HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Марине Мартиросян

Жизнь в аварийном доме – это еще и борьба с крысами и змеями

Находясь в селе Дитак Араратской области, мы побывали в доме Шагена Абрамяна. В гостиной было тепло, в центре стояла печка, возле которой лежал кот.

39-летняя хозяйка дома Арменуи Григорян сказала, что кот спасает их от змей и крыс. Несколько дней назад он в одной из комнат поймал змею.

Из-за больших щелей в холодное время в доме гуляют ветры, а летом проникают змеи.  

Арменуи недавно вернулась с поля, поэтому не успела прибраться. Ей неловко из-за того, что одежда детей разбросана, а на столе стоят немытые тарелки. Хозяйка вынуждена держать всю посуду на столе, так как в доме часть появляются крысы.

Одна из трех комнат непригодна для проживания. Это полуразрушенное сырое помещение служит “баней”, где стоят рядом таз и кастрюля.

В 2000 г. ООО “Арамян” исследовало дом и пришло к выводу, что он имеет 4-ю степень аварийности и непригоден к дальнейшей эксплуатации. По словам инженера, дом следует снести и построить новый, а жильцов временно переселить в другое помещение.

Во время нашей беседы зашелт хозяин дома, Шаген Абрамян. Он был в поле, где обрезал яблони. Шаген дышал с трудом, сказал, что не может выполнять тяжелую работу, но и сидеть без дела тоже не может. 

57-летний Шаген – инвалид третьей группы. Проблемы с органами дыхания возникли в годы Арцахской войны. Вместе с братом Аршаком Шаген записался добровольцем. Аршак воевал до установления перемирия, был командиром отряда, участвовал в освобождении Шуши. 

“Во время войны я зимой заболел туберкулезом, состояние было тяжелое. Когда ходили в разведку, я много кашлял, потому ребята из нашего отряда заставили меня отправиться на лечение”,- рассказал Шаген. Шесть месяцев он лечился в больнице в Абовяне, потом получил вторую группу инвалидности, которая в дальнейшем стала третьей. Сегодня Шаген получает пенсию в 16 тысяч драмов.

К нашей беседе присоединилась пришедшая в гости жена Аршака Римма. Она вспомнила, как муж держал свое оружие в кроватке ребенке и платяном шкафу. Однажды пятилетний сын Риммы взял автомат “Шмайс” и вышел на улицу. Родителям с трудом удалость догнать малыша. 

До женитьбы Шагена семья Аршака жила в отцовском доме. В те годы Абрамяны держали овец. По вечерам, вспоминает Римма, во дворе накрывали большой стол для добровольцев, резали барана…

Маруся 

У Шагена четверо детей: 19-летний Саркис, 18-летний Давид, 17-летний Левон и 7-летняя Маруся. Историю о том, как Саркис и Давид подожгли сено, знает все село. 

Саркис 

“Это произошло в 2002-ом году. За нашим домом находилось помещение для сена. Мы собирали во дворе инжир, а дети бегали вокруг нас. Вдруг мы увидели, что из помещения, где хранилось сено, валит дым. Я побежала туда, открыла дверь и увидела там Саркиса и Давида”,- рассказала Арменуи. Давид получил 72 процента ожога, Саркис – 58. Саркис освобожден от обязательной военной службы, Давида тоже освободят. 

Прошло много лет, но у мальчиков после пожара остались писхологические проблемы, они стали очень нервными, говорит Арменуи. До 18 лет братья получали пенсию по инвалидности – 21.500 драмов, однако после совершеннолетия эти деньги перестали выплачивать. Экспертная комиссия, куда и обратились Абрамяны, не признала Саркиса и Давида инвалидами. 

Семья кое-как перебивается урожаем с приусадебного участка. Но на сегодняшний день первоочередной проблемой остается капитальный ремонт аварийного дома или поиск другого жилья. Отцовский дом Абрамянов был построен 60-70 лет назад. В 2011 г. семья обратилась к губернатору Арарата Эдику Барсегяну, который посоветовал обратиться в правительство. “3-4 года назад мы обратились в правительство, но ответа до сих пор нет”,- сказал Шаген. Сейчас он хочет встретиться по этому вопросу хочет с нынешним губернатором, но тот его не принимает.      

Фото: Саро Багдасарян 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter