HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Новый председатель КГД и реальный компонент национальной безопасности

Новоназначенного руководителя Комитета госдоходов, который недавно был отделен от Министерства финансов, представил сотрудникам президент страны Серж Саргсян. Подтекст его короткой речи содержал два ключевых мессиджа.  

Во-первых, глава государства будет лично контролировать работу КГД и оценивать процесс обеспечения поступлений в госбюджет. В этом смысле новый руководитель КГД Ованнес Овсепян, который до этого занимал должность руководителя контрольной службы президента РА, фактически станет глазами и ушами президента в данной сфере и де-факто будет подотчетен не правительству и его главе Овику Абрамяну, а лично президенту. Неслучайно, что на эту должность назначен руководитель контрольной службы именно главы государства, то есть человек, пользующийся его доверием. 

Серж Саргсян, разделяя суперминистерство финансов, казалось, ослабляет позиции министра и одного из самых крупных олигархов Армении Гагика Хачатряна, кто своим статусом уравновешивал премьер-министра Овика Абрамяна, укрепляя его политические позиции. На самом деле этим шагом Серж Саргсян укрепляет лишь свою опору и свои позиции, ослабляя одновременно и Гагика Хачатряна, и Овика Абрамяна. Обращаясь к сотрудникам налоговой и таможенной служб, Саргсян говорил косвенно всей номенклатуре, что вся полнота власти принадлежит только ему и что именно он берет на себя ответственность за деятельность правительства.  

Во-вторых, поднимая вопрос обеспечения поступлений в госбюджет на уровень компонента национальной безопасности, президент адресовал очень четкий мессидж о том, что в краткосрочной перспективе сверхзадачей становится сбор денег, а не развитие экономики ии обеспечение экономической активности. То есть цель состоит в обеспечении контроля за нынешней экономической ситуацией и всеми крупными и мелкими игроками, что, как мы уже отметили, Серж Саргсян берет в свои руки.  

Вообще, независимо от экономического положения страны, обеспечение поступлений в бюджет и сбор налогов – не цель, а средство решения задачи по обеспечению именно национальной безопасности как минимум в плане экономической системы. Это средства, позволяющие с одной стороны выполнять социальные обязательства государства перед обществом, с другой – посредством гибкой налоговой и таможенной политики способствовать экономическому развитию, оздоровлению бизнес-среды, импорту и экспорту на конкурентоспособные рынки, созданию благоприятных условий для внешнего и внутреннего инвестирования.  

В своем выступлении 12 февраля перед властным истеблишментом Серж Саргсян говорил именно об этом. Касаясь основополагающих принципов, глава государства заявил: “Я, конечно, имею в виду обеспечение в экономической жизни равных конкурентных условий, устранение протекцинизма, неприкосновенность государственного и общинных бюджетов, кредитных средств, а также то, что новые правила игры распространяются в равной степени на всех без исключения”.

Напрашивается вопрос: как можно применить эти принципы путем превращения деятельности КГД, являющегося по сути инструментом, в компонент национальной безопасности? Если это так и если сбор госдоходов является компонентом национальной безопасности,тогда компонентом чего является обеспечение эффективности использования государственных, общественных средств? 

Означает ли это, что сказанное не столь важно, что здесь все прозрачно и подлежит контролю или можно считать, что данная сфера находится уже в надежных руках министра финансов Гагика Хачатряна? Но если это так, какой был смысл в отделении КГД от Министерства финансов?  

С другой стороны возникает вопрос: в какой мере можно обеспечить равные конкурентные условия, устранение протекционизма, неприкосвенность государственных, бюджетных и кредитных средств, распространение новых правил игры на всех без исключения путем назначения на должность руководителя КГД такой неоднозначной личности, которая в силу задекларированных ею сомнительных источников накопления капитала даже при большом желании не может внушать доверие обществу?  

И это в том случае, когда биография новоназначенного председателя КГД свидетельствует о том, что на протяжении всей своей трудовой деятельности он занимался преподавательской работой и за исключением 2006 года занимал лишь государственные посты, при этом последние восемь лет пребывал в должности начальника контрольной службы президента. Любопытно, поинтересовался ли президент, производя это назначение, откуда у его подчиненного такой капитал? Заинтересовал ли кого-нибудь вопрос о том, как может быть воспринято это назначения на фоне сделанных недавно президентом заявлений “о необходимости наиболее эффективных инструментов выявления и предотвращения случаев столкновения интересов” и о восстановлении общественного доверия к власти?  

Факт, что функции по сбору, расходованию и распределению госдоходов, то есть вся система управления государственными финансами и в целом все правительство оставлены олигархам. И в этом плане от перемены мест акторов ничего не меняется.  

Между тем проблема обеспечения национальной безопасности состоит не в Комитете госдоходов и не в Минфине, а в исполнительной власти, а также в способности или желании избавить всю экономическую систему от сверхвласти олигархии. Олигархи не могут бороться сами против себя, не могут выскрести сами себя ради государственного бюджета. Они просто не могут избавить страну и экономику от самих себя.

 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter