HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Марине Мартиросян

Счастье вопреки бедности: молодая семья Енокянов

Андранику Енокяну 25 лет. Он подъезжает к дому на тракторе, нагруженном доверху сеном. 2-летняя Элен бежит к ограде, на которой нет дверей. Рядом с оградой растут подсолнухи. Рипсиме, поймав мой взгляд, сказала, что подсолнухи посадила она. 

Элен просит у меня ручку, потом бумагу и с серьзным видом начинает чертить на ней какие-то линии. Андраник достает сигарету. Мы сидим во дворе.  В движениях Рипсиме чувствуется напряженность. Ей впервые приходится рассказывать о своих проблемах незнакомому человеку.

Я смотрю на руки Андраника – пожелтевшие, покрытые мозолями. Чуть позже он прикуривает сигарету и, протянув руки, говорит: “Посмотрите, разве это руки 25-летнего человека…” Я не отвечаю. “Трудностей у нас много, но в нашей семье царит радость. Скоро появится наш второй ребенок”,- говорит Андраник. 

С женой, 20-летней Рипсиме Попеян, они живут на окраине села Зовашен Котайкской области, в одноэтажном сыром доме с протекающей крышей. За проживание не платят, так как дом принадлежит одному из их знакомых. Но если хозяева вернутся, то супруги не знают, где будут жить.

Андраник родом из села Капутан. У него два брата и сестра. Мать умерла 16 лет назад, отец живет в Капутане. Один из братьев душевнобольной, находится в психиатрической больнице. Сестра вышла замуж, живет отдельно.

Рипсиме из Гарни, у нее две сестры и брат. Мать ухаживает за сестрой-инвалидом, у брата и другой сестры свои семьи, они живут отдельно. 

Супруги ни на кого не в обиде, говорят, времена сейчас такие, что люди с трудом содержат свои семьи. Они познакомились благодаря отцу Андраника, который работал на стройке в Гарни. Там он увидел Рипсиме, которая ему очень понравилаась. Андраник и Рипсиме поженились через три дня после знакомства. “Наверное, это была любовь с первого взгляда”,- с улыбкой говорят супруги. 

В доме нет ни газа, ни воды. Воду приносят из соседнего двора. Зимой топят печь кизяком, но из-за многочисленных щелей в доме всегда бывает холодно. В результате ребенок заболел воспалением легких, а потом перенес кишечную инфекцию (по словам Рипсиме, причиной стало коровье молоко).

Единственной “ценной” вещью в доме является старый телевизор, подаренный матерью Рипсиме. Все остальное имущество давно пора выкинуть на свалку. “Если у Андо будет постоянная работа, мы все сможем приобрести”,- говорит Рипсиме и быстро смахивает слезу. 

В семье работает только Андраник. Социальное пособие Енокяны не получают, так как, по словам жены, не имеют прописки. Кроме того, в социальной службе им сказали, что у них нет “нужного количества баллов”. Вот когда родится второй ребенок, вопрос социального пособия, возможно, удастся решить. 

Работа у Андраника сезонная. Он косит для соседей траву, за 500 драмов в месяц доит коров, за 20 драмов погружает тюки сена на грузовик. До беременности Рипсиме помогала мужу, сейчас ей уже приходится трудно, но иногда она тоже доит коров.  

Зимой Андраник работает у соседа в хлеву – чистит помещение, кормит животных. За эту работу получает около 20 тысяч драмов в месяц. “Зимой бывает, что мы голодаем”,- говорит Рипсиме, вновь вытирая навернувшиеся на глаза слезы. 

Мы молчим. Элен тащит во двор полиэтиленовый мешок с игрушками. Она смотрит на мать, на отца, потом, оставив игрушки, становится между ними и улыбается. Настроение у родителей сразу меняется. Они говорят, что Элен – их единственная радость. Мать и отец очень хотят, чтобы дочка училась, получила специальность. В селе нет детского сада, но им очень хочется, чтобы Элен ходила в садик.

Я пытаюсь перевести разговор на более приятные темы, спрашиваю, какую специальность хотят родители для дочери. Андраник улыбается, говорит, неважно, какая будет специальность, лишь бы была ей по душе. Потом добавляет, что дочка очень любит танцевать, и через несколько лет он отправит ее учится танцам.

Супруги говорят, что в Зовашене их хорошо знают и ничего плохого о них не скажут. “Мы работящие, чистоплотные, просто надо, чтобы кто-то немного помог нам…” – отмечает Рипсиме. Говоря о трудностях, молодая женщина очень волнуется.

А Андраник в свою очередь отмечает: “Мы живем в радости и любви, просто ситуация у нас трудная, найти работу не удается”.

“Мы счастливы тем, что живем в любви. Я во всем поддерживаю мужа. Мы можем есть только хлеб, но есть его вместе”,- добавила Рипсиме.

Фото и видео: Саро Багдасарян

 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter