HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Почему производители угрожают Овику Абрамяну: скрытый козырь иранского газа

16 января ряд хозяйствующих субъектов, занимающихся производством бытовых товаров и пищевых продуктов, встретились с премьер-министром РА Овиком Абрамяном и руководителями органов, представляющих экономический блок правительства. Согласно официальному пресс-релизу правительства, предприниматели выразили обеспокоенность негативным воздействием стоимости  энергоносителей на конкурентоспособность местной продукции и сохранение рабочих мест. Премьер сделал два важных заявления. Во-первых, он заявил о недопустимости сокращать рабочие места и от имени правительства выразил готовность содействовать производителям как в этом вопросе, так и в деле развития предприятий. Касаясь сокращения объемов экспорта, О.Абрамян сообщил, что они обратились к РФ по вопросу снижения стоимости поставляемого в Армению газа. Учитывая стратегический характер партнерства с Россией, ожидается, что вопрос будет решен положительно, отметил глава правительства.    

Предприниматели фактически дали понять премьер-министру, что если из-за неконкурентоспобсности их продукции за пределами страны объемы экспорта останутся на нынешнем уровне, им придется сократить рабочие места, что приведет к росту безработицы, а это в свою очередь обострит социальную ситуацию в стране. Овик Абрамян, который заявил о недопустимости сокращения рабочих мест, пытается возложить ответственность на хозяйствующих субъектов.   

В качестве варианта решения проблемы была рассмотрена возможность обращения к РФ по поводу снижения цен на энергоносители, которые оказывают большое воздействие на себестоимость местной продукции. То есть премьер призвал предпринимателей подождать, пока Москва не отреагирует на их предложение о снижении цены на газ.   

По меньшей мере странно, что об обращении к Москве по вопросу снижения газа правительство заявило после того, как предприниматели поставили исполнительный орган перед фактом. Не исключено, что причина во внутренней неуверенности в положительной реакции Москвы. В 2013 г., когда парламент ратифицировал позорные армяно-российские договоры, руководитель администрации президента РА Виген Саркисян заявил, что в ближайшие 5 лет цена на газ останется неизменной. В то время из-за тенденций к повышению цен на энергоносители это считалось достижением. Однако сейчас, когда цены на нефть во всем мире падают, заключенный с РФ договор стал для Армении настоящей головной болью. Российская сторона может сослаться на эти документы и спокойно отклонить предложение Еревана.   

Теоретически не исключено, что Россия пойдет навстречу Армении. Но, как показывает опыт, в таких случаях Москва обычно заставляет Ереван платить очень дорого. И тогда вопрос будет заключаться в том, какие условия российская сторона выдвинет Армении. С другой стороны неизвестно, будет ли снижен тариф внутри Армении – для конечных потребителей, в том числе хозяйствующих субъектов, или только для принадлежащей “Газпрому” компании “Газпром Армения”. 

Гораздо более вероятно, что предложение Овика Абрамяна останется без ответа. Во-первых, известно, как Москва относится к его личности. Во-вторых, для России, которая из-за падения цен на энергоносители теряет миллиарды долларов, такой шаг в отношении пусть   даже маленького рынка Армении может быть весьма чувствительным. Особенно если учесть сокращение объемов поставляемого Китаю газа и неизбежное вторжение в ближайшее время на нефтегазовый рынок Ирана, который может стать самым крупным конкурентом России. И сейчас вопрос в том, что будет делать Ереван в случае получения отказа.  

16 января США и ЕС заявили об отмене большей части экономических санкций против Ирана. Это решение открывает огромные возможнрости для осуществления экономических, в том числе энергетических, программ между Ираном и Арменией. То обстоятельство, что Иран создает потенциальную возможность для диверсификации системы энергоснабжения Армении, может стать сильным козырем в переговорах с Россией по вопросу пересмотра тарифов на газ. 

Пропускная способность газопровода Иран-Армения составляет около 2 млрд кубометров. Для удовлетворения почти всей внутренней потребности Армении этого достаточно. Однако в настоящее время используется лишь 25% этого потенциала. По условиям сделки “Газ против электроэнергии”, в рамках которой Армения получает газ из Ирана и, превращая его в электроэнергию, возвращает обратно, иранский газ стоит примерно столько же, сколько Армения платит за российский газ на границе. Это делает иранский газ полноценной альтернативой российскому газу и свидетельствует о возможности проявления Ираном определенной гибкости в вопросе установления тарифа на газ для Армении. Однако весь вопрос в том, есть ли у Еревана воля к использованию этой козырной карты в переговорах с Москвой.   

Интересно, что заявление Овика Абрамяна об обращении к российской стороне по вопросу снижения цены на газ совпало с решением Вашингтона и Брюсселя снять санкций с Ирана. Является ли это случайностью или тем самым Ереван пытается косвенно воздействовать на Москву, показав ей наличие альтернативного варианта решения проблемы, пусть даже частично.

Два дня назад министр энергетики и природных ресурсов РА Ерванд Захарян заявил, что объемы поступающего из Ирана газа могут увеличиться только в рамках программы “Газ против электроэнергии”. Тем самым Захарян исключил возможность получения газа из Ирана в потребительских и промышленных целях. Трудно поверить, что правительство, которое раздражали даже вопросы об иранском газе, осмелится играть в дипломатию с русскими в этом вопросе.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter