HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Присоединиться ли Иран к политике Баку по изоляции Армении?

8 августа в Баку состоялась встреча президентов России, Азербайджана и Ирана в ходе которого стороны достигли ряда соглашений и была принята совместная декларация. В связи с этим событием для людей, реализующих внешнюю политику Армении, и экспертных кругов особенно важно понять, будет ли Иран принимать участие в проектах Азербайджана, изолирующих Армению, и вообще как будут развиваться в дальнейшем отношения между Ираном и Азербайджаном?

Избравшись в 2013г президентом Ирана, Хасан Роухани прямо во время церемонии своей инаугурации заявил, что пересмотр отношений с ближайшими соседями для его правительства будет одним из приоритетов. Особенно это касалось Азербайджана, с которым отношения Ирана долгое время были напряженными. Эта напряженность достигла своего пика в период правления предыдущего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада.

Отношения между Ираном и Азербайджаном чрезвычайно обострились с половины 2000-ых, на что существенно повлияло ухудшение отношений Ирана с Западом. На этом фоне активизировался также Баку, а президент этой страны Ильхам Алиев превратил Азербайджан в плацдарм для борьбы с Ираном, в надежде, что взамен Запад поможет ему в вопросе возвращения Карабаха.

Однако, официальный Баку со временем осознал, что сближение с Западом не приведет к возвращению Карабаха в его состав, и разочарованный в США и ЕС Ильхам Алиев повернулся в сторону России и Ирана. В этом контексте Азербайджан демонстративно ухудшил отношения с Западом, что проявлялось в этой стране арестами оппозиционных деятелей, представителей гражданского общества и оппозиционных журналистов, а в 2015г в Баку был закрыт офис координатора ОБСЕ.

В то же время, с 2010г наблюдалось значительное потепление российско-азербайджанских отношений. Благодаря этому, Баку за несколько лет приобрел у России оружие более чем на $5 млрд, а также подписал с последней ряд важных соглашений стратегического характера.

Параллельно с потеплением азербайджано-российских отношений Ильхам Алиев предпринял шаги и достиг также улучшения отношений между Баку и Тегераном, которые получили новый импульс после прихода к власти в 2013г Хасана Роухани. После избрания последнего президентом, в ходе взаимных визитов и разных международных форумов президенты Ирана и Азербайджана уже встретились 7 раз.

Углубляя отношения с Россией и Ираном, Азербайджан стремится создать геополитический треугольник Россия-Азербайджан-Иран, цель которого состоит в следующем: прежде всего, лишить Армению поддержки очень важных для нее двух стратегических союзников и во время войны добиться того, чтобы эти две страны заняли по меньшей мере нейтральную позицию и не оказали бы никакой поддержки Армении, а затем еще более углубить ее изоляцию. Апрельская война показала, что планы Азербайджана сработали: и Россия, и Иран заняли нейтральную позицию во время военных действий, не оказав поддержки Армении, в отличие от союзника Азербайджана – Турции, которая открыто поддерживала действия Баку.

Для усиления международной изоляции Армении Азербайджан после достижения соглашения по ядерным вопросам между Ираном и «шестеркой» начал предпринимать действенные шаги также по привлечению его на свою сторону. С этой целью Баку пытается реализовать с Ираном ряд программ стратегического характера, которыми еще больше углубятся отношения между двумя странами. Азербайджан выразил готовность также и в вопросе предоставления нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан по транспортировке иранской нефти в Европу, а также несколько раз предлагал Ирану присоединиться к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP).

Но самый большой проект, который Азербайджан желает претворить в жизнь, это проведение через страну транспортного коридора Север-Юг, по которому Россия и Иран связываются через Азербайджан. Для Азербайджана он выгоден и политически, и экономически. Прежде всего, Армения посредством этого вытесняется из еще одного крупного регионального проекта, еще больше усугубляется международная изоляция Еревана, тем самым, Азербайджан увеличивает свое значение для России и Ирана. Это выгодно Азербайджану и в экономическом плане, поскольку это даст возможность вывозить свои товары в Иран и через него – в страны Персидского залива. Реализовав этот проект, Азербайджан еще больше увеличит свое влияние в регионе.

Шаги в этом направлении были начаты еще с 2005г, но значительный импульс он получил после отмены международных санкций против Ирана. Основные работы должны быть выполнены в направлении строительства 375-километрового участка Казвин-Решт-Астара, соединяющего иранскую железнодорожную сеть с железной дорогой Азербайджан-Россией.

В последние годы иранская сторона построила 205-километровый участок Казвин-Решт, который готов на 93%. Он будет сдан в эксплатацию уже в 2017г. По предварительным расчетам, в начальный период железная дорога сможет перевезти 1.4 млн пассажиров и 5-7 млн тонн грузов, а впоследствии по ней может быть перевезено до 20 млн тонн грузов. По всей протяженности железной дороги будет построено 22 тоннеля и 15 мостов. Для строительства следующего участка – Решт-Астара, иранская сторона в этом году обратилась к Азербайджану по вопросу кредита. Баку согласился предоставить кредит Тегерану в размере $500 млн.

В то же время, в марте с.г. стартовало и до конца года завершится строительство 8.3-километрового железнодорожного участка от азербайджанской Астары до иранской границы, а в апреле в городе Астара (Азербайджан) состоялась церемония по символической закладке моста, связывающего Азербайджан с Ираном.

Проект выгоден также России и Ирану, для которых создаются благоприятные условия для еще большего углубления экономических связей и завоевания новых рынков. До настоящего времени Россия и Иран осуществляют торговлю преимущественно морским путем – через Каспийское море, но сухопутный транспорт дешевле морского. Поэтому к этому проекту проявляет большой интерес и Россия, которая также готова вложить большие деньги в реализацию «Север-Юг».

Москва намерена принимать активное участие в реконструкции железных дорог Ирана, предоставляя для этого целевой кредит. Тем более, что другая важная часть проекта «Север-Юг» – автомагистраль по территории Азербайджана, уже запущена, через которую осуществлена пробная перевозка иранских товаров в Россию.

Тем не менее, несмотря на начавшуюся «оттепель» в отношениях Ирана с Азербайджаном, обе страны традиционно испытывают друг к другу глубокое недоверие. В Азербайджане всегда имели опасения, что Иран желает изменить систему правления этой страны, превратив из светского государства в теократическое, а Тегеран обеспокоен тесными отношениями Азербайджана с Израилем, а также озвучиваемые время от времени из Баку террриториальные претензии к Тегерану.

Иран также озабочен тесными связями между запрещенным в этой стране движением «Национальное пробуждение Южного Азербайджана» и Азербайджаном. Эта организация борется за создание «Объединенного азербайджанского государства», в который войдут «Северный Азербайджан» (нынешняя Азербайджанская Республика) и так называемый Южный Азербайджан (иранская провинция Азербайджан).

Несмотря на начавшееся потепление в отношениях Ирана с Азербайджаном, в 2015г произошли нардаранские события, вследствие которых впервые после вступления Роухани в должность президента резко ухудшились ирано-азербайджанские отношения. Нынешний президент Ирана Роухани, в отличие от предыдущего президента Ахмадинежада, хоть и стремится к тому, чтобы не обострять отношения с Азербайджаном, тем не менее, отношения Баку с Тегераном вновь ухудшились на религиозной почве.

Второй этап обострения ирано-азербайджанских отношений начался в январе 2016г, когда в Тегеран прибыл министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян и с иранскими высокопоставленными должностными лицами достиг ряда важных договоренностей: после визита он заявил, что по итогам переговоров достигнута договоренность по созданию международного транспортного тракта, связывающего Индию с Европой через территории Ирана, Армении, Грузии и Черное море.

Напряженность в отношениях Иран-Азербайджан достигли пика 5-го июня с.г., когда глава МИД Армении Эдвард Налбандян с официальным визитом посетил Иран, где ему был оказан теплый прием. На встрече с главой МИД Армении президент Ирана Хасан Роухани заявил, что его страна готова помочь в вопросе соединения Черного моря с Персидским заливом через территорию Армении, и они в этом направлении готовы предоставить Армении технические и инженерные услуги. В ходе визита были подписаны ряд важных документов, в том числе также было принято решение об отмене виз между двумя странами.

Визит армянских министров в Иран и их прием властями этой страны на самом высоком уровне вызвало большую истерию в Баку. В этой связи авангард алиевской пропаганды, сайт «Haqqin.az» опубликовал серию статей, в которой, в сущности, будучи неофициальным рупором властей Азербайджана, признался, что Иран препятствует реализации очередных планов Азербайджана по изоляции Армении.

Вначале, информационный сайт выразило недоумение, почему Иран стремится через Армению выходить в Европу, если Азербайджан имеет для этого все необходимые инфраструктуры. Затем, касаясь приема на самом высоком уровне президентом Роухани министра иностранных дел Армении, издание перешло на прямой шантаж Ирана, отмечая, что если Роухани готов посетить Ереван и пожать руку Саргсяна, то президент Азербайджана Ильхам Алиев должен наконец принять решение – посетить Израиль с историческим визитом, открыв в его рамках посольство Азербайджана в Иерусалиме.

Адресованные Ирану угрозы не ограничились только распространенными в СМИ статьями. В его адрес критика прозвучала также в парламенте Азербайджана.

За этими событиями последовали две новости, что еще раз доказывает, что Иран не намерен отказываться от своих замыслов по выходу в Грузию и Европу через Армению. Во-первых, 14-15-го июля с целью проведениия обсуждений вокруг формирования транзитного коридора, связывающего Персидский залив с Черным морем в столице Болгарии Софии состоялась встреча высокопоставленных должностных лиц Ирана, Армении, Грузии, Болгарии и Греции.

А буквально недавно, как передали иранские СМИ, Исламская Республика ведет переговоры с Арменией с целью экспорта иранского газа и нефтепродуктов через территорию нашей страны в Грузию, а затем и в Европу. С этой целью правительство Армении недавно создало государственную компанию, которая займеться импортом и экспортом природного газа из Ирана.

В последнее время нервное поведение Баку показало, что планы Алиева по изоляции Армении и настраиванию Тегерана против Еревана, по сути, провалились. Очевидно, что несмотря на начавшуюся «оттепель» и развивающиеся между двумя странами политические и экономические отношения, Иран не намерен стать участником алиевской игры.

Несомненно, Иран продолжит политику углубления отношений с Азербайджаном, однако, Ереван продолжает иметь для Тегерана стратегическое значение. В отличие от других участников оси Москва-Баку-Тегеран – России и Азербайджана, Ирану не выгодна изоляция Армении от региональных программ, как и ее ослабление. В Тегеране, как представляется, очень хорошо понимают, что если их страна присоединится к азербайджанским планам, впоследствии может лишиться возможности маневра и впасть в определенную зависимость от Азербайджана.

Несмотря на начавшиеся между двумя странами добрососедские отношения, в Иране, вероятно, не забывают, какую враждебную позицию на протяжении многих лет занимал соседний Азербайджан, став авангардом антииранской борьбы. Следовательно, Иран продолжить развивать отношения, с одной стороны, с Азербайджаном, пытаясь реализовать достигнутые с этой страной договоренности, с другой стороны, будет развивать отношения с Арменией, не нарушая, тем самым, баланс.

Армен Варданян
Эксперт АИМОБ
Программа «Улучшение обсуждений политики безопасности в Армении» (NED)
Армянский Институт международных отношений и безопасности (АИМОБ)

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter