HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Марине Мартиросян

“Когда начнем работать, купим дом для мамы и папы”

В доме прячут ножницы от Сарибека. По словам 7-летнего мальчишки, когда он вырастет, то станет парикмахером, как его дядя Эмиль. Мать Саро, Марине, улыбается и рассказывает, что сын уже пробовал стричь волосы младшим братьям. На руках у Марине самый младший из детей – светловолосый Исаак. По словам женщины, у малыша совсем недавно отросли волосы после “стрижки”, которую сделал ему Саро.

Сарибек

Услышав, что мать рассказывает о его экспериментах, Сарибек, прыснул от смеха, потом уже серьезно признался, что у него обязательно будет парикмахерская. Другому брату, Саркису, которому 2 года и 7 месяцев, Саро обкромсал волосы так, что даже профессиональный парикмахер не смог привести их в порядок. 

При въезде в Чаренцаван начался проливной дождь. Улицы залило водой. Мы искали общежитие рядом с главпочтамтом, где живет семья Гарсевана Барсегяна.

Пожилой мужчина перетаскивал в коридор коробку с розами. Он оказался соседом Гарсевана. Дверь в комнату Барсегянов была открыта. Марине, жена Гарсевана, вытирала тряпкой мокрый пол.  

Одна комната оказалась насктолько маленькой, что в ней невозможно было свободно перемещаться. Здесь стояли детские кроватки, коляска, в углу – телевизор… Марине извинилась за вынужденную уборку. Во время дождя потолок в комнате протекат, и вода заливает пол. На балконе стоят большие пакеты с одеждой. Из-за нехватки места часть вещей приходится хранить на балконе.

Марине и Исаак

Марине Варданян 33 года. Она родилась в Гюмри. Когда Марине училась во втором классе, ее семья переехала в село Джрашен Армавирской области. Мечта девочки стать филологом не осуществилась, а сегодняшние мечты молодой женщины связаны с будущим ее пятерых детей. «Наша семья была необеспеченной. Я со школьных лет помогала родителям – работала в поле, собирала урожай. В десятом класе поступила на 7-месячные курсы поваров, но из-за нехватки денег не смогла их окончить”,- рассказала Марине.

Санузел общежития

По словам моей собеседницы, она любит работать. Когда у Марине была электрическая духовка, она все время что-то пекла, бывало даже на продажу. Но после того, как стекло на дверце духовки разбилось, ее стали использовать для отопления комнаты.

Из пяти детей в школу ходит только Сарибек, остальные – Самвел, Сара и Саркис – посещают детский сад. В августе у Марине родится шестой ребенок. Плата за детсад составляет в месяц шесть тысяч драмов на ребенка, но в случае с Саркисом она не взимается. Говоря о расходах, Марине краснеет – для семьи 12 тысяч драмов большая сумма, но дети, по ее словам, не должны отставать. Семья ежемесячно получает пособие на пятерых детей – 50 тысяч драмов.

В ходе нашей беседы звонит Гарсеван, говорит, что скоро будет дома.

Марине не унывает даже тогда, когда рассказывает о проблемах семьи. Молодая женщина никогода не жила беззаботно. Работала со школьных лет. После замужества поселилась вместе с мужем в металлическом домике на пустыре в Арзакане, в окружении скорпионов, змей и волков. Год проработала на животноводческой фмере в селе Воскеат в Эчмиадзинском районе, где муж чистил хлев, кормил животных, а она ему помогала. За свою работу супруги получали 100 тысяч драмов. По словам Марине, хозяин начал их эксплуатировать, поэтому они ушли. 

Барсегяны уже почти пять лет живут в маленькой комнатушке в чаренцаванском общежитии. Марине часто поглядывает на часы. Детей уже нужно забирать из детского сада. Мы договариваемся подождать ее на улице, но в коридоре встречаем Гарсевана и вновь возвращаемся в комнату.

При виде отца Сарибек и Исаак оживились. Марине готовит кофе. Гарсеван немногословен. У него семеро братьев и три сестры, некоторые уже имеют собственные семьи. После переезда в Чаренцаван Гарсеван работал водителем мусороуборочной машины. В феврале ушел с работы по собственному заявлению. После укрупнения общин работать стало тяжело, зарплата не дотягивает до 100 тысяч драмов.

По словам Гарсевана, техника старая, а за машину отвечает водитель, в случае неисправности приходится платить за запчасти из собственного кармана. Кроме того, Гарсевану неправильно посчитали зарплату и отпускные. Когда он сказал об этом начальству, ему объяснили, что испортился двигатель автомобиля, и деньги за починку вычли из его зарплаты.

Исаак гладит отца по лицу. 32-летний Гарсеван улыбается. 

Сара и Самвел

Вернувшиеся из детского сада дети вносят оживление, отчего комната как будто становится просторнее и веселее.

Дети постоянно жмутся к отцу. Самвел – лучший велосипедист в детском саду. Детям обещали, что победитель соревнований по велогонкам получит в подарок велосипед. Самвел с нетерпением ждет этого дня. Сара мечтает стать педиатором. Мать купила для дочери игрушечные медицинские инструменты. Воспитательница рассказала, что в детском Сара “лечит” кукол, а иногда даже взрослых “больных”.

“Ну а Сако еще пьет молоко и плохо говорит”,- сообщил нам Сарибек.

Саркис

Дети признались, что хотят иметь свой дом. Гарсеван, опустив голову, улыбается. Потом, отвечая на вопрос, что они купят на свою первую зарплату, когда начнут работать, детишки хором отвечают: дом для мамы и папы.

А Сарибек добавил, что купит еще и поле, где будет выращивать много цветов.

Фото: Акоп Погосян

Комментарии (3)

Արմենակ Եղիայեան
Այնքան յղփացած հարուստներ կան Հայաստանի մէջ,-- ըսենք՝ Յովիկ Աբրահամեանը եւ իր արժանաւոր զաւակը,-- ասոնցմէ մէկնումէկը չի՞ մտածեր իր իւրացուցած լեռնակուտակ հարստութենէն բաժին հանել ու քիչ մը ուրախութիւն բերել այսպիսի բազմազաւակ ընտանիքներու: Այս ի՜նչ մարդկութիւն է, ի՜նչ հայութիւն:
Brian
Nice article, I lived in Charentsavan for over two years and it is a very nice city with very friendly people. I hope they are able to find a good job and have success in their lives. I understand about the problems with working for the city, it is common in Armenia and something I am hoping gets addressed under the new Armenian leadership.
preston bagrationi
ani: First of, you MUST stop going into other peoples bedrooms for snooping. What does this have to do with poverty? Poverty exacerbates the problem, I understand and am fully aware of that, however, just because someone is poor, you should Not dictate how many kids a family may desire to have. The problem here in Armenia is Social injustice. As Mr. Արմենակ Եղիայեան so rightly stated, the rich of Armenia care Not about their poor brethren. Oligarchs steal millions, yet NOT ONE has lend a hand construction apartment complexes for the poor, not one. Yes you are Wise and Responsible, and so, please come to Armenia and teach these families how to run their daily business and their activities in their bedrooms.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter