HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Кто победит – молокане или охваченная “золотой лихорадкой” компания?

Лариса Паремузян
Кристине Агаларян 

Золотоносное месторождение в селе Фиолетово Лорийской области находится на правом берегу реки Агстев, по соседству с домами молоканина Алексея Морозова и его соседей. От дома Морозова до месторождения пять минут ходьбы. Мы попросили его проводить нас туда. “У меня семеро детей. Я построил дом для семьи. Если месторождение откроют, то моя семья лишится дома и примыкающих к месторождению двух гектаров пахотной земли”,- рассказал по дороге Алексей Морозов.

В Фиолетово живут 1532 человека, подавляющее большинство которых составляют молокане. Имеются лишь две армянские семьи. Молокане очень привязаны к своей земле, поэтому даже в самые тяжелые годы никто из них не покинул село. Жители Фиолетово категорически против открытия золотоносного рудника. 

Общине принадлежат 197 га пахотной земли, 606 га сенокосных угодий и 730 га пастбищ. В случае эксплуатации месторождения Фиолетово потеряет 11,65 га. Согласно проекту министерства экологии, это та территория, которая должна быть предоставлена для эксплуатации Фиолетовского месторождения. Использование земельного участка предусмотрено на условиях аренды сроком на 6 лет. Месторождение будет эксплуатироваться открытым способом.  

“Половина села станет территорией месторождения. Весь этот участок у нас отнимут. В этом случае на территории месторождения окажутся дома еще 150 молокан ”,- говорит Алексей.

Алексей Морозов  Алексей Новиков

Староста общины Алексей Новиков называет три главные опасности, которые могут возникнуть в результате деятельности месторождения. Во-первых, месторождение должно располагаться ниже уровня реки, а в этом случае вода уйдет. Во-вторых, единственный путь, по которому местные жители гонят на пастбище 1200 голов крупного и 680 голов мелкого рогатого скота, проходит по этой территории. “Если начнут работать, то дорога на пастбище закроется”,- сказал А.Новиков.  

В-третьих, месторождение находится очень близко от села, поэтому будет постоянно слышен шум работающей техники, появится много пыли, что нанесет ущерб всей территории.

Согласно представленному проекту, открытое месторождение должно  работать 300 дней в году, по 8 часов в день. Общее число работников составит 29, в том числе 9 сотрудников администрации и 20 рабочих.

“Вы не захотите работать на месторождении?” – спросили мы Василия. “Нам не нужна работа, которая будет убивать нас”,- ответил он.

“Мы уже трижды проводили общинные слушания. Не нашелся ни один человек, который бы сказал: хорошо, я согласен. Люди даже направили письма в правительство и министерство экологии РА. Все знают об этой проблеме. Эта территория является также историческим памятником. 2,5-3 тысячи лет назад на территории месторождения жило цивилизованное население, и мы не имеем права что-либо строить или разрушать на этом месте”,- подчеркнул староста Алексей Новиков.

Жители Фиолетово едут работать в Карабах, Алаверди, Ереван. “Когда начали эксплуатировать Техутское месторождение, я поехал туда. Река Шнох уже не напоминает реку, непонятно, какая в ней вода. Даже животные не пьют эту воду. То же самое произойдет с нашей рекой Агстев. Но в Фиолетово будет даже хуже, так как наша территория меньше. Если мы ничего не добьемся, то нам придется покинуть наше село и Армению”,- сказал Василий.  

Продавщицу местного магазина Аграфену Дьяконову возмутил наш вопрос о золотоносном месторождении: “Ради обогащения нескольких человек жители Фиолетово должны лишиться жизни и домов. А они обогатятся за счет наших детей и внуков”.

Василий Задоркин Аграфена Дьяконова

“Мы никогда не согласимся на разработку месторождения. Вопрос обсуждался три раза, и каждый раз я голосовала против. Все село против. Кроме того, опасность представляют взрывы. У нас ведь часто случаются оползни, так что от  месторождения никакой пользы нам не будет”,- сказал Андрей Зоркин. 

“Территорию месторождения мы поделим между собой, пусть каждому достанется по два метра земли. В этом случае я никому не уступлю свой участок ради открытия месторождения”,- добавил Михаил Аренин.  

Андрей Зоркин Михаил Аренин

“Если на общем собрании общины компания не придет к общему знаменателю с жителями Фиолетово, то месторождение не будет открыто”,- сказал в беседе с Hetq.am губернатор Лорийской области Артур Налбандян.

На состоявшемся 23 января в Общественном совете обсуждении по вопросу об эксплуатации Фиолетовского месторождения четыре комиссии высказали отрицательное мнение о проекте, заявив, что он не является целесообразным.

Акционеры Фиолетовского месторождения 

Лицензию на изучение территории в селе Фиолетово получило зарегистрированное в Армении ООО” Грейд Редмент”. Эта же компания собирается эксплуатировать месторождение. ООО “Грейд Редмент” было основано в 2005 г. Учредителями были Асмик Арутюнян, Майрен Батоян и Вардан Маркарян. 

Разрешение на проведение разведочных работ компания получила тогда, когда министром экологии был Вардан Айвазян, ныне являющийся депутатом Национального Собрания , председателем постоянной комиссии по экономическим вопросам. Асмик Арутюнян – жена Ерванда Ованнисяна, занимавшего при В.Айвазяне пост начальника отдела геолого-маркшейдерского контроля госинспекции по недрам аппарата минэкологии. Майрен Батоян – подруга жены и землячка Вардана Айвазяна. Hetq.am писал об этом еще несколько лет назад. Вардан Маркарян – собственник и директор компании “Меградзор голд”, эксплуатирующей Меградзорское месторождение.   

Весной 2014 г. в составе акционеров произошло изменение: Вардан Маркарян переписал свою долю акций на свою 24-летнюю дочь Мане Маркарян, а Майрен Батоян передала свои акции Серожу Саркисяну.  

 

Мы попытались связаться в Фейсбуке с Мане и побеседовать с ней о месторождении. Она сперва откликнулась, однако, узнав, что речь идет о месторождении в Фиолетово и записанных на ее имя акциях, перестала отвечать на наши вопросы. 

Третий акционер, Серож Саркисян, житель Чаренцавана, живет в соседнем с Варданом Айвазяном квартале. От чаренцаванцев мы узнали, что он является другом сына Айвазяна.

Улица Арин-Берда, 7

Компания “Грейд Редмент” зарегистрирована по адресу ул.Арин-Берда, 7. Мы побывали там, однако никакой компании не увидели, не встретили также людей, которые бы располагали сведениями о ней. Местность была полупустынной.

В конце концов нам удалось встретиться с директором компании Григором Гюрджяном. На встречу пришел также отец акционера Мане Маркарян Вардан Маркарян. Он сообщил, что был директором Соткского и Меградзорского месторождений, ему принадлежит открытое в последние годы Меградзорское  месторождение.

Григор Гюрджян в советские годы был первым заместителем министра геологии.

На вопрос, какое он имеет отношение к Вардану Айвазяну, Вардан Маркарян сказал, что близких связей нет, были знакомы постольку, поскольку Айвазян был министром экологии.  

Мы также попытались выяснить, кто, кроме Маркаряна, является акционером. “Никто”,- последовал ответ. На замечание о том, что 33% акций принадлежат Асмик Арутюнян, наш собеседник пояснил: “Это я их устроил, они мои родственники”. При этом он не уточнил, какая между ними родственная связь.

Ответ на вопрос о Сероже Саркисяна Г.Гюрджян и В.Маркарян искали довольно долго. Наконец Гюрджян сказал, что это близкий ему человек. “Я ошибся, не записав свое имя. Подумал, что если узнают о том, что я бывший заместитель министра, начнут копать в этом направлении”,- обосновал он.

Что предусмотрено для Фиолетовского месторождения

Территория Фиолетовского месторождения

Заместитель директора ГНКО “Экологическая экспертиза” министерства экологии РА Генрик Григорян в беседе с нами сказал, что они пока не представили экологическое заключение по разработке Фиолетовского месторождения. Директор компании “Грейд Редмет” Григор Гюрджян сообщил, что они отозвали проект с целью внесения изменений и после учета предложений и требований сельчан вновь передадут его на экспертизу.

Гюрджян убежден, что вся община не может быть против месторождения, поскольку многие трудоспособные жители села работают механизаторами на различных рудниках. По его словам, молодежь села согласна на открытие месторождения, однако некоторые жители распространяют слухи о том, что там есть уран, из-за чего сельчане настроены негативно.

“Тех, кто против горно-добывающей промышленности, я считаю врагами армянского народа”,- говорит Вардан Маркарян. Он убежден, что ситуацию нагнетают “зеленые” (то есть экологи и активисты. – Авт.), которые получают деньги от турок и азербайджанцев. 

По словам Гюрджяна, община и совет старейшин дали согласие на получение ими лицензии на проведение изучения. Они потратили деньги, провели работы, зная, что село согласно. Они и сейчас готовы учесть предложенные общиной изменения.

Вардан Маркарян уверяет, что взрывные работы в Фиолетово проводиться не будут. Они используют новейшую технику, которая позволяет добывать руду без взрывов.

По словам ответственных лиц, для Фиолетовского месторождения предусмотрен небольшой объем инвестиций – около 1 млн долларов. Планируется добывать ежегодно 10 тысяч тонн руды, или 30 кг золота.

И хотя в проекте указано, что на данной территории нет занесенных в Красную книгу РА видов беспозвоночных, однако здесь можно встретить 133 вида жуков, принадлежащих к 26 семействам, в том числе такие, которые могут иметь экологическое значение. “Всякие там жуки – это просто глупость,- заявил в ответ на наше замечание Вардан Маркарян. – Эндемических жуков мы сохраним, проявим заботу, не позволим, чтобы они исчезли”. 

На территории имеются также памятники. Крестьяне говорят о сохранившихся памятниках бронзового века. Однако Григор Гюрджян с недоверием относится к подобным разговорам.

Согласно представленному проекту, ежегодный ущерб, который будет нанесен экономике вследствие эксплуатации месторождения, оценивается в 67 млн драмов. Максимальный ущерб атмосферному воздуху вследствие загрязнения составит 1.642 млн драмов, экономический ущерб от отчуждения земель – 3.2 млн драмов. Воздействие на земельные ресурсы в годовом разрезе оценивается в размере 62.235 млн драмов, а ущерб водному бассейну вследствие загрязнения – в 4.7 тыс. драмов.

Комментарии (5)

strring
Հանքարդյունաբերության ոլորտը ամենաստվերային ոլորտն է երկրում: Նրա տված օգուտները հասարակությանը չափազանց քիչ էն, իսկ վնասները բնությանը և նույն հասարակությանը ակնհայտորեն շատ շատ են: Բոլոր հանքերը պետք է դնել խիստ վերահսկողության տակ և փոխել թալանչիական օրենսդրությունը: Պետք է բացառել նոր հանքերի բացումը այն էլ մետաղական: Ով որ ասում է թե հանքերին դեմ դուրս եկողները դրանք հայրենիքի դավաճաննե են, ապա ես ասում եմ ձեր, ինչպես նաև վարդան այվազյանի հայրենիքը դա Հայաստանն չէ և մի գեղեցիկ օր դուք այստեղից չքանալու էք:
Դավիթ
Ախր այ գևորգ դու ինչի՞ էս քեզ դրել հաշվապահի տեղ. միգուցե այս մարդիկ արդեն բավականին մեծ փորձ ունեն ու տեխնիկական լուրջ միջոցներ ու կկարողանան օգուտով դուրս գան։ Հետո էլ թող շահութահարկ մուծեն մեր պետությանը։ Իսկ որ չաշխատեն ու տենց բզեզոտ չոլ մնա, դրանից ինձ ու քեզ կամ մեր պետությանը ի՞նչ օգուտ։ P.S. Իսկ շակալ բառիդ իմաստն ու բովանդակությունը զուտ տղավարի մնումա վրեդ
Վաչե
Ֆիոլետովո բնակավայրի կամ համայնքի առկայությունը իր ինքնատիպ , անկրկնելի բնակիչներով հանդերձ վեր է ցանկացած պետական և ոչ պետական տնտեսական ծրագրերից ։ Գյուղի գոյությունը Հայաստանում այն էլ դարերի ընթացքում ամենախոսուն վկայությունն է հայ ժողովրդի ի վերուստ ժառանգած արժանիքների։ Զուտ տնտեսական տեսանկյունից ելնելով Ֆիոլետովոն կարելի է վերածել ազգագրական արգելոց–թանգարանի։ Իհարկե միմիայն համայնքի բնակիչների ցանկության դեպքում։ Ֆիոլետովոն այս կարգավիճակով կվերածվի նախ հայ և ռուս ժողովրդների դարավոր բարեկամության խորհրդանիշի, ապա կայուն եկամուտների աղբյուրի, թե համայնքի և թե հանրապետության համար։ Իսկ ոսկու տենդով տառապող արկածախնդիրներին ընդանրապես պետք է արգելել նույնիսկ նշված գյուղի կողքով անցնելը։ Ես որպես սրտացավ հայ դիմում եմ ՀՀ նախագահին ․ Մեծարգո Սերժ Ազատի թույլ մի տվեք որ մի քանի արկածախնդիրներ սեփական գրպանի համար սևացնեն դարավոր պայծառ ավանդույթը, որը անհամեմատ բարձր արժեք է մեր երկրի համար քան ցանկացած ոսկի։
Քնարիկ
Նշված տարածքում գտնվում են Աղստև գետի ակունքները, որը հանդիսանում է Դիլիջան և Իջևան քաղաքների հիմնական գետային ավազանը: Փաստորեն' աղտոտման վտանգը սպառնում է մի ամբողջ ջրային էկոհամակարգի կենսագործունեությանը: Իսկ դա իր մեջ պարունակում է բազմաթիվ ռիկեր' սոցիալական, առողջական, տնտեսական բնապահպանական և այլն: Դրանք հնարավոր չի որևե բանավոր խոստումներով արդարացնել: Արդեն բազմաթիվ հողային տարածքներ կորցրել ենք հանքերի պոչամբարների շնորհիվ, որոնց ռեկուլտիվացիայի պարտավորությունը շահագործող ընկերություններինն է: Բայց մեզանում չկա գոնե մեկ նման օրինակ: և, վերջապես, տեղի բնակչությունը իրավունք ունի իր համայնքի ապագան ինքնուրույն որոշելու:
Գեւորգ
Հոդվածը կարեւոր ու ցավոտ հարցի մասին է: Սակայն թվերը պարզապես անհավատալի են: 30 կգ ոսկին մոտ 1,2 մլն դոլլար է: Միայն աշխատավարձի վրա կպահանջվի ամենաքիչը 0,5 մլն: Մի երկու այդքան էլ տեխնիկան, վառելիքը, վնասները, հարկերը եւ այլն: Ստացվում է 1,5 մլն ծախս: Այսինքն վարդան կոչեցյալն ուզում է վնասով աշխատի? Այս շակալից ոնց պիտի պրծնի էս ազգը (ասենք որ մեկից?) Բայց մոլոկանները հայ չեն, վայ թե ատամը չբռնի, աստված օգնի, չկոտրվեն: Հարկավոր է սատարել նրանց:

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter