
Гарегин Тосунян: “Многое из того, что сегодня есть в Армении, интересно для России”
Ассоциация российских банков (АРБ) существует с 1991 года. В прошлом году она отметили свое 20-летие. Это одно из крупнейших и наиболее известных профессиональных объединений России, по уровню и масштабам с ним, пожалуй, соизмеримы только Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПБ), который ныне, после смерти Аркадия Вольского, возглавляет Александр Шохин, или Торгово-промышленная палата.
С 2002 года президентом АРБ является Гарегин Тосунян – член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор юридических наук, кандидат физико-математических наук. Так что в нынешнем году исполнится 10 лет, как он стоит у руля этой авторитетной и разветвленной структуры.
Гарегин Тосунян - В нашу ассоциацию входят не только собственно банки,- отмечает г-н Тосунян,- но и страховые компании, и фирмы, предоставляющие банкам свои технологические разработки по программному обеспечению. Прямых членов АРБ – более 700; число ассоциированных членов переваливает за 800-900. Так что по территории мы охватываем 99%, а по капиталу – где-то 70-80%. Мы тесно взаимодействуем с Центробанком РФ, с правительством, Госдумой, Советом Федерации, лоббируя интересы как самогò банковско-финансового сектора, так и его клиентов. Мы не противопоставляем банки клиентам.
Наша ассоциация – двухпалатная: есть в нашей структуре отдельный Всероссийский совет региональных объединений. Всего в совет АРБ входят 74 региональных объединения. Мы располагаем весьма развитой инфраструктурой: в свое время АРБ учредила Московскую межрегиональную валютную биржу (ММВБ), мы – учредители Национального бюро кредитных историй, явившись, фактически, родоначальником этого направления на российском финансовом рынке. Мы учредили институт финансового омбудсмена.
Недавно, кстати, российский финансовый омбудсмен Павел Медведев, назначенный на эту должность в 2010 году, побывал на совещании в Армении. В этой сфере нам, думается, есть чему у вас поучиться. И мы делегировали его в Ереван. Это очень достойный человек. Институт финансового омбудсмена пока действует без соответствующего закона. Но все же правовое поле постепенно развивается. Как и сам упомянутый институт.
У нас имеется свое Интернет-телевидение, мы выпускаем банковский журнал, а также “Вестник”, предназначенный для более, так сказать, корпоративного распространения. Функционирует институт банковского дела. Все это – наши дочерние структуры.
- Как идет сотрудничество с банковским сектором Армении, с Центральным банком РА?
- У нас идет неплохое сотрудничество. Время от времени оно активизируется, порой протекает поспокойнее. Но в целом процесс обнадеживает. Мой предшественник Сергей Федорович Егоров вел дело хорошо. Сейчас мы стараемся сохранить и развить то, чего уже удалось достичь.
С 1990-х годов мы поддерживаем доброе знакомство с Тиграном Саргсяном, который тогда еще возглавлял ЦБА Армении. К тому времени, как я возглавил АРБ, ряд состоящих в ассоциации банков уже имели свои дочерние структуры в Армении. Многие проблемные вопросы помогло снять совещание, которое мы в свое время организовали вместе с ныне покойным зампредом Центрального банка России Андреем Козловым (А.Козлов скончался в больнице в сентябре 2006 г. от ранений, полученных в результате покушения на него - А.Г.)
С тех пор сотрудничество с армянскими банками стало еще теснее. Нам удалось вписать контакты в русло межассоциативных отношений, завязалась хорошая дружба. Я регулярно езжу в Армению – по приглашению Ассоциации армянских банков, или по инициативе российских банков. К примеру, в позапрошлом году такую инициативу проявил Российский банк развития.
В нынешнем году такой визит получился по линии Патриархии. Ведется обмен опытом, проводятся и планируются конференции и семинары. Так что сотрудничество, можно сказать, довольно тесное. Мы придаем этому большую важность. Потому что свои дочерние структуры у вас открывают крупнейшие наши игроки – ВТБ, группа «Газпромбанк», ряд других.
- Какие шаги предприняли АРБ и Центральный банк России для выходя из экономического кризиса? Говорят, сейчас грядет новая волна потрясений…
- Никакой новой волны, думается, не предвидится. Весь вопрос заключается в том, что мы живем в новом состоянии, когда происходят многие изменения, Нынешнее состояние финансового рынка – вполне естественное. Центральный банк России, совместно с правительством и АРБ, принял ряд мер еще в 2008 году.
Довольно серьезные меры, в частности, были приняты в связи с гарантиями по вкладам, с рефинансированием, с беззалоговыми кредитами Центрального банка. Тогда мы оперативно подготовили необходимые предложения; министр финансов Алексей Кудрин и ЦБ приняли их, законодатели проголосовали в пользу поправок. Тогда кризис ликвидности удалось достаточно быстро купировать и приостановить. И к концу 2009 г. рынок в немалой степени уже восстановился.
- Что у вас делается в плане законодательных инициатив?
- Мы инициировали создание институт финансового омбудсмена, бюро кредитных историй, правовое регулирование потребительского кредитования, страхования вкладов, национальной платежной системы, и т.д. Перечень весьма обширен, всего за один присест и не назовешь. Но могу заверить, что мы принимаем очень активное участие в законотворческой деятельности, призванной регулировать финансово-банковскую сферу.
- Господин Тосунян, что можете сказать об интересе российских банков к Армении и армянскому финансовому рынку, а также об обратной заинтересованности? Насколько этому интересу способствует законодательство, нормативные акты?
- Двусторонний интерес наверняка имеется. Об этом можно судить уже хотя бы по тому, насколько российский бизнес присутствует в Армении. Это – и энергосистемы, и и финансовая сфера. С другой стороны, значительное число армянских предпринимателей трудится на российском рынке. Данный процесс можно рассматривать как хороший стимул к дальнейшему развитию взаимоотношений, потому что друг другу максимально надо давать “зеленую дорогу”.
И здесь должно идти обоюднонаправленное движение, а не только, скажем – Россия большая, и всё тут Армении интересно. Напротив – многое из того, что сегодня есть в Армении, интересно для России. Приведу пару примеров. Скажем, в Армении практически нет государственного капитала в банковской системе. Вот банки для себя решили, и государство в этот сектор больше не “влезает”.
На мой взгляд, это – блестящий образец того, как следует дистанцироваться: государство регулирует рынок, но не становится его участником. И не должно становиться. В России мы пока только говорим об этом. И до сих пор в банковской системе доля госкапитала превышает 50%. А это влияет на рынок, на конкуренцию.
Второй яркий пример – в Армении никакое ведомство не может ни с того ни с сего заявиться в банк и устраивать проверки, требовать какие-то документы, и т.п. Если хочешь проверять какой-то банк – иди в Центральный банк и действуй вместе с ним. А без Центробанка нарушать эту стабильную систему не позволено.
У нас в России Роспотребнадзор, Санэпидемслужба, Пожарная служба, МВД на уровне отделений (!) – все, кому не лень, могут приходить в банк и буквально терроризировать его. Конечно, армянская банковская система более компактна, чем российская: у вас, если не ошибаюсь, 22 или 24 банка, а в России – аж 930. Но все равно есть квалифицированный надзорный орган. Что очень важно.
В Армении институт финансового омбудсмена законодательно закреплен, и его решения обязательны к исполнению для всех банков. У нас это сделано в инициативном порядке, и решения омбудсмена банки, в принципе, исполнять не обязаны. Другое дело, что неисполнение дорогого стоит: подписываясь под декларацией, банки тем самым подтверждают, что верят в институт финансового омбудсмена, к сотрудничеству с которым мы их приглашаем. Но законодательство все же нужно. А его-то у нас пока и нет.
Словом, многое в Армении поучительно, заслуживает внимания. Недаром покойный Андрей Козлов всегда хвалил вас, наряду с Казахстаном. Так же высоко ценит армянский опыт председатель Центробанка России Сергей Игнатьев.
С другой стороны, наша ассоциация создала институт кредитных историй – отдельный, независимый от Центробанка и отдельно взятых банков. В Армении этот институт действует при Центральном банке. Так что, повторюсь, нам есть чему поучиться друг у друга. Очень важно, чтобы проявлялся взаимный интерес. Отрадно, что такой интерес проявляется. Это можно только приветствовать. Не говоря уже об инвестиционных потоках, когда многие армяне, ведущие бизнес в Армении, инвестируют в России, и напротив, другие армяне, работающие в России, вкладывают капитал в Армении.
Конечно, Армении, окруженной государствами, с двумя из которых у нее вообще нет дипломатических отношений, трудно в геополитическом плане. Это сказывается и на экономике. Россия как многовековой стратегический друг и партнер Армении, думаю, старается пробить эту стену.
Написать комментарий