HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Все альтернативные кандидаты либо играли на стороне Лукашенко, либо преследовали свои частные интересы

Так прокомментировал  прошедшие 11 октября президентские выборы в Беларуси директор Центра европейской трансформации АНДРЕЙ ЕГОРОВ в ходе интернет пресс-конференции, организованной Исследовательским центром “Регион” для армянских СМИ. 

Беларусский эксперт ответил и на вопросы Hetq.

Hetq.am - Чем отличались состоявшиеся на днях президентские выборы Беларуси от предыдущих выборов?

– По оценкам миссии ОБСЕ эти выборы отличались более свободной атмосферой во время электоральной кампании, в частности более либеральными условиями регистрации кандидатов и проведения агитационной кампании. В отличие от предыдущих выборов власти воздержались от применения брутальных форм насилия и репрессий против альтернативных кандидатов и участников акций протеста. В то же время, эти выборы не были признаны ни свободными, ни демократическими. Как и ранее, результаты выборов были сфальсифицированы, как и ранее для этого использовались механизмы досрочного голосования и неподконтрольного наблюдателям подсчета голосов. Фактически, избирательные комиссии «рисуют» в итоговых протоколах свои собственные цифры по явке избирателей и количеству голосов, отданных за того или иного кандидата.

Hetq.am – Были ли шансы на победу у альтернативных кандидатов в президенты Беларуси в ходе выборов 11 октября, и если нет, в чем смысл их участия в выборах?

– Нет, шансов на победу у альтернативных кандидатов не было, и это было понятно еще за год-полтора до начала электоральной кампании. Демократическая оппозиция не смогла до выборов консолидироваться и выступить с единой стратегией действий, что фактически лишило ее возможности не только на победу, но даже на сколь-нибудь осмысленное участие в этих выборах. В этих выборах принимали участие три оппозиционных кандидата (Анатолий Лебедько, Сергей Калякин, Татьяна Короткевич) и еще два подставных про-властных кандидата (казачий атаман Николай Улахович и традиционный спаринг-партнер Лукашенко – Сергей Гайдукевич). Если смысл участия про-властных кандидатов понятен – играть роль как бы альтернативы Лукашенко, то для демократической оппозиции участие имело мало смысла. Никто из них не мог привлечь достаточного внимания даже демократически ориентированного электората. В итоге, двое не смогли собрать подписей за выдвижение, а Татьяна Короткевич де-факто мало отличалась от про-властных кандидатов, имитирующих альтернативу. Т.е. все альтернативные кандидаты либо играли на стороне Лукашенко (осознанно или нет), либо преследовали частные интересы своих структур и себя лично.

Hetq.am – Каковы перспективы взаимоотношений европейских структур и Беларуси при президенте Лукашенко, чем объяснить сначала наложение санкций несколько лет назад, а теперь возможное их снятие. Изменилось что-то принципиально? 

– Дело в том, что санкции в отношении Беларуси действуют с 1996 года, и были введены по причине антиконституционного переворота, фальсификации выборов и массовых нарушений прав человека. Санкционный список постоянно расширялся после едва ли не каждых выборов в Беларуси. Но 2008 году в Беларуси были освобождены все политические заключенные, и ЕС временно приостановил действие санкций, т.е. санкции существуют, но их действие временно «замораживается» и эта «заморозка» может каждый раз продлеваться. После брутального разгона мирной демонстрации и арестов альтернативных кандидатов во время предыдущих президентских выборов 19 декабря 2010 года ЕС отменил «заморозку» и возобновил действие санкций. В основном, ЕС таким образом реагировал на появление в Беларуси новых политических заключенных и вопрос их наличия был главным основанием возобновления санкций.

На сегодняшний день политических заключенных в Беларуси нет, они были освобождены перед выборами, а сами выборы обошлись без массовых репрессий. Для ЕС это является основанием вновь вернуться к вопросу о временном приостановлении действия санкций, что, скорее всего, будет сделано в конце октября. В перспективе это будет вести к расширению сотрудничества Беларуси и ЕС и, возможно, заключению соглашения о сотрудничестве по аналогии с тем, которое сегодня обсуждается по отношению  к Армении.

При этом, к сожалению, и это нужно очень хорошо понимать (!), никаких системных изменений в Беларуси не произошло.

Полный текст пресс-конференции здесь

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter