HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Окончание “карабахской эпопеи”

Дмитрий Атбашьян

Часть 6

Техническое сопровождение CH-701

Peter L., при нахождении в НКР, помимо летной программы, провел с двумя пилотами и авиатехником Г. Саакяном обучение и по программе технического обслуживания самолетов. Он же и дал адреса поставщиков запасных частей, жидкостей и смазочных материалов, применяемых на CH-701.

Г. Саакян, выпускник Егорьевского АТУ ГА, до Сумгаитских событий работал по специальности в Азербайджане, в том числе, 10 лет обслуживал истребители МиГ-25.

За время проведения полетов, как в присутствии Петера Л., так и без него, общими усилиями, удалось не только довести самолеты до состояния летной годности и поддерживать ее, но и накопить достаточный опыт в выявлении и устранении технических неисправностей, а также регулировки их двигателей, винтов и систем.

Болезнь

С 45-летнего возраста Д. Атбашьян испытывал проблемы с простатой. В апреле 2013 г. в ней был выявлен очаг ракового заболевания, но желание завершить начатые проекты, не оставляло времени заняться своим лечением. Теперь-же, после “запуска” в эксплуатацию CH-701-х и продолжающимся, по политическим причинам, “мертвым сезоном” с началом полетов в Степанакерт на JS-32, он оформил отпуск и 06.12.13 вылетел на лечение в Англию, к старшей дочери - Карине.  

20.01.14, после прохождения курса лучевой терапии, он вновь прибыл в Степанакерт, для продолжения службы.

Однако, по решению Президента НКР, он продолжал исполнять свои обязанности и при отсутствии на работе в Степанакерте.

Делал он это при ежедневном, многократном общении со своими подчиненными по Skype и телефонам и с помощью электронной почты, по которой он отправлял в управление, подчиненные предприятия и службы даже подписанные им приказы и другие распорядительные документы.

Таким образом, по прибытию на рабочее место, он включился во все начатые ранее проекты без “раскачки” …

2014 год: авиационный учебный центр (АУЦ)

Основная работа велась вокруг вопросов расширения возможностей авиационного учебного центра (АУЦ) и его сертификации для целей обучения и лицензирования пилотов на самолеты CH-701.

В сложившейся вокруг Карабаха и его гражданской авиации внешнеполитической обстановке эти самолеты давали единственную “точку роста” для какого-либо развития. Было решено использовать эти самолеты в сфере воздушного туризма, для рекламного бизнеса, других нужд и, главное, для выполнения авиационно-химических работ (АХР).

В первую очередь, было подготовлено правовое поле для реализации планов развития этой “точки роста” во всех возможных направлениях.

В этих целях, течение февраля-мая месяцев были разработаны и утверждены ряд новых Авиационных правил НКР, таких, как Правила сертификации авиационных учебных центров, Квалификационные требования к кандидатам на получение Свидетельства пилота-любителя ГА, Правила приема курсантов на обучение в Авиационном учебном центре (АУЦ) аэропорта “Степанакерт”, Программы подготовки пилотов-любителей, Порядок сертификации пилотов – выпускников АУЦ УГА НКР и выдачи им Свидетельств пилота-любителя и другие документы. Все эти документы были разработаны на основе соответствующих документов ICAO и с учетом опыта России, Белоруссии, Казахстана и других стран.

Были рассчитаны расходы на подготовку пилотов и выполнен расчет затрат по статьям расходов, под которые было получено финансирование от Правительства НКР и т. д.

АУЦ в составе аэропорта “Степанакерт” начал действовать еще с 2010 г. Тогда же он был сертифицирован на соответствие международным требованиям для подготовки персонала наземных служб аэропорта. Здесь проходили обучение все специалисты, связанные с монтажом и эксплуатацией поступающего технического оборудования аэровокзала, аэродрома, а также средств аэронавигации и связи аэропорта и района полетов. Обучение в учебном классе и на местах вели специалисты всех фирм - поставщиков этого оборудования, которые, по окончании курса обучения, на месте выписывали персоналу аэропорта сертификаты на право его эксплуатации.

Теперь же, специальной комиссией УГА НКР, была проведена сертификация АУЦ на соответствие требованиям для подготовки пилотов - любителей.

В течение февраля - мая месяцев были разработаны необходимые учебные пособия (Д. Атбашьян, Н. Сафарян  - “Воздушная навигация”).

Пособия были разработаны как слайд-фильмы, в формате “PowerPoint”.

Все они были отправлены на заключение в ГосНИИ ГА, в Москву, где заместитель директора, Рубен Есаян, организовал их рассмотрение на Летно-методическом совете. 09.06.2014 г, с небольшими замечаниями и предложениями, все эти пособия были одобрены и после соответствующих поправок использовались для занятий, как с преподавателями, так и для самостоятельного изучения курсантами АУЦ.

В то же время, получение официально одобренных ГосНИИ ГА учебных пособий, при наличии всех остальных возможностей по персоналу и материально-технической базе, позволило провести сертификацию АУЦ и наделить его всеми необходимыми документами и правомочиями.

“Сертификат авиационного учебного центра” № 001, был оформлен и вступил в силу с 03.09.2014 г.

Тем временем, на другой же день, после получения одобрения ГосНИИ, с первыми курсантами начались занятия по теоретической подготовке к полетам на самолетах CH-701. Занятия проходили как в учебном классе, в ангаре у самолетов, в домике для “Брифинга” аэропорта, в рабочих кабинетах Д. Атбашьяна и Н. Сафаряна, так и самостоятельно.

До этого, они, успешно, прошли медицинское освидетельствование в военном госпитале, в Ереване. При помощи Министра обороны Армении, это обследование было бесплатным.

В сентябре у них были приняты экзамены по всем предметам учебной программы, после чего с ними начались учебные полеты…

Несостоявшееся ликвидационное реформирование УГА НКР

Весной 2014 г, в разгар всех этих работ, УГА при Правительстве НКР, в порядке оптимизации и сокращения расходов на его содержание, было кем-то решено перевести в состав Министерства инфраструктур НКР.

В связи с этим, Д. Атбашьян 28.04.2014 г. обратился к Президенту НКР с письмом, содержащим соответствующие Предложения:

“В связи с переводом Управления гражданской авиации при Правительстве НКР в состав Министерства инфраструктур НКР:

Сохранить за Управлением гражданской авиации все полномочия Уполномоченного органа гражданской авиации в трактовке международной организации гражданской авиации (ICAO), вытекающие из действующего в НКР воздушного законодательства и ограниченные:

Вопросами развития кадрового и технического потенциала гражданской авиации НКР.

Вопросами организации, обеспечения и выполнения полетов воздушных судов, а также использования воздушного пространства НКР.

Вопросами сертификации и лицензирования летного, технического и диспетчерского персонала, а также деятельности предприятий и служб, связанных с организацией и обеспечением полетов.

Вопросами оптимизации организационных структур и организационно-штатных расписаний предприятий и служб, связанных с организацией и обеспечением полетов.

Сохранить в Управлении гражданской авиации должность Заместителя начальника управления по организации летной работы.

Наделить Управление гражданской авиации собственной гербовой печатью и бланковой документацией”.

Итогом рассмотрения этого письма стало сохранение действующего статуса УГА НКР, с полномочиями Уполномоченного органа ГА по ICAO.

Новые люди в руководстве

По представлению Президента, в апреле 2014 г. на смену Тиграна Габриеляна, постановлением Правительства НКР, был назначен новый руководитель аппарата УГА, Рашид А. Петросян - опытный администратор, выходец из советского комсомола, структур МВД НКР, участника Карабахской войны. В свое время, он возглавлял предвыборные штабы Президента на его выборах, но за какие-то, как говорили, прегрешения попал во временную опалу и более года, до назначения оставался без работы.

В мае 2014 г, по представлению Премьер-министра, на смену уехавшему в Ереван, на летную работу, Артура Карапетяна, новым начальником аэропорта “Степанакерт”, приказом по УГА НКР был назначен Эрик Г. Оганян - действующий на рынках авиационных продаж, успешный бизнесмен, энергичный и живой в общении человек...  

Авиационно-химические работы: первые опыты

Начиная с 2013 г, на CH-701 “подвешивалась” штатная аппаратура “Spray Miser System” для авиационно-химических работ (АХР) и С. Тавадян выполнял с нею опытные полеты с опрыскиванием поверхности летного поля аэропорта. При этом, использовалась обычная вода с подмешиванием, для ее визуализации, различных красителей.

Параллельно, проводилась и рекламно-агитационная работа, налаживались связи с потенциальными заказчиками и Министерством сельского хозяйства.

К июлю 2014 г, вопрос “созрел” настолько, что было решено, в присутствии министра А. Хачатряна, его заместителя К. Агаджаняна и телевидения НКР, провести опытное опрыскивание кукурузного поля в Аскеранском районе.

К этому дню, Д. Атбашьян пригласил для участия в полетах Мушега Аветисяна - опытного “химика”, старого знакомого, который все последние годы работал на АХР в Грузии, на самолетах Х-32 “Бекас”.

Во второй половине дня, над 20-ти гектарами поля, полностью зараженного какими-то отвратительными гусеницами, кишевшими в каждом из сорванных К. Агаджаняном початков, появился самолет, управляемый С. Тавадяном и М. Аветисяном. Они, за 20 минут работы, полностью обработали все поле и улетели. Все это, в тот же вечер, показало местное, а затем и армянское телевидение.

Как и ожидалось, эффект был на все 100%: при проверке, через 2 дня поле оказалось полностью здоровым и свободным от паразитов.  

Оставалось “поставить дело на рельсы”: разработать и утвердить совместно с министерствами сельского хозяйства и здравоохранения базовые правовые документы, регламентирующие АХР и их медицинскую безопасность, организовать прочные, взаимовыгодные связи авиакомпании-исполнителя с фермерами-заказчиками АХР, поставщиками химических препаратов, установить порядок оценки выполненных АХР, а также обеспечить финансирование и систематизировать финансовые взаиморасчеты сторон. 

Но, именно эти, казалось бы, простые мероприятия и оказались самыми трудными и “времяёмкими”: каждое из них требовало многочисленных согласований и разрешений. К тому же, каждое из них могло бы стать поводом для криминальных подозрений и разбирательств и на каждом шагу, здесь требовалась особая осмотрительность…

Социализм или капитализм?

Все эти обстоятельства, поневоле, заставляли сравнивать преимущества и недостатки прошлых социалистических, и нынешних “рыночных” условий для создания чего-то нового, продвижения вперед.

В этом смысле, “рыночная” действительность явно проигрывала.

Если в советские времена, на решение и согласование какого-либо вопроса или проекта, включая его финансирование, уходили считанные часы, то теперь, на такое-же решение уходили месяцы.

Если в советские времена, на практическую реализацию какого-либо решения или проекта уходили считанные недели, то теперь, на тоже самое уходили годы. Так, в те времена, практически, все вопросы - финансовые, организационные, кадровые - решались на месте, за счет собственных возможностей, а главное, в пределах собственных полномочий и возможностей финансирования. Лишь только такие крупные проекты, как капитальное строительство с “0” нового аэропорта или такого объекта, как АВК “Звартноц”, требующих крупных инвестиций, нуждались в согласованиях с МГА и Москвой.

Теперь же все усложнилось многократно и для каждого пустяшного вопроса, как например, вышедшие среди финансового года из строя аккумуляторы системы P3D, радиопеленгатор АРП-7 или реле в лифте, требуется вмешательство Премьера Правительства, а то и Президента...

В советские времена в работе с кадрами в расчет брались преимущественно деловые качества работников, но приходилось считаться и с негативной стороной, действовавшей тогда, номенклатурной системы.

Теперь же, ее с лихвой заменил Закон о государственной службе, навязанный НКР извне, в качестве “демократического” института. 

Результат: поскольку, как известно, “инициатива наказуема”, то каждый, кто попадал на государственную службу, из чувства самосохранения, старался вести себя “тихо”, начальству не перечить и ждать очередного продвижения по службе не за счет, каких-то поддающихся учету результатов, а по календарным срокам работы. А эти сроки, как известно, зависят лишь от скорости вращения Земного шара вокруг своей оси и вокруг Солнца…

На всю эту “картину маслом”, непроницаемым слоем, накладывается коррупция. Победившая в свое время централизованный сверху донизу СССР, она пользуется всеми преимуществами победительницы и в новые времена...

Её причины и истоки остаются прежними: еще более концентрированная и бесконтрольная, централизация в руках высшего чиновничества и нескольких олигархов всех рычагов “руления” (не управления!) экономикой, ресурсами и хозяйством страны. 

Централизация, дающая им возможность иметь доходы от каждой поставленной подписи...

В этом смысле, с распадом СССР и псевдо-переходом к демократии и рыночной экономике, нигде и ничего не изменилось. Быть может пока? Быть может со временем возникнут и разовьются средний и малый бизнес, являющиеся, как известно, их экономической основой? Но когда и как это произойдет?

А в 2015 г, на начало практического, в коммерчески оправданных объемах, использования малой авиации для нужд того же сельского хозяйства, всю “команду” Д. Атбашьяна и их проекты в НКР сопровождает безразличие Премьер-министра и его Правительства, Министерства сельского хозяйства, Фонда развития сельского хозяйства, всех других органов власти и крупного бизнеса…

При этом, рядовым фермерам очень хотелось бы видеть самолет CH-701 над своими полями. Но у них, до сбора и реализации урожая, не было денег. А этот будущий урожай, вместе с будущими доходами фермеров и авиации, погибал под бурьяном и в желудках вредителей… Круг замкнулся?

И снова BAe Jetstream 3201

За все время, пока самолет находился в распоряжении авиакомпании “Sky Net”, на нем не был выполнен ни один коммерческий полет. Все его агрегаты старели, а некоторые подлежали дорогостоящему восстановительному техническому обслуживанию или даже замене. Общая сумма требуемых на эти цели средств превысила 400 тысяч евро, которые, по экономическим характеристикам самолета, были бы не окупаемы. После того, как всякие надежды на возможное начало полетов между Ереваном и Степанакертом развеялись, дальнейшее содержание этого самолета потеряло всякий смысл.

После многочисленных обсуждений на уровне Президента и Премьера было решено этот самолет вернуть дарителю. Имелись предложения и продать его по частям с целью компенсировать часть затрат Правительства на его техническое сопровождение и содержание или приобрести на вырученные деньги 2-3 самолета CH-801. Но их посчитали неэтичными: подарки продавать не принято.

И поэтому, порядок возвращения самолета, его дальнейшая судьба и возможные приобретения взамен должны были стать основной темой будущих переговоров Д. Атбашьяна с Х. Г.

Эти переговоры состоялись 21.05.2015 г, на встрече Д. Атбашьяна с Х. Г. в Ереване. Они завершились лишь его обещанием доложить обо всем своему патрону, Э. Э.

Наконец, 11.06.2015 г, в телефонном разговоре с Д. Атбашьяном, Х. Г. сообщил ему, что Э. Э. продолжает считать, подаренный им самолет BAe Jetstream 3201 подарком Карабаху, с которым он волен обращаться по своему усмотрению...

А время шло…

Генсек ICAO: “Несанкционированные полеты над территорией Азербайджана недопустимы”

Еще 14 oктября 2013 появилось сообщение из Монреаля, перечёркивающее все усилия НКР по международной легитимации ее гражданской авиации.

В рамках прошедшей в городе Монреаль (Канада) 38-ой сессии Ассамблеи Международной организации гражданской авиации (ICAO) директор Государственной администрации гражданской авиации Азербайджана (AГАГА) Фуад Гулиев встретился с генсеком ICAO Раймоном Бенджамином.

Как сообщили АПА в АГАГА, в ходе встречи было обсуждено развитие отношений между АГАГА и ICAO. Также был затронут вопрос полетов в “ходжалинский аэропорт”, расположенный на оккупированной территории Азербайджана.

Генсек ICAO счел недопустимым осуществление несанкционированных полетов над Азербайджанской Республикой, территориальная целостность которой была признана ООН и утверждена 4 резолюциями, принятыми Совбезом ООН в связи с Нагорным Карабахом. На встрече также принимал участие директор регионального бюро ICAO в Европе и Северной Атлантике Луис Фонсека де Альмейда.

Вопрос в связи с “ходжалинском аэропортом” также был обсужден в ходе встречи с гендиректором Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлером. Глава IATA отметил, что попытки азербайджанской стороны, направленные на предотвращение организации полетов в “ходжалинский аэропорт”, носят мирный характер. При этом он подчеркнул, что руководство IATA поддерживает позицию ICAO и осуждает попытки наладить регулярное воздушное сообщение над оккупированной территорией.

Тем самым ICAO и IATA однозначно стали на сторону Азербайджана и отодвинули становление и развитие гражданской авиации НКР в будущее на неопределенное время.

Окончание “карабахской эпопеи”

18.06.2015 г. в Правительство НКР Д. Атбашьян отправил проект нового Воздушного кодекса НКР с сопроводительными документами о необходимых изменениях в законодательстве НКР, связанными с принятием этого Кодекса. В частности, ими предусматривались положения, четко определяющие статус, полномочия и ответственность управления гражданской авиации, как это установлено соответствующими документами ICAO.

Однако, 1 июля 2015 г. Президент НКР Бако Саакян подписал Закон НКР “О структуре правительства Нагорно-Карабахской Республики”.

Согласно этому закону, управление гражданской авиации при Правительстве НКР упразднялось и преобразовывалось в отдел по гражданской авиации в составе Министерства экономики НКР, со штатом в несколько человек. Вскоре после этого, не согласившись перейти на работу во главе начальника этого отдела, Д. Атбашьян подал рапорт об освобождении от занимаемой должности и уехал в Ереван.

Накануне отъезда Президент НКР Б. Саакян в присутствии членов руководства НКР выразил благодарность Д. Атбашьяну за проделанную им работу в НКР и вручил ему на память медаль “Благодарность”… 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter