HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Кристине Агаларян

Дровяной бизнес: работники лесных хозяйств координируют законные и незаконные вырубки лесов

Часть 1. Джилиза

Сопровождавший нас водитель при виде очередной кучки дров и свежих пней с присущим лорийцу возмущением воскликнул: “Это же геноцид леса!”

Из Алаверди мы направились в приграничное село Джилизу. Вскоре показалась первая куча дров. Мы приступили к фотосъемке. 

Вдруг, откуда ни возьмись, появился лесник, который хотел выяснить, что мы делаем на его территории. Объяснив ему цель нашего приезда, мы продолжили путь, но на месте вырубок никого не нашли. Люди, побросовав машины и даже костер для шашлыка, куда-то исчезли. Видно, лесник успел их предупредить, чтобы они покинули эту территорию.

Слева торчали пни срезанных деревьев. Чем дальше мы поднимались по склону, тем количество пней увеличиловалось. Печатей на них не было, а это значит, что вырубки были незаконными.

Справа от идущей вниз дороги показалась лесосека. Было видно, что здесь пытались спрятать более 50 свежесрезанных деревьев и пней.  

 

Пройдя еще немного, мы оказались на другой лесосеке. Здесь даже не успели убрать посуду, при этом самих работников не было. Метров через 50 за деревьями показался грузовик с бревнами. Работники не успели загрузить и вывезти с лесосеки все бревна. Срубленные деревья, по всей видимости, спрятали в лесу.   

Мы продолжили путь. Повсюду можно было увидеть оставленные или спрятанные грузовики, нагруженные дровами  наполовину. 

Вскоре показался еще один костер. Рядом находились соленья, продукты. Там же лежали бревна из огромного дуба. Если лесосеки и вырубки законные, почему работники спешно покинули свои рабочие места?  

По дороге проезжал груженый дровами КамАЗ. Мы попытались остановить машину, чтобы выяснить, откуда он везет древесину и есть ли на нее соответствующие документы. Однако машина, увеличив скорость, проехала мимо нас.  

Наконец мы подъехали к Джилизе. Лесник Гарник сторожил сваленные на дороге дрова. Сказал, что это плановые вырубки. “Я стою рядом, чтобы ничего лишнего не вырубил, а только то, что положено”,- пояснил он.  

На вопрос, почему срублено столько здоровых деревьев, лесник с 20-летним стажем не смог ответить. Сказал, что план спускают сверху. За три дня это, пожалуй, была единственная увиденная нами лесосека, где были поставлены печати.   

Но на этом все не закончилось. Прямо у въезда в Джилизу лежали крупные кучи дров. Установленный здесь щит предупреждал о то, что мы въезжаем в приграничную полосу. В этом месте лесные вырубки запрещены. Мы поинтересовались, с какого участка приграничной полосы доставлены эти бревна. Гарник уклонился от ответа и опять начал оправдываться: “Приграничная полоса начинается после въезда в село. Позовите пограничников, пусть они скажут, это приграничная полоса или нет”.  

На административной территории Джилизы имеется 13 тысяч гектаров леса. Староста села Мгер Варданян сказал, что он как гражданин, как староста против лесных вырубок. Варданян давно заметил, что лесов, которые существовали пять лет назад, сегодня уже нет. Вместе с тем староста заверил, что деревья вырубаются законно. “По моим сведениям вырубка леса осуществляется законно, поэтому я как руководитель общины не имею права это запрещать”,- сказал он.

Село Джилиза не было газифицировано ни в советские годы, ни сейчас. По словам Мгера Варданяна, если население будет обеспечено газом, вырубки сократятся. “Если вырубки деревьев будут продолжаться, то, независимо от того, законны они или нет, результат будет очень плохим”,- добавил староста.
Из 101.212 гектаров лесов Лорийской области 52.600 находятся на территории Туманянского района. Управление этими лесами ГНКО “Айантар” (“Армлес”) осуществляет посредством трех лесных хозяйств – “Дсех”, “Лалвар” и “Джилиза”.

(На карте показаны обнаруженные места вырубок. Нажав на красную точку, можно увидеть снимки срубленных деревьев или мест вырубок.)

Лесное хозяйство “Дсех” контролирует 14.505 га, лесное хозяйство “Джилиза” – 13. 851 га, а лесное хозяйство “Лалвар” - 24.340 га лесов.

По словам директора лесного хозяйства “Джилиза” Арама Барояна, незаконные вырубки у них не осуществляются. Его заместитель Армен Айдинян подтвердил, что вырубка любого дерева без печати незаконна. Увидев наши снимки срезанных деревьев, на которых печать отсутствовала, Айдинян попытался привести различные причины. Вместе с тем он отметил, что могут спустить новый план, и поставленные печати во время дождя не будут видны. На вопрос: как в таком случае определить, какое дерево имеет печать и подлежит вырубке? – наш собеседник ответил: “Перед тем, как срубить дерево, мы предупреждаем работников: снимайте с дерева кору, чтобы электропильщики знали, что оно с печатью, и не искали бы такие деревья по всему лесу”.

Айдинян заверил, что в этом году случаев незаконных вырубок не было. “Ситуация не такая, какой вы себе ее представляете – рубят, грабят, увозят... Нет, это не так. Для вас любое срезанное дерево означает нарушение закона”.

Между тем, когда мы сопоставили данные, предоставленные Hetq.am ГНКО “Айантар”, получили противоположную картину. По сравнению с прошлым годом случаи неазконных лесных вырубок увеличились вдвое.

Зафиксированные «Айантаром» случаи незаконных лесных вырубок в Лорийской области

Кроме того, согласно справке, выданной нам в Министерстве экологии РА, в результате проверок, проведенных Государственной экологической инспекцией в лесных хозяйствах Лори, было обнаружено 450 незаконно срубленных деревьев, возбуждено 3 уголовных дела.

График. Нарушениях закона, выявленные Государственной экологической инспекцией в результате проверок и иных действий в лесных хозяйствах Лори в 2015 г.

В беседе с Hetq.am министр экологии Арамаис Григорян отметил: «Наши проверки показали, что количество незаконных вырубок увеличилось. Увеличилось также число применяемых нами штрафов. Тем не менее, мы должны понимать, что сегодня во всем мире происходит изменение климата, что может иметь необратимые последствия. Результаты научных исследований доказывают, что определенное сокращение выбросов может привести к разнице в 2 градуса. В этом случае мы обязаны сообща осуществить работы по восстановлению лесов, охватить лесами новые территории, чтобы каким-то образом сократить количество выбрасывамых в атмосферу тепличных газов или создать такую среду, в которой леса могли поглащать наши выбросы».

По словам министра, вместо одного срубленного дерева надо сажать 10 новых. В 2015 г. были проведены работы по посадке леса на 64 га. Однако этого мало, добавил Арамаис Григорян. 

«Лесные вырубки необходимы, но делать это надо профессионально»,- заявил Армен Айдинян. Он действительно поднаторел в этом деле, причем довольно основательно. В документах лесного хозяйства «Джилиза» его фамилия встречается весьма часто. В 2015 г. Армен Айдинян в течение нескольких месяцев покупал древесину для руководимого им же хозяйства, которую вывозил на грузовиках «ЗИЛ» и «КамАЗ». Так, 18 мая он купил по себестоимости 18 кубометров древесины, в июне – 20 кубометров, в июле – 73 кубометра, в августе – 35 кубометров.

В документах значится также имя его брата. Каждый месяц разрешения на приобретение большого количество древесины получали одни и те же лица, из чего следует, что этот бизнес приносит большую прибыль определенным кругам. 

Директор ГНКО «Айантар» Мартун Матевосян в присланной Hetq.am записке от 7 декабря 2015 г. сообщил, что из подлежащих заготовке 2609 кубометров дров в лесном хозяйстве «Джилиза» по положению на 1 ноября заготовлено 2431 кубометр.

Утвержденные ГНКО «Айантар» ежегодные задания по лесным хозяйствам (2013-2015 гг.)

Заготовку остальных 178 кубометров можно было осуществить в течение нескольких дней. Напомним, что 5 ноября Hetq.am сфотографировал в лесах Джилизы и на ведущих к ним дорогах большое количество дров. Тогда в телефонном разговоре с нами директор Арам Бароян уверял, что ему еще нужно заготовить 700-800 кубометров дров. Справка Матевосяна свидетельствует о том, что А.Бароян предоставил нам ложную информацию.

По словам Мартуна Матевосяна, в 2015 г. в лесном хозяйстве «Джилиза» было зафиксировано 17 неазконно срубленных деревьев, В «Дсехе» - 278, в Лалварском лесном хозяйстве – 2 дерева. Любой,  кто хотя бы раз был в лесах Туманянского района, отнесется к словам директорам «Айантара» скептически.   

P.S. 23-25 ноября группа журналистов Hetq.am провела фотосъемку в лесных хозяйствах «Джилиза», «Лалвар» и «Дсех», где стала свидетелем массового уничтожения лесов.

Продолжение следует

Фото: Давид Банучян 

Комментарии (2)

Գրիշա
մի օր էլ էլեկտրիկներից գրեք էլի, որ շատերին լևի են տալիս մի քանիսի ջանիցը հանում: բա կարողա տոկ վառենք, սաղս էլ փետ ենք վառում հե բան դնում են մեր գլխին էտ անտեր շները որ կարենա ժողովուրդը հանգիստ տոկ ծախսի: սաղ տարածաշրջանը արդեն նադայելա ելել դրանց գրած ցուցմունքներից այ դրա մասին էլ գրեք
Հրաչյա
Շնագայլերի նման անտառում թաքնված էս ոհմակը կերավ, լափեց Լոռու անտառները: Էս երկրում չկա մի իշխանավոր, մի նամուսով մարդ, որ ի վերջո փորձի հասկանալ թե էս ինչ են անում էս անհայրենաք, օջախ ու ամեն սրբություն փետի փողին տված աննամուս շները, լափեք, լափեք ու խոդվեք ձեր լափածի սրտխառնուքից, շներ

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter