HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Заруи Меджлумян

Общежитие разданского “колледжа”: “Приехали, застряли, остались… Это болото…”

Заруи Меджлумян

В Раздане мы ищем общежитие “колледжа”, где уже 24 года живут беженцы. Знаем, что оно находится недалеко от мэрии.

- Вам крысятник нужен? – уточнил мальчишка, показав рукой на ближайшее здание. – Только будьте осторожны, там крыс много.

Обветшалость здания чувствовалась уже по его внешнему виду и отсутствовавшим местами окнам.

Ануш Аракелян живет в общежитии с 1992 г. Она родом из села Талыш в Карабахе.

- Приехали, застряли, остались...Это болото,- говорит Ануш, взглядом давая понять, чтобы мы не снимали ее на видеокамеру.

- Сын в Карабахе служит, не хочу, чтобы он плохо себя почувствовал, стесняюсь условий,- пояснила она.

До 2006 г. общежитие колледжа находилось на балансе Министерства образования и науки, однако уже десять лет, как оно перешло на баланс мэрии Раздана. В течение 24 лет здесь проживало 20-30 семей, половину из которых составляли беженцы. Люди постоянно жаловались, что здание имеет 4-ю степень аварийности, кишит крысами, которые даже покусали у детей носы и уши, что они боятся за безопасность своих семей, но все безрезультатно.   

Ануш провожает нас на кухню. Пока мы поднимались по полуобвалившимся ступенькам, шли мимо туалетов, от которых несло зловонием, проходили по темным коридорам, нас сопровождали возгласы жильцов: «Снимайте, снимайте... Несуществующие туалеты тоже снимите. О нас вспоминают только во время выборов».  

Пoсле апрельской войны в Карабахе у живущих в общежитии беженцев нашли приют их родственники. С 3 апреля у Ануш проживают ее родители. 80-летние Рая и Мушег Мирабяны – беженцы вдвойне. В 92-ом они приехали из Талыша в это же самое общежитие, а после освобождения села вернулись в свой дом. У Мирабянов семеро детей. Шестеро живут в России, и только Ануш осталась в Армении.

«В Талыше мы хорошо жили, держали скот, у нас все было. Но сейчас «Град» снес половину моего дома... Через три дня пришли со старостой, милицией и вывели нас. Во всем селе никого не осталось..» - говорит бабушка Рая, которая вместе с мужем и тремя соседями три дня оставалась в подвале.

А дед Мушег признался, что очень хочет получить свою пенсию, но пожилым супругам объяснили, что если они не зарегистрированы в Армении, то не смогут получить деньги. «Пусть перешлют пенсию из Карабаха, чтобы мы смогли получить...» - настаивает на своем дед Мушег. Он хочет как можно раньше вернуться в Талыш, но пока приходится ждать.

С 1992 г. в разданском общежитии живет и Ареват Хачатрян с пятью детьми. После той войны она не вернулась в Карабах. Из пятерых детей только дочь Лиана вышла замуж в Карабахе. 2 апреля она вместе с тремя сыновьями, больной свекровью и свекром вынуждена была бежать. Сегодня все они ютятся в одной комнате.  

«Моя история повторилась. Мне было 14 лет, когда приехали в это общежитие. Потом я вышла замуж и опять уехала в наш Карабах. Сейчас мой сын в 14 лет пережил то же самое,- сказала Лиана Хачатрян.  

Она отметила, что взяла с собой только спортивные награды детей. Двух страших сыновей Лианы перевели в школу-интернат. А 8-летний Гарик постоянно говорит матери: «Давай поедем туда, где война...»

В конце нас попросили немного подождать. На небольшом столике стоят кастрюли с жингялом. Ареват говорит, что собирают зелень, чтобы прокормить семью. Мы уже уходили, когда в коридоре послышался голос Ареват:

- Подождите, я сейчас приготовлю лепешки с жингялом...  

Фото: Нарек Алексанян

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter