HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ерануи Согоян

Армянский фермер пытается сделать свою продукцию узнаваемой как внутри страны, так и за ее пределами

Со вкусовыми качествами оливок, растущих в селе Баграташен, знакомы в основном жители Тавушской области. “Мы не можем вывозить нашу продукцию за пределы области. Нас знают только те, у кого есть родственники в Тавуше и Баграташене. Причина в небольшом урожае, который не может в полной мере обеспечить армянский рынок”,- говорит директор ООО “Вива фрут”, занимающегося производством оливок, Виген Ованнисян.   

В Баграташене еще в 1950-х годах выращивали оливки на площади около 200 га. В дальнейшем отутствие оросительной воды и развал Советского Союза привели к сокращению оливковых рощ. В настоящее время оливковые деревья растут на 70 гектарах, из них 50 га переданы в аренду (сроком на 25 лет) ООО “Ухтасар”. 

“То, что большая часть садов находится в руках одного человека, приводит к определенной зависимости. Хочу сказать, что если эти 50 га будут хорошо обрабатываться, то и урожай получится хороший, следовательно мы будем иметь нормальную продукцию. В противном случае не будем иметь,- говорит Виген Ованнисян. – На остальных 20 гектарах деревьев не очень много. Я сам только недавно основал оливковый сад, но урожай получу через 18 лет. Вот  почему очень важно, чтобы сады, которые существуют давно, обрабатывались как следует”. 

Армянские оливки по своему вкусу и качеству превосходят те сорта, которыми сегодня наводнен армянский рынок, уверяет баграташенский фермер. “Я не ем то, что привозят из-за границы, потому что разница во вкусе большая. Наши плоды очень маслянистые. Не знаю, правда это или нет, но говорят, что в привозных оливках масла нет, вместо него впрыснуто что-то другое, чтобы придать им товарный вид. В любом случае у них однозначно другой вкус. Просто мы не можем получать высокий урожай,- отметил мой собеседник. – К тому же наша продукция стоит дорого: в магазинах 700-граммовая банка оливок продается в среднем за 2000 драмов”.    

По словам Ованнисяна, ценообразование зависит от количества урожая данного года. В прошлом году, когда в Баграташене был получен высокий урожай, оливки продавали за 1500 драмов. Четыре года назад, когда этот бизнес только разворачивался, стоимость 700-граммовой банки составляла 2500 драмов. Говорят, в этом году удалось собрать всего 500 килограммов, из них лишь 300 килограммов имели товарный вид. 

В регионе Виген Ованнисян известен и как производитель сухофруктов. Он признается, что до своего появления в офисе Национального центра развития малого и среднего предпринимательства ему в голову не приходило, что когда-нибудь он станет заниматься производством кураги. “Это было лет шесть тому назад. Тогдя у меня в селе был интернет-клуб, да еще, к сожалению, я привозил из Турции одежду для продажи. В 2010-ом в нашем селе провели изучение и выяснили, что имеющиеся у нас возможности мы не используем в полной мере. У нас есть солнце, есть абрикосы, есть работники, но сухофруктов нет. Все началось с курсов НЦР МСП и составления бизнес-плана. Помогло также получение кредита под низкие проценты. И вот мы вчетвером наладили в селе производство кураги”,- рассказал мой собеседник.

Упакованную курагу под маркой “Вива фрут” компания не экспортирует и даже не реализует внутри страны. В Россию вывозится полуфабрикат. По словам Ованнисяна, несмотря на наличие специального оборудования для упаковки, он пока не готов выйти на рынок под собственным брендом. “На данный момент экспортировать полуфабрикат выгоднее. Компания “Вива фрут” пока известна только своими оливками и вареньями”,- отметил баграташенский фермер. Еще одной проблемой является обеспечение большой партии сухофруктов. 

“Я не могу заинтересовать иностранного экспортера своими двумя или тремя тоннами. Он хочет купить сразу 10-20 тонн, потому и часто едут в Армавирскую область. Нас, занимающихся производством сухофруктов, в Баграташене четверо. В последнее время для обеспечения крупной партии мы объединились тремя производителями, чтобы получать курагу по одной и той же технологии, с одними и теми же вкусовыми качествами и под одним брендом. Все эти годы нас учили тому, что в бизнесе, да, может быть конкуренция, но основа бизнеса – это сотрудничество. И сейчас мы живем и работаем, помогая друг другу”.   

Самый эффективный путь к тому, чтобы продукция армянского фермера приобрела известность, это организация выставок-продаж. По словам Вигена Ованнисяна, его оливки не очень известны. “Люди знают о баграташенских оливках, но не знают компанию “Вива фрут”. А ведь нужно хотя бы раз попробовать, чтобы не жалко было купить по высокой цене”,- отметил наш собеседник.

Фермерские хозяйства нуждаются в государственной поддержке 

Урожай со своего сада площадью 20 гектаров, который находится в селе Птгаван Тавушской области, Спартак Захарян отправляет в основном в РФ. “Персики и черешню экспортируем в Россию. Арендуем рефрижератор и перевозим. Бывает, другие приезжают к нам за продукцией, чтобы отправить ее в Москву, Ростов, Пятигорск, Краснодар и т.д. Были случаи, когда в Араратской долине персиков для сушки было мало, и мы сдавали наш урожай по 200-250 драмов для изготовления сухофруктов и консервов. В таких случаях уже нет необходимости везти урожай в Россию. Мы экспортируем в основном персики и черешню. Сливы реализуем на месте, яблоки сдаем в холодильник. Вот сейчас поступил заказ на поставку в Россию”,- сказал Спартак Захарян. 

Садоводством он занимается уже 26 лет. Свое фермерское хозяйство Захарян создал в 2005 г. Для начала взял в кредит 20 тысяч долларов. Потом, когда кредитная организация CARD закрылась, он взял в кредит 25 тысяч долларов, чтобы купить мини-трактор и сельскохозяйственные инструменты. Сегодня параллельно развитию своего хозяйства фермер хочет пойти еще дальше и сделать что-нибудь для Армении, но для этого необходимо финансовое содействие, которого нет.

В случае оказания помощи Спартак Захарян готов привезти из Италии черенки карликовых деревьев, которые позволяют экономить площади  и увеличивать количество саженцев. “Я уже привез в Армению 40 сортов, сейчас нужны их черенки, которые в Италии получают в лабораторных условиях. Рядовые фермеры могут привозить черенки лишь на  сумму до 3 млн долларов. Сейчас мы покупаем в Италии черенки за 1-2 евро и делаем прививки на имеющиеся у нас саженцы”.

Преимущество таких саженцев в том, что если раньше на одном га сажали 200 деревьев, то после прививки черенками – до 1500. Получается, что с небольшой площади можно получать высокий урожай. Кроме того, деревья начинают плодоносить с первого года, а со второго или третьего они дают полноценный урожай. Эт позволяет фермеру быстрее покрыть свои расходы.

По словам Спартака Захаряна, в настоящее время в европейских странах переходят на создание интенсивных садов. Потребность в таких садах есть и в Армении. Другой проблемой, из-за которй задерживается развитие фермерских хозяйств, является недоступность системы капельного орошения. “В нашей стране на эту систему начали переходить недавно. Но ведь государство должно оказывать помощь, чтобы организаций, использующих такую систему полива, становилось больше. В этом случае цены на услуги снизятся и люди смогут ими воспользоваться”,- отметил мой собеседник. 

Он также указал на необходимость защиты садов с помощью противоградной сетки. Ее установка на одном гектаре стоит 5000 долларов. По расчетам тавушского садовода, для 20 гектаров потребуется 100 тысяч долларов. 

“Противоградные станции неэффективны, а сетки спасают урожай от града. Такие сетки привозят из Италии и Израиля за 40 тысяч долларов. Они защищают сады на 100 процентов, а это большая сумма. Международные структуры, которые приезжают сюда реализовать программы, не в состоянии полностью решать наши проблемы. Необходимо также участие государства,- считает С.Захарян. – Почему бы не снизить проценты по кредитам, тогда мы сами сможем решать наши проблемы”. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter