HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Самсон Мартиросян

“Международные системы не урегулируют карабахский конфликт. Стабильный мир могут обеспечить только политика и переговоры”

Международный суд (МС) недавно обязал Азербайджан разрешить неограниченное передвижение людей, транспортных средств и товаров через Лачинский коридор. С момента вынесения решения прошел месяц, однако Азербайджан не выполняет данное юридическое обязательство. Население Нагорного Карабаха продолжает оставаться в блокаде. Официальный Баку отрицает обвинения в блокировании дороги, утверждая, что машинам Красного Креста и российских миротворцев разрешено проезжать по Лачинскому коридору и что экологи, якобы проводящие акцию протеста против незаконной эксплуатации месторождений, имеют на это право.  

Hetq побеседовал с юристом-правозащитником из США Габриэлем Армасом-Кардоной, работавшим в качестве независимого консультанта в офисе Защитника прав человека Республики Армения и различных армянских общественных организациях. 

Может ли невыполнение Азербайджаном решения Международного суда привести к подрыву его авторитета и потере актуальности как института защиты международного правопорядка? Широкая общественность в Армении склонна считать решение Международного суда бессмысленным и не оказывающим какого-либо воздействия, поскольку Азербайджан его просто проигнорировал.

Невыполнение Азербайджаном решения Международного суда и ставит, и не ставит под угрозу эту структуру. Все зависит от того, кого вы об этом спрашиваете. Как юрист могу сказать, что МС сделал все, что мог, поэтому подрывается не институт, а международный правопорядок в целом. Но эта разница — слабое утешение для тех, кто остался в блокаде в Степанакерте. С точки зрения обычного человека, из-за отсутствия механизмов принудительного исполнения решения суда, да, делает бессмысленной всю систему, включая МС. Однако необходимо, чтобы все осознавали, что международные системы не будут способствовать разрешению конфликта. Их присутствие помогает обеспечить мнение со стороны, но в действительности стабильный мир могут обеспечить только политика и переговоры.  

Азербайджанцы сравнивают промежуточное решение Международного суда с четырьмя резолюциями Совета Безопасности ООН, касающимися Армении и конфликта (резолюции 822, 853, 874 и 884). Для ясности отмечу, что между законом и содержанием есть важные различия, однако с точки зрения непрофессионала между этими решениями существуют параллели. И решения Международного суда, и резолюции Совета безопасности ООН имеют обязательную силу. Эти четыре резолюции призывали к выводу армянских сил из Кельбаджарского, Агдамского и Зангеланского районов. С точки зрения Азербайджана, невыполнение этих четырех резолюций Совбеза ООН подорвало международный правопорядок, и сейчас армяне живут в условиях отсутствия механизмов обеспечения принудительного исполнения промежуточного решения о разблокировании Лачинского коридора. 

На минувшей неделе представитель Армении по международным правовым вопросам Егише Киракосян заявил, что Армения намерена поднять в Совбезе ООН вопрос о невыполнении решения МС. Это вызывает вопросы о привлечении к процессу СБ ООН. Как может Армения воспользоваться этим своим правом и какие возможны сценарии, какие выгоды может получить Армения от этого шага?

Устав ООН предоставляет Армении возможность поднять этот вопрос в Совете безопасности ООН. Если государство не выполняет решение Международного суда, то статья 94 Устава ООН позволяет другому государству поднять этот вопрос в СБ. Совет может выдвинуть предложения или принять меры, “если посчитает это необходимым”. 

В этом случае мы переходим из сферы международного права в сферу геополитики. Пока неясно, чем будет заниматься каждый член Совбеза, однако уже высказываются намеки на возможное развитие этого процесса. Вопрос блокады Лачинского коридора уже был поставлен в Совбезе в декабре 2022 года, однако на этот раз ситуация другая. Мало того, что за последние несколько месяцев гуманитарная ситуация ухудшилась, так теперь блокада является также вопросом сохранения международного правопорядка. С февраля 2022 года, после вторжения России в Украину, Запад бьет тревогу по поводу сохранения международного правопорядка. 

Более вероятно, что Совбез будет действовать сейчас, а не в декабре, но гарантий, что что-то произойдет, все равно нет. Франция и США еще в декабре выступали за то, чтобы СБ предпринял какие-либо шаги, и вряд ли их позиция изменилась. Великобритания часто поддерживает Азербайджан, но сейчас она встала перед дилеммой: поддержать Азербайджан или своих западных союзников? Наиболее переменчива Россия. Она не заинтересована в сохранении того, что считает западной точкой зрения на международное право. Поэтому то, что мотивирует Запад, не мотивирует официальную Москву. В конце концов, возможно, что Россия будет действовать так, как выгодно ей. Поскольку статус-кво приемлем для России, то она не спешит поддерживать ту или иную сторону конфликта. Если Россия сумеет использовать свое вето для заключения выгодной сделки с Азербайджаном, то она, по всей видимости, наложит вето на любую резолюцию, которую поддержит Запад.  

В настоящее время Международный суд рассматривает два важных дела: одно было представлено Арменией в сентябре 2022 года, после нападения Азербайджана на Армению, второе было представлено Азербайджаном. О чем эти дела, как долго длится процесс и когда ждать решения? Помимо вышеупомянутого промежуточного решения, происходили ли новые процессы?

Конвенция о ликвидации расовой дискриминации — это договор о правах человека, ратифицированный как Арменией, так и Азербайджаном. Это означает, что договор налагает на каждую страну обязательства в области прав человека. Я написал об этом пространную статью для EVN Report, но если говорить коротко, то за нарушение этого договора каждая страна может подать иск. Оба случая касаются действий, имевших место еще в 90-х годах.

К сожалению, процесс в МС длится годы, пока же прошло всего полтора года. Единственным конечным сроком является срок подачи меморандума и контрмеморандума. Это основные юридические заключения по делу. Первый меморандум – это жалобы и требования, предъявляемые истцом, второй меморандум – ответ ответчика на эти жалобы. Крайним сроком подачи меморандума Арменией был январь 2023 года (Армения уже представила его в суд. – Ред.), однако представление Азербайджаном контрмеморандума не предусмотрено до января 2024 года.

Конституционный суд Армении недавно принял решение, согласно которому обязательства, предусмотренные Римским статутом Международного уголовного суда, являются конституционными. И хотя Армения подписала договор в 1999 году, он пока не ратифицирован. Решение суда означает, что если парламент Армении ратифицирует Римский статут, она может присоединиться к Международному суду. Правящая сила считает, что присоединение к МС позволит Армении предъявить азербайджанским военнослужащим и президенту Алиеву обвинения в военных преступлениях. Это поднимает вопросы о том, что может означать для Армении членство в МС и насколько реален довод правительства.

МС представляет собой альтернативный и дополнительный способ привлечения к уголовной ответственности лиц, которые совершают наиболее тяжкие преступления международного уголовного права, в частности преступления против человечности и геноцид. Когда государства ратифицируют Римский статут, они признают юрисдикцию Суда по потенциальному расследованию любого преступления, совершаемого на их территории. Таким образом, если Армения ратифицирует Римский статут, то прокурор МС сможет расследовать любое военное преступление, совершенное на территории Армении, независимо от национальной принадлежности преступника.

Стратегия Армении по ратифицированию Римского статута как способа ограничить Азербайджан аналогична стратегии, в соответствии с которой Римский статут ратифицировала Палестина. Поскольку Израиль контролирует часть международно признанной палестинской территории, то МС может проводить расследование в отношении израильских сил, действующих на этих территориях. Есть более драматичный пример. Украина не ратифицировала Римский статут, однако в 2015 году она предоставила МС полномочие на расследование преступлений, совершенных на своей территории.

Таким образом, после вторжения России в Украину Международный суд имел законное юридическое полномочие начать расследование и впоследствии выдать ордер на арест Владимира Путина. В настоящее время азербайджанские вооруженные силы оккупируют примерно 41 квадратный километр территории Армении. Если Армения ратифицирует Римский статут и если азербайджанские силы совершат военное преступление, находясь на этой территории, то это преступление может подпасть под юрисдикцию МС. В действительности прокурору Международного суда необходимо начать расследование до того, как уголовное преследование станет возможно. Расследование в Палестине началось в марте 2021 года, через семь лет после того, как эта страна стала членом МС, а в Украине – в марте 2022 года, опять-таки через семь лет после предоставления юрисдикции МС.

Комментарии (1)

Armenouhi T.
Thank you for this valuable discussion of the ICJ decision against Azerbaijan. Of course, it is embarrassingly obvious that the blockade of Artsakh is in reality a Russian blockade, just as the 2020 war was allowed by Russia, and the current Azeri occupation of parts of southeast Armenia by Azerbaijan is also being allowed by Russia. This has all come about because Russia dislikes Pashinyan and wants to subjugate Armenia 100% to Russian rule. Thus, Russia uses Azeri threats and military actions against Armenia so that the latter becomes alarmed and turns to Russia for help and even becomes a Russian Union state, like Belarus. Why has this situation come about? Because Russia is worried about losing Armenia. Armenia is Russia's only foothold in the Caucasus, given that Georgia and Azerbaijan have little regard for Russia. Some Armenians know this, but they usually do not want to publicly blame Russia and get Putin even angrier. Not that Armenia and Pashinyan do not have their own faults. We Armenians need to stop lying to ourselves about Russia's intentions, and also about NATO's own goals to dominate the Caucasus and Caspian, and even Central Asia. Armenians and their leaders in Armenia and the Diaspora must speak and write forthrightly about what is really going on. Let's stop lying to our own people.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter