HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Эдик Багдасарян

Начальник артиллерии АО: “Артиллерия огневым поражением заставила противника отказаться от дальнейших боевых действий”

Во время апрельской войны решающую роль сыграла артиллерия Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики, которая наводила ужас на противника. Артиллерией руководит полковник Геннадий Багдасарян, удостоенный недавно со стороны высшего командования ордена “Боевой крест” 1-ой степени. Hetq.am побеседовал  с начальником артиллерии о действиях артиллеристов АО, о потерях противника, о генерале Иваняне и в целом о нашей артиллерии.

Г-н полковник, хочу поговорить о первом дне войны. Что означало для артиллерии это нападение? Было ли оно неожиданным для вас?   

Нападение как таковое действительно было неожиданным. Но для артиллеристов выполнение боевой задачи не было неожиданностью. К выполнению поставленной перед нами задачи мы готовы с момента объявления перемирия

Если сравнить с первой войной, изменилась ли роль артиллерии? Тогда она, пожалуй, не выполняла ту роль, какую выполнила в апреле этого года. 

И тогда, и сейчас роль артиллерии остается прежней, ее характер не изменился. Просто во время первой войны у нас не было столько оружия. Естественно, объем выполненных задач невозможно сравнить с объемом задач во время первой войны. Сейчас этот объем больше и в глаза больше бросается, однако роль артиллерии не изменилась.    

Уже известно, что исход нападения предопределила артиллерия. Какие действия артиллерии в те дни заставили противника остановиться? 

Я согласен с этой мыслью, поскольку артиллерия своим огневым поражением причинила противнику такие потери, которые заставили его отказаться от дальнейших боевых действий. Число потерь у противника было слишком велико, и командиры поняли, что дальнейшие действия не приведут к победе. Кроме того, личный состав, нам мой взгляд, не хотел воевать и уже впал в панику.

То есть артиллерия противника запаниковала?   

Однозначно можно так сказать.

А какие ваши действия заставили их впасть в панику? Какие цели были поражены? 

На юге и на севере мы поразили в первую очередь личный состав, который начал атаку, а также те артиллерийские и минометные батареи, которые поддерживали атаку, те командные точки, откуда осуществлялось руководство боевыми действиями.

После этого мы поразили спешившие на помощь вторые эшелоны. Ну а 3 апреля, когда противник готовился перейти в наступление в центре, артиллерия по решению командующего армией нанесла превентивный удар. То есть мы не позволили противнику начать атаку, организованно продвинуться вперед, расшириться. Мы их поразили в исходных точках, на машрутах продвижения, централизованных рубежах.  

Фактически противник понес там большие потери в живой силе. 

Однозначно – как в живой силе, так и в бронетехнике. В том числе крупные командные пункты, в том числе командный пункт мотострелковой бригады, где погибли их командир, начальник штаба и несколько высокопоставленных офицеров. Это дезорганизовало их руководство и организованную ими атаку. Кличество потерь было так велико, что их командование отказалось от дальнейших наступательных действий.

Расскажите немного о себе. Как Вы стали артиллеристом, какой путь прошли до этого?    

В 17 лет мне очень хотелось пойти служить, но не получалось. Я узнал о том, что генерал Иванян набирает молодых людей, чтобы подготовить из них артиллеристов. Тогда, честно, говоря, я не знал, что это такое, и мне было все равно, я просто хотел служить. Обратился в военный комиссариат, там сказали, что я прошел и что меня скоро заберут. Приехал «КамАЗ», мы сели и поехали в 4-ой оборонительный район. Это был конец 1993 года. Потерь у нас было много. Пришли, сказали, что фаготчики погибли, нужны фаготчики. Меня перевели в бригаду, познакомили со старшим лейтенантом, сказали, что он научит меня стрелять из фагота, что учиться мы будем три-четыре дня, после чего нас отправят на позиции. Через четыре дня пришел генерал Иванян и сказал: нужны разведчики, мы потеряли разведчиков, проучитесь месяц и пойдете в разведку. Так, переходя с места на места, я стал командиром орудия, потом наводчиком. После этого сказали, что должны подготовить офицеров для армии. Сперва мы были курсантами, а после окончали нам присвоили воинское звание.      

То есть можно сказать, что Вы – воспитанник Иваняна.

Можно так сказать.

Говорят, вы были очень близки...

В дальнейшем по службе – да.

Что говорил Иванян?   

Во-первых, он говорил, что нужно всегда заниматься боевой подготовкой. Даже если нет боевых действий, артиллерист всегда должен заниматься боевой подготовкой. Он строил полигоны, стрельбища, стремился объяснить командирам роль и значение артиллерии. Он был очень требовательным. Это был честный генерал, он требовал и сам выполнял.

Какие уроки Вы как артиллерист извлекли из апрельской войны?   

Во-первых, противник подлый, способный на все, никогда нельзя верить его словам. Во-вторых, мы всегда должны быть готовы к любому шагу противника и к оказанию сопротивления. В-третьих, нам нужно рассчитывать и надеяться только на собственные силы. И, как говорил Иванян, всегда заниматься боевой подготовкой. 

Как Вы думаете, азербайджанцы начнут действия?

Скажу так: у них есть экономические возможности, есть оружие, боеприпасы, человеческий ресурс, и если они  начнут, то это будет не по их личному решению, а с подстрекательства союзников. Но мы готовы.   

Успеваете общаться с домочадцами?

Они знают, что меня нельзя беспокоить. Если могут, то помогают, а если нет, то не мешают.

А вы им не помогаете?

Я – нет. Я просто охраняю их покой (улыбается).

Они не жалуются?

Нет, жаловаться бесполезно. Они уже привыкли.

Вы довольны работой своих артиллеристов?

Однозначно. Они выполнили возложенные на них задачи. Какие-то упущения, конечно, есть, и сегодня мы над ними работаем.

В атаке участвовало большое количество танков противника. Они что-нибудь смогли сделать?

Конечно нет. Если бы была нормальная армия, нормальный контингент, они должны были проникнуть вглубь, чтобы за ними пошла пехота. Готовясь 22 года, имея такой бюджет, столько техники, неожиданно напасть на 18-летних и занять всего несколько постов, это просто абсурд.

Что Вы как артиллерист можете сказать – у нас есть позиционное преимущество? 

Конечно. Местность помогла всем нам, в том числе артиллеристам, чтобы мы смогли вовремя поразить, переместиться на новые позиции и поразить оттуда. 

Говорят также, что в армии нет хорошего дальнобойного оружия. У артиллеристов есть хорошее оружие?

Конечно есть. Все относительно. Если сравнить вооружения США и России, то мы, разумеется, в чем-то им уступаем. Но если сравнить с такими же государствами, как наше, то мы намного превосходим их.

А если сравнить с противником?

В чем-то мы уступаем, но это не имеет существенного значения. Оружие хорошо в том случае, когда из него стреляют умные военные. А то, что специалистов такого класса в Азербайджане нет, еще раз доказали последние боевые действия. У них есть количество, но нет качества.  

А какие виды оружия Вы как командир хотели бы иметь?

- Более дальнобойные, более точные и мощные.

Приведите примеры.  

Крунокалиберные реактивные системы залпового огня и сверхточные противотанковые средства.

А почему их у вас нет?

Будут. У нас все будет.

Какое преимущество имеют наши солдаты, которых Вы так хвалите?

Они профессионально подготовлены и преданы родине. Этих двух качеств достаточно, чтобы армия победила в любой войне. Можно услышать много историй о храбрости и подвигах наших солдат. Они воевали со спецназовцами и победили, уничтожили их сотнями. Они не сдавались, сражались до последней секунды своей жизни. За все это время не было ни одного случая дезертирства. Нет ни одного солдата, который совершил бы членовредительство. У нас были случаи, когда больные или раненные солдаты просили не увозить их в госпиталь. Они не хотели оставлять своих товарищей, свои посты. Вот такие у нас солдаты.   

Фото: Армен Ерамишян. Слева – полковник Г.Багдасарян

Комментарии (2)

ani
the Armenian/Artsakh army should be trained by the Israelian army--the best in world . It would be profitable and more successfull for AM.
Իվան Պողոսյան
Կանգ չառնել երբեք, միշտ առաջ: Այնպես, ինչպես սովորեցրել է մեր հրամանատար Քրիստաֆոր Իվանիչը՝ Դեդը:

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter