
Если золотое месторождение в Мазре будет эксплуатироваться, староста Цава “изменит национальность” (видео)
Золото или природа: что выберут жители приграничного села?
Староста Цава Арарат Мартиросян в ответ на нашу просьбу охарактеризовать ситуацию в селе с усмешкой заметил: “Хочу сказать что-то хорошее, но ничего хорошего не нахожу. Это отдаленное маленькое приграничное село, но для нас это огромный мир”.
Село Цав расположено на склоне мегринских гор, на живописном, покрытом лесом берегу одноименной реки. Село с населением 400 человек само по себе является заповедником, поскольку здесь жилые дома окружены государственным заповедником “Шикаох”.
Цавцам приходится постоянно проявлять бдительность, чтобы не нанести ущерб окружающей их природе. Единственный объект, которые обеспечивает людей работой, это малая гидроэлектростанция, здесь работают 12-15 человек. Люди уезжают из села в город – Капан или Каджаран, чтобы работать на рудниках. За последние два года число уехавших из родного села увеличилось – Цав уже покинули 20 семей.
Именно поэтому мнения людей разделились: одни согласны на эксплуатацию Барцрадирского золотого месторождения, другие предпочитает жить в заповеднике, иметь чистый воздух и чистую воду.
Директор детского сада Лариса Геворкян против эксплуатации рудника: “Мы боремся за то, чтобы иметь здоровое поколение, а разве при наличии рудника поколение может быть здоровым?”
Староста Цава тоже против развития в селе горно-добывающей промышленности. Он вспоминает случай, когда приехавший в Армению японец спустился из Каджарана вниз и, измерив своим прибором уровень радиации, сказал: “Немедленно уезжаем, очень высокая радиация”.
Работы по изучению месторождения проводит компания “Опуленд трейдинг солюшнс”. Инженер-технолог Врам Тевосян, который на состоявшихся 29 мая в селе общественных слушаниях представил проект, сообщил, что месторождение предусматривается эксплуатировать в течение 14 лет, а в ближайшие три года будут проводиться изучения. Тевосян заверил, что деятельность их компании не причинит вреда окружающей природе, и воздух в результате взрывов не будет загрязнен.
Учитывая эти заверения, староста решил дать согласие на изучение местности. Соответствующий договор предполагает изучить территорию площадью 30 га, где находится пастбище.
Арарат Мартиросян также сообщил, что на указанной местности поиска золота, серебра и других драгоценных металлов ведутся с 1970-х годов. Но пока ни одна компания не обнаружила таких запасов, которые заставили бы осуществить инвестиции для эксплуатации рудника.
Беспокойство экологов тем, что месторождение нанесет серьезный ущерб заповеднику “Шикаох”, часть крестьян не разделяет, утверждая, что месторождение находится довольно далеко и от села, и от заповедника. Однако староста считает, что рудник будет загрязнять и природу, и питьевую воду, которой пользуется село.
Мнения в селе разделились из-за рабочих мест. Сегодня в работах по изучению месторождения участвуют 15 молодых людей из села. Поговаривают, что число рабочих мест увеличится.
По словам Арарата Мартиросяна, если сегодня в селе появится 15-20 рабочих мест, то вся община выступит против не только эксплуатации месторождения, но даже работ по изучению местности.
21-летний Азат уже больше месяца участвует в изучении золотого месторождения в Мазре. Он считает, что эксплуатация рудника принесет только пользу, поскольку обеспечит село работой.
Староста утверждает, что в Цаве существуют хорошие предпосылки для развития туризма и особенно экотуризма. Он убежден, что в этом случае можно будет и иностранные инвестиции осуществить, и природу сохранить. В Цав уже приезжает много туристов, наслышанных о заповедние “Шикаох”. В соседних с заповедником селах уже реализуются экологические программы.
Немецкий банк хочет осуществить крупные инвестиции для сохранения природы в этом районе. Кроме того, международные организации содействуют развитию сельского хозяйства, помогают крестьянам ремонтировать дома. Сельская администрация выиграла грант в размере 10 тысяч евро. Деньги будут направлены на различные цели. Есть также возможность в будущем году получить уже 200 тысяч евро.
“Не наноси ущерба природе, не руби деревья, но работай. Привезут механизмы, будем сеять, собирать урожай,- говорит Арарат Мартиросян. – Вместе с тем дают 1 миллион драмов на ремонт дома, чтобы можно было принимать туристов”.
В селе Цав на экологические программы уже потрачено 3 миллиона драмов. Постепенно реализуются и другие программы.
Бывший член совета старейшин села Спартак Аветисян не считает немецкие программы реальными. “Нам раздали по 35 тысяч драмов, которые в сентябре мы должны вернуть. Якобы осуществили инвестиции в сельское хозяйство. Но на эти 35 тысяч ничего путного нельзя сделать”,- говорит С.Аветисян. Он убежден: если хотят, чтобы люди остались в деревне, их должны обеспечить работой, в противном случае они не смогут здесь прожить. Аветисян не видит ничего опасного в изучении местности, он даже не будет против эксплуатации рудника, если его владельцы осуществят инвестиции и обеспечат безопасность источников питьевой водой.
Несмотря на это, староста села говорит, что если будет поставлен вопрос об эксплуатации месторождения и 99 процентов села поддержат это предложение, он не даст свое согласие. “Я как староста заявлю, что “меняю национальность” (цитата из Паруйра Севака. – К.А.)
Комментарии (6)
Написать комментарий