством был составлен проект восстановления всего монастарского комплекса, который, однако, не был осуществлен из-за начавшейся Арцахской войны. 

Вскоре работы по облицовке были прекращены, однако в конце ноября 2012 г. они возобновились, после чего вновь прекратились весной 2013-го.  Армянская ассоциация архитекторов-реставраторов обратилась с открытым письмом к президентам РА и НКР. Затем с открытым письмом к главам двух республик и Католикосу Гарегину Второму обратились 350 представителей интеллигенции.

В ответ на последнее открытое письмо управление по туризму и охране исторической среды при правительстве НКР в июле 2013 г. сообщило, что, “согласно проведенным еще в 2011 г. изучениям специалистов, ограда вокруг монастыря и другие строения нуждаются в комплексных научно-реставрационных работах в соответствии с разработанным проектом. Поэтому проведенные до сих пор работы по облицовке ограды вокруг монастырского комплекса следует воспринимать как временное явление, которое, разумеется, не может оказать какого-либо влияния на научно-реставрационные проектные решения и окончательные результаты восстановительных работ, которые будут проведены в будущем. Научно-реставрационные работы комплекса-памятника начнутся после решения связанных с ними финансовых вопросов”. Этот ответ управление направило Hetq.am еще в декабре 2012 г.   

В августе 2013-го Общественный совет РА принял решение обратиться к двум президентам и Католикосу с предложением демонтировать плитки.

Разговоры о финансах появились в ходе заочной полемики между сторонниками и противниками облицовки ограды.

Вспоминая эти события, священник Григор Маркосян, который с 2006 г. является духвным пастырем Гандзасара и с 2011 г. поддерживает инициативу Левона Айрапетяна, сказал, что пришли какие-то архитекторы и сказали Айрапетяну, что для восстановления стены нужна определенная сумма. “Лева предложил им составить проект, чтобы он выделил деньги. Они составили проект, и выяснилось, что для восстановления всей стены требуется полмиллиона долларов. Брат Левы нашел человека, который согласился выполнить эти работы за полцены, при этом камень для работ должен был предоставить Лева. Они выполнили эту работу, и мне кажется, что архитекторам не понравилось”,- рассказал священник.    

“Это неправда, что архитекторы, услышав о деньгах, якобы захотели воспользоваться поводом”,- сказал в беседе с Hetq.am летом 2011 г. архитектор Гагик Согомонян, добавив, что принес с собой один экземпляр своего проекта, составленного еще в 1989 г., который будет передан в Управление по туризму и охране исторической среды НКР. Сайты сообщили о том, что на реставрационные работы Левон Айрапетян предусмотрел 1,5 млн долларов. На пресс-конференции Г.Согомонян отметил, что в случае выполнения работ в соответствии с их проектом потребовалось бы в пять раз меньше средств, а остальную сумму можно было направить на другие благотворительные цели.  

По нашим сведениям, финансовая проблема возникла все же не у армянских, а у арцахских специалистов с соответствующими органами, ответственными за охрану культурного памятника. То есть несогласие возникло именно между ними и Айрапетяном.  

Священник Григор Маркосян разделяет мнение Левона Айрапетяна о том, что ограда является строением 20-го века. По его словам, когда церковь была построена, ограды не было, впервые она была построена в 17-ом веке, но потом разрушена. Нынешняя же стена является строением 1980-х годов.

Специалист по памятникам Самвел Карапетян утверждает, что со времени строительства (13-й в.) монастырь имел ограду, возможно, она существовала и раньше, поскольку ранее на месте Гандзасара находилось культовое сооружение.  

С.Карапетян еще в 2011 году заявил, что ограда Гандзасара была отреставрирована в 17-ом веке, а в 19-ом и начале 20-го вв. она была частично восстановлена. “Реставрация, осуществленная в 80-х годах по инициативе управления по охране памятников Азербайджана, не бросается в глаза, так как проведена в полном соответствии со старой кладкой”,- отметил специалист.

Сотрудник Управления по туризму и охране исторической среды Слава Саркисян сообщил Hetq.am, что он не видел проект, составленный в 1989 году группой архитектора Согомоняна, и не знает, будет разработан новый проект или нет. Говоря о новой облицовке, Саркисян подчеркнул, что эта работа не была согласована с их управлением, в научно-методическом совете не было проведено обсуждение. Между тем при проведении восстановительных работ совет изучает проект и дает свое заключение.  

“Я долгое время молчал, но потом предложил посмотреть имеющиеся в притворе надписи. Половины их уже нет. Многие надписи мы потеряли – камни сломаны, рядом уложены другие камни...”,- говорит священник Маркосян.

По его словам, если ЮНЕСКО не включит Гандзасар в свой список объектов памятников Всемирного наследия, то причина в первую очередь будет состоять не в ограде, а в утраченных надписях на ограде притвора, что является делом рук армян. 

О незавершенной облицовке стены вокруг монастыря отец Григор сказал: “Пусть останется так, как есть...” Касаясь арестованного в России Левона Айрапетяна, духовный пастырь Гандзасара отметил: “Мы должны сделать все, чтобы освободить его, потому что государство чувствует, что, извините за выраждение, дойная корова уплывает из его рук. Мне кажется, это заказ одного олигарха против другого (имеются в виду разногласия в российских бизнес-кругах по делу “Башнефти”). Я прошу Бога только о том, чтобы в этом деле не были замешаны армяне”. 

Спрашиваем об осуществляемом рядом с монастырем строительстве. Отец Григор сообщил, что по проекту архитектора Артура Месчяна строится филиал Матенадарана. В 2004 году здесь было построено здание гимназии, где могли разместиться 20 человек. Набралось, однако, человек 8, которые потом перевелись в гимназию “Геворкян” в Эчмиадзине. После этого в здании стали размещать детский лагерь. “Отдыхать сюда приезжали дети, но было бы лучше, если бы они вообще не приезжали. С наступлением темноты здесь начиналась дискотека”,- рассказал священник. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter