HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Заруи Меджлумян

Освобождение тяжело больных заключенных – настоящая головная боль

“Камеры в местах заключения переполнены, бытовые условия и санитарно-гигиенические нормы не обеспечены, надлежащее медицинское обслуживание и доступное здравоохранение для заключенных отсутствуют”,- читаем на официальном сайте офиса Защитника прав человека РА. 

В этих условиях сохранить здоровье довольно трудно. А что ожидает осужденных, которые заболели в тюрьме, да еще тяжелыми болезнями?

Такие заключенные, как правило, умирают в местах лишения свободы. Между тем по законам страны они могут быть освобождены от дальнейшего несения наказания.  Осужденные называют этот процесс “актировкой”. Вместе с тем те же осужденные знают, что на практике “актировка” очень редкое явление.

Офис омбудсмена, группа общественного контроля за деятельностью  уголовно-исполнительных учреждений и СМИ регулярно получают сигналы от тяжело больных заключенных, их родственников или адвокатов, которые утверждают, что процесс освобождения этих людей представляет собой настоящую головную боль.

Правовое регулирование освобождения на основании тяжелого заболевания

И Уголовный кодекс, и Уголовно-процессуальный кодекс устанавливают, что осужденные, страдающие заболеваниями, несовместимыми с дальнейшим пребыванием в тюрьме, освобождаются от несения наказания. Список заболеваний, препятствующих несению наказания, включает 41 наименование болезни с их осложнениями различной степени тяжести были  установлены решением правительства еще 9 лет назад – 26 мая 2006 года. 

Есть и другое решение, которое было утверждено в 2003 г.

премьер-министром РА Андраником Маркаряном. Этим решением

установлен порядок создания Межведомственной экспертной комиссии,  

в состав которой вошли представители

уголовно-исполнительных учреждений, систем здравоохранения

и полиции. Именно эта комиссия представляет положительное или отрицательное заключение. Однако последнее слово в вопросе

освобождения  осужденных остается за судом.

Какой путь должны пройти тяжело больные осужденные, чтобы выйти на свободу

Вопрос осужденных, страдающих тяжелыми заболеваниями,  рассматривается в три этапа, в трех разных звеньях, что предполагает долгий и расплывчатый процесс. И это в том случае, когда речь идет об осужденных, которым зачастую остается жить несколько месяцев или даже дней.

Первое звено – Врачебно-трудовая комиссия (ВТК). Она формируется по приказу министра юстиции РА и состоит из 5 членов, которые являются должностными лицами Управления УИУ и “Больницы для осужденных”. Именно эта комиссия передает второму звену – Межведомственной экспертной комиссии (МЭК) – решения, вынесенные ею по имеющим тяжелые заболевания осужденным. МЭК выдает либо положительное, либо отрицательное заключение. Дела с положительными заключениями передаются в суд. Окончательное слово в вопросе освобождения от наказания принадлежит суду.

Пробелы в подзаконодательных актах приводят к излишнему затягиванию

Процесс освобождения заключенных от дальнейшего несения наказания на основании наличия тяжелого заболевания осуществляется медленно, неэффективно, без конкретного графика и четких процедур. Специалисты, занимающиеся национальным механизмом профилактики насилия, встречались с многочисленными больными заключенными, которые до сих пор не получают медицинскую помощь. 

В беседе с нами заместитель Защитника прав человека Карена Андреасяна Ерануи Туманянц отметила, что вопрос освобождения заключенных на основании тяжелого заболевания достаточно сложный. Так, в течение года члены ВТК могут посещать уголовно-исполнительное учреждение лишь один раз, а в этих условиях невозможно полноценно выявить общую картину больных осужденных, принять решенияи представить их в Межведомственную медкомиссию, отметила Е.Туманянц.

МЭК может проводить заседания на основе решений ВТК по необходимости в разумные сроки, при этом определение понятия “разумные сроки” отсутствует. Получается, что МЭК может проводить заседания когда пожелает, не учитывая, что речь идет о тяжело больных осужденных, которым порой остается жить несколько месяцев. 

Конкретные примеры

В этом вопросе наиболее наглядным примером является известный Hetq.am случай пожизненно осужденного Согомона Кочаряна. Несмотря на представленный 25 августа окончательный диагноз, согласно которому Кочарян страдает заболеваниями, препятствующими несению наказания, Межведомственная экспертная комиссия уже больше месяца не проводит заседание для составления заключения. За это время состояние Кочаряна еще больше ухудшилось, выявилось еще одно неизлечимое заболевание, которое тоже служит основанием для представления положительного заключения о его освобождении.

“И таких случаев очень много”,- говорит юрист группы общественных наблюдателей за деятельностью УИУ, адвокат Тигран Сафарян. Он рассказал о заключенной, которая была больна раком молочной железы. “Вопрос очень затягивался. Мы обратились в Европейский суд, который удовлетворил наш иск. За это время осужденной провели операцию по удалению молочной железы, а комиссия все время требовала окончательный диагноз, хотя диагноз был представлен. После долгих проволочек женщину освободили”,- отметил адвокат, добавив, что очень часто осужденные не знают о существоении этой комиссии.   

Ранее Hetq.am рассказывал о конкретных случаях, имеющих отношение к этому вопросу. Мы, в частности, писали об осужденном Ваагне Марукяне, который уже 23-й год находится в тюрьме. 6 лет назад он заболел неизлечимым заболеванием суставов, стал инвалидом 2-ой группы. По нашим сведениям, в “Больнице для осужденных” находится другой пожизненно осужденный – Карен Бояджян, который содержится в тюрьме уже 24 года. Он страдает душевным расстройством, не осознает свои действия. В этом случае  говорить о наказании просто бессмысленно.

Hetq.am писал и об осужденном к 10 годам Ашоте Аракеляне, который страдает 14-ю заболеваниями, однако комиссия отказывается представлять его к освобождению от дальнейшего несения наказания.

Статистика смертности в тюрьмах

Несмотря на утвержденный правительством перечень тяжелых= заболеваний и наличие механизмов освобождения на их основе от дальнейшего несения наказания, статистика свидетельствует о том, что тяжело больные заключенные в основном умирают в тюрьмах.

Так, согласно данным офиса ЗПЧ, в 2012-2014 гг. в УИУ Армении умерло 85 заключенных. У 14 из них были диагностированы утвержденные правительством тяжелые заболевания. То есть 14 человек могли быть своевременно освобождены на основании тяжелой болезни.

Статистика освобождения от несения наказания на основании тяжелого заболевания

Copy: Մահացությունը բանտերում-rus | Create infographics

В ответ на запрос Hetq.am  в Управлении УИУ сообщили,ч то в 2013-2015 гг. было проведено 15 заседаний Межведомственной медицинской комиссии, в ходе которых на основании выданного положительного заключения 13 осужденных были освобождены по решениям суда. 

По положению на 9 сентября 2015 г. в УУИУ находилось 3887 заключенных. При этом диагноз лишь одного осужденного входил в список тяжелых заболеваний, препятствующих несению наказания. Вопрос еще двоих находится в процессе рассмотрения.

Возможное решение проблемы

Несмотря на то, что уже 9 лет порядок освобождения тяжело больных осужденных содержит несовершенные механизмы, о чем неоднократно предупреждали офис ЗПЧ, правозащитные организации и сами осужденные, проект был разработан совсем недавно.

В ответ на запрос Hetq.am в Министерстве юстиции РА сообщили, что уж разработан соответствующий решению правительства проект, который после высказывания мнений заинтересованными органами будет представлен для общественного обсуждения.

А пока разрабатываются новые проекты, пока они вводятся в обращение тяжело больные осужденные ждут своей очереди в процессе “актировки”, мечтая провести последние дни жизни на свободе, в кругу родных, а не умереть в тюрьме или больнице. 

Комментарии (3)

Հայկ
Չպետք է ազատել կամ ներում շնորհել անգամ հիվանդ , ցմահ դատապարտյալին, քանի որ աստծու պատիժն է իջել նրա հոգու ու մարմնի վրա` արած չարագործությունների ու անմարդկային արարքների համար: Ու ոչ միայն աստծու, նաև այն րնտանիքների անեծքը, որոնք դժբախտացել են ու որբացել նման տականքների ու մարդկային ոչնչությունների պատճառով :Նմանները չպետք է տեսնեն արևի լույսը, քանի որ լույսից, կյանքից ու սիրելիներից զրկում են անմեղ մարդկանց:
Zara
անմիտ քայլ կլինի ազատ արձակել ծանր հանցագործություն կատարածին. պատմությունները կարող են կրկնվել. փոխանակ հնարավորին չափ մեկուսացված պահեն. մի բան էլ ուզում են ազատեն, դուրսպրծուկները հասարակության մեջ տեղ չունեն.
Վահան Հակոբյան
ԴԵ՛Մ եմ, որ ցմահ դատապարտված բանտարկյալները հնարավորություն ունենան հիվանդության պատճառով ազատվել պատիժը ամբոջությամբ կրելուց... Քանի որ այդ ստահակները պետք է տեղ չունեն մեր հասրականության մեջ:

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter