HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Опасные отходы: какой путь проходит отработанное растительное масло

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что происходит с отработанным растительным маслом, которое используют пункты общественного питания? Знаете ли вы, что эти отходы имеют IV класс опасности и подлежат переработке? Растительное масло не растворяется в воде, а при сливе в канализационную систему смешивается со сточными водами и попадает в реки, откуда вместе с оросительной водой достигает полей и садов. Нерастворимые в воде масляные отходы представляют опасность для птиц и живущих в воде организмов. Hetq.am попытался выяснить дальнейшую судьбу отработанного растительного масла, которое получают в точках общепита Армении.

По состоянию на декабрь 2023 года в стране действуют 3156 точек общественного  питания, и лишь незначительная их часть сдает отработанное растительное масло на переработку. Некоторые пункты, которые мы посетили, просто сливают жиросодержащие отходы в канализацию.

Мы направили в Министерство здравоохранения запрос с целью выяснить, осуществляется ли контроль за этими отходами и какое воздействие они могут оказывать на здоровье человека.

В ответе Минздрава отмечалось, что эти вопросы регулируются законом РА “Об отходах”. А поскольку отработанное растительное масло является отходом, то нам посоветовали обратиться в инспекционный орган по охране природы и недр.  Сотрудники этого ведомства сообщили, что контроль за использованием отходов входит в их функции, а контроль за мусорными свалками и уборку мусора осуществляют органы территориального управления и местного самоуправления.

В ряде столичных пунктов общепита нам рассказали, что они делают с отработанным растительным маслом.

Компания “Еремян проджект”, у которой 13 ресторанов, в ответ на наш письменный запрос сообщила, что на объектах питания принадлежащего им ООО “Отец и сын Еремяны” весь объем отходов растительного масла предоставляется компании “Пойл АРМ”.

Сеть национальной кухни “Карас” выбрасывает отработанное растительное масло. Аналогичным образом поступает компания “Блэк стар бургер”. В компании “Ринго” сказали, что масляных отходов у них не бывает. Некоторые компании, в том числе “Гранд Кенди” и “САС Групп”, не ответили на наши запросы.

В беседе с Hetq.am кандидат биологических наук, юрисконсульт Министерства окружающей среды, орнитолог Карен Агабабян рассказал, что из-за сбрасываемых в реки вместе со сточными водами отходов использованного растительного масла жизнь аистов и живущих в воде организмов находится под угрозой.

По словам Агабабяна, отработанное растительное масло имеет 4-й класс опасности, поэтому закон позволяет либо закапывать его в землю, либо отдавать на переработку и зарабатывать деньги. “Представьте, в такой стране, как Армения с ее ограниченными ресурсами, можно зарабатывать деньги на мусоре и не наносить вред природе. Хозяйствующие субъекты должны взять на вооружение такую практику”,- отметил эксперт.

В последние годы в Армении появились компании, занимающиеся переработкой и экспортом отработанного растительного масла. Они закупают у ресторанов эти отходы и экспортируют их в страны ЕС, где из них получают биодизель, биоглицерин или используют в производстве косметики.

Учредитель компании “Био Ойл” Павел Оганезов за год успел наладить связи с более чем 450 партнерами, у которых он покупает отработанное растительное масло, утилизирует его, а затем экспортирует в страны ЕС для дальнейшей переработки. Павел Оганезов поставил цель наладить в Армении переработку растительного масла и вместо того, чтобы его экспортировать, на месте получать из него биодизель.

“Очень важно, чтобы наши рестораны, точки общественного питания понимали, что это не только бизнес, но и идея, цель которой сохранить природу. То, что мы собираем на нашем складе, лишь небольшая часть используемого в Армении растительного масла. Представляете, какие объемы этих отходов попадают в природу, вместо того, чтобы подвергаться переработке”,- отметил наш собеседник.

Оганезов призвал использующие растительное масло компании сдавать отходы на переработку, тем самым помогая развивающемуся бизнесу, зарабатывать деньги на мусоре, а также сохранять природу, не нанося ей ущерб.

В свою очередь Карен Агабабян указал на необходимость повышать уровень информированности хозяйствующих субъектов, чтобы они знали, какие риски и угрозы вызывает попадание в окружающую среду отработанного растительного масла.

“Когда мы опубликовали статью о загрязнении аистов, то стало понятно, что эти птицы пострадали от отходов рыбного производства, выброшенных рыбоводческими хозяйствами. Министерство окружающей среды издало пособие, в котором рассказывалось, что можно, а что нельзя делать с этими отходами. Мы организовали несколько встреч с руководителями рыбоводческих хозяйств, и сегодня мы уже видим результат. Нашим индикатором являются белые аисты. Параллельно информированию инспекционный орган проводит проверки на рыбоводческих хозяйствах. Кампанию оповещения и строгий контроль можно обеспечить и в отношении цехов, где остается отработанное растительное масло. Закон разрешает нам осуществлять такой контроль. Остается только его применять”,- отметил Карен Агабабян.

Он предложил установить для использующих растительное масло ресторанов и точек общепита экологическую шкалу. По мнению орнитолога, использование соцсетей и проведение встреч с хозяйствующими субъектами позволит сократить случаи загрязнения окружающей среды.

“В ближайшее время мы планируем проявить последовательный подход к тем компаниям, которые используют растительное масло”,- отметил наш собеседник. По его словам, применение механизмов оповещения и контроля позволит добиться успехов и значительно сократить количество выбрасываемого в окружающую среду отработанного растительного масла.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter