HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ваге Саруханян

Меружан Тер-Гуланян не напишет книгу под названием "Прощание с Каджараном"

На вопросы "Hetq"-а отвуечает публицист Меружан Тер-Гуланян 

Г-н Гуланян, читателей интересует, почему Вы поехали в село Каджаран не с представителями интеллигенции, а с губернатором области Суреном Хачатряном.             

Я поехал не с губернатором, а со своим другом Арменом. Со мной должен был поехать и Товмас Погосян, но, к сожалению, в последний момент возникла проблема, и он не смог приехать. Мы добрались до Капана, наша машина с трудом преодолела Воротанское ущелье. В Капане я позвонил губернатору и попросил, чтобы он прислал человека (в период работы в "Гаруне" (М.Тер-Гуланян был главным редактором журнала "Гарун") я был там, но забыл место), и, если возможно, трактор.  А губернатору я не мог запретить ехать в село, которое находится в его ведении. Мы прибыли в село одновременно. Вот, собственно, и весь вопрос.  

Читателей удивило то, что вы вышли из одной машины.

На обратном пути – да, потому что свою машину я оставил в Капане. Возвращались мы на машине губернатора, но я не думаю, что это большой грех. Губернатор – руководитель области, вдобавок я его знаю с 88-го года. 

Газете "Аравот" Вы сказал, что превалирующий общественный интерес – это интерес народа. Сейчас крестьяне говорят, что привязаны к своей земле и не хотят покидать свое село. Между тем правительство в качестве превалирующего интереса выделило комбинату 181,7 га для деятельности в сфере горно-добывающей промышленности. Значит, Вы против решения правительства?  

Конечно, хотя комбинат является одним из ведущих налогоплательщиков, а налоги собираются ради благосостояния народа, чтобы люди получали пенсии, зарплату, то есть конечная цель, превалирующий интерес – это благосостояние человека. Более высоких интересов у государства нет. Поэтому если правительство, провозглавлашая превалирующий интерес, отдает земли комбинату, то в первую очередь надо спросить местных жителей, проинформировать их, обсудить, а потом провозглашать превалирующий интерес в пользу комбината. Получается, что превалирующий интерес только для комбината. А как быть с интересами народа?  

В видеоматериале губернатор говорит, что в случае необходимости людям будет выделена также компенсация... 

Все дело в том, что вопрос переселения людей из села не стоит. Люди могут быть переселены, если начнет действовать открытый рудник, и ветер начнет постоянно приносить в село молибденовую пыль. Люди боятся именно этого. Но никто им не говорит уезжайте отсюда. Неправда и то, что в селе отключили электроэнергию, воду, о чем я прочитал в прессе. Сельчане боятся, что в случае дальнейшей эксплуатации рудника они вынуждены будут покинуть село в первую очередь из-за пыли. Они говорят, что основная молибденовая жила проходит под их селом, то есть вследствие постоянного расширения территории рудника доберутся до их села. 

Губернатор с одной стороны говорит, что местное руководство поддерживает своих крестьян и сделает так, как они хотят, а с другой стороны заявляет, что правительство приняло решение, и, независимо от того, правильное оно или нет, его нужно выполнять. Как Вы прокомментируете эти слова?

Я не оставляю за собой право отвечать вместо губернатора. На мой взгляд, правительство приняло поспешное решение, не углубилось в проблему. Решение правительство – не документ, подписанный Всевышним, его всегда можно пересмотреть. Думаю, что решение нуждается в пересмотре в том плане, что в первую очередь нужно поговорить с населением, убедить его в том, что они не будут  переселены, что эта пыль не причинит им вреда. А если в будущем возникнет такая проблема, то людям должны выплатить компенсацию за все их имущество. Крестьяне хотят не очень многого – они хотят, чтобы их считали за людей.    

А Вы думаете, можно перенести церковь и кладбище? 

Мног лет назад, когда я был главным редактором "Гаруна", у нас возникла аналогичная проблема, связанная с Сисианским водохранилищем (речь идет о Толорсском водохранилище. – авт.). Тогда огромное село осталось под водой, люди были переселены. Под водой осталась также церковь. В будущем я не вижу проблемы переселения людей из Каджарана, но если такая проблема возникнет, то церковь тоже нужно будет перенести. Перенесли же статуи египетских фараонов.   

Предположим, такая проблема возникнет, и церковь и кладбище будут перенесены. Но насколько правильно оголять тыл охраняющих границу солдат, отводить от них стратегический населенный пункт?   

Честно говоря, я не хочу обсуждать такой вопрос. Еще раз повторяю: вопрос переселения людей не стоит.

В интервью "Аравоту" Вы сказали следующее: "Почему молодым экологам, нашим сыновьям, кажется, что именно они являются хозяевами страны? Почему они не думают, что хозяевами страны являются те, кто ее создал?" 

Там выпало одно слово. Я сказал так: "Почему они не думают о том, что хозяевами страны являются также те, кто ее создавал". Пожалуйста, зафиксируйте: слово "также" выпало.  

"Аравоту" Вы также сказали, что всегда возвеличиваете женщину. Недавно Специальная следственная служба подтвердила, что Сурен Хачатрян дал пощечину Сильве Амбарцумян. Как Вы прокомментируете этот поступок? 

Не хочу говорить о подобных вещах. Я при этом не присутствовал, по этому поводу было принято решение, принесены извинения, и все закончилось. Не хочу касаться этих вопросов. Не мое дело, кто что и в каком году сделал. У Валентина Распутина есть замечательный рассказ "Прощание с Матёрой". Село Матёра осталось под водохранилищем. Именно под воздействием этого рассказа, поскольку газеты сообщили, что людей переселяют, я решил поехать и увидеть все собственными глазами. Я писатель, и мне это интересно. Оказалось, что все не так, из села никого не переселяют.  

То есть Вы не напишете книгу под заголовком "Прощание с Каджараном"? 

Нет, в моей жизни точно не напишу. Когда я ехал туда, то придумал один заголовок. Есть город Каджаран и есть село Каджаран. Заголовок такой: "Второй Каджаран не значит второстепенный Каджаран". Однако повода написать статью с таким названием не возникло, потому что людей не переселяют.   

Вы уверены?

В решении правительства об этом ничего не говорится. Я не знаю, что будет завтра или послезавтра, но я надеюсь, что правительство пересмотрит свое решение, потому что оно было принято поспешно. Не думаю, что село Каджаран будет перенесено. Во всяком случае за ту жизнь, которую мне осталось прожить, этого не будет.  

Вы будете вести борьбу против этого?

Да, я буду бороться. Как только немного потеплеет, я опять туда поеду. Я буду бороться и буду продолжать выражать свою позицию по каждому такому вопросу. 

Комментарии (3)

arevik
Էն էլ ում, Տեր-Գուլանյանի բառապաշարն է սովետական? Ծիծաղելի է: Պարոն, երբ էդ մարդը Ձեր ասած Սովետի դեմ էր դուրս գալիս, Դուք ուր էիք` էսօրվա ազատ ու ոչնչի համար պատասխանատվություն չզգացող >տերերդ
arevik
Գեւորգ, աչքիս ժամանակին պարոն Տեր-Գուլանյանը չի տպել անտաղանդ գործերդ, կամ էլ մի այլ հարցով ես նրանից >աբիժնիկ< մնացել... ինչ-որ շատ ես հալումաշ լինում նրա դեմ քոմենթներ գրելուց:
Գևորգ
Մերուժան Տեր-Գուլանյանը պայքարելու է...իշխանության դեմ:Եվ խորհրդային ժամանակներում,եվ այսօր նա օգտվում է խշխանության կերակրատաշտից;Հո սոված չի մնալու:

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter