HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

“Мы в неопределенной ситуации, не знаем, что с нами будет”: арцахская семья из десяти человек живет в Нурнусе

25 сентября 2023 года Людмила Маргарян закрыла дверь своего дома в селе Кармир Шука (Красный Базар) и на машине соседей отправилась к дочери в Степанакерт. Всю дорогу она вспоминала насильственное перемещение из Варанды (Физули) в 1988 году, затем 44-дневную войну, на которой погиб ее зять, но тем не менее была уверена в скором возвращении, как в 2020-ом. 

В ночь на 19 сентября Людмила проснулась от звуков ժ стрельбы. “Утром я спросила соседку: “Элина, вы ночью слышали выстрелы?” Она сказала, да. Ее муж военнослужащий, и его по тревоге вызвали на посты. Тогда я поняла, что опять началась война”,- рассказывает Людмила Маргарян. 

Ближе к полудню стрельба уже не прекращалась, а со стороны окружавших село гор начали раздаваться взрывы. Дом Людмилы находился недалеко от школы. Она вспоминает, что ученики и родители в панике бегали взад-вперед. Вместе с соседями Людмила спустилась в школьный подвал. На следующий день всех жителей села эвакуировали в более безопасное место – в Цватех. 

“24 сентября нам сказали, что уже спокойно, можно возвращаться домой. Я очень любила свой дом, нигде больше часа оставаться не хотела. Обратно отправилась пешком. Со мной вызвалась идти дочка деверя. Мы дошли пешком до Кармир Шука. В селе было мирно, но без газа, света и связи. И все же мы были дома…” – говорит наша собеседница. 

В тот день она ночевала в своем доме, но ей и в голову не приходило, что на следующее утром придется навсегда покинуть родное село. 

Утром соседка сообщила, что у них пять минут на сборы. Муж пришел с постов и сказал, что нужно уезжать. 

Бензина в машине почти не было. С трудом доехали до села Гиши, где нашли бензин и добрались до Степанакерта. Там Людмила присоединилась к дочерям. 

2 октября 2020 года, во время 44-дневной войны, в Джракане погиб муж ее старшей дочери Лусабер Александр Бабаян. В тот же день ранение получил муж младшей дочери Маро Иван Бабаян.  

В Степанакерте люди группами собирались в разных частях города. Людмила с семьями обеих дочерей находилась в Международном Комитете Красного Креста. В последние дни арцахцы оставляли перед своими домами продукты, чтобы нуждающиеся в еде могли их забрать. Внуки Людмилы нашли мешок муки. Сын ее старшей дочери работал в пекарне. Этой мукой там испекли хлеб и раздали собравшимся в здании МККК арцахцам. 

“В те дни правительство предлагало людям забирать армейские машины и вывозить семьи. Мои внуки вместе с зятем нашли принадлежавший армии автобус, но он был неисправен. На ремонт ушло два дня, но зато 40 человек смогли выехать на этом автобусе в Армению. Нас было 10 человек и еще тридцать из разных семей”,- говорит Людмила. 

Через 48 часов они добрались до Вайка. Месяц жили в доме родственников. Все это время четверо внуков Людмилы – Левон, Арарат, Сегей, Феликс – спали в том самом автобусе, на котором приехали из Арцаха. Автобус они поставили во дворе дома одного из своих родных. Но потом пришли сотрудники Военной полиции и забрали автобус. 

“Я понимаю, что таков порядок, армейская машина не может оставаться у нас, но для нас она служила комнатой. После долгих поисков нашли этот дом в Нурнусе. Но место здесь очень неудобное, транспорта нет”,- говорит наша собеседница.  

В Арцахе пятеро ее внуков учились в различных вузах и колледжах, но после насильственного перемещения они не могут каждый день ехать на занятия в Ереван, нет финансовых возможностей. 

Сын Людмилы, который выехал из Арцаха еще до блокады, не получает установленную правительством Армении помощь. Этой программой не пользуется и ее зять Иван. Он тоже приехал в Ереван до блокады Арцаха, но потом вернулся к семье. Между тем в Министерстве труда и социальных вопросов сказали, что поскольку во время блокады он не находился в Арцахе, то не может быть бенефициаром программы поддержки. 

“Если его там не было, как же тогда на армейском автобусе он вывез 40 человек? На этот вопрос они не дают ответа. Зять вернулся. Не мог он девять месяцев оставить там семью одну”,- говорит Людмила. 

Дом, который снимает ее семья, находится в населенном пункте Нурнус в Котайкской области. В прошлом это был дачный поселок. Сейчас хозяин собирается продать дом, так что семье Людмилы придется искать новое жилье. Стоимость аренды составляет 160 тысяч драмов. В Арцахе Людмила работала поваром в зале торжеств. В Нурнусе рабочих мест нет. Нет и общественного транспорта, что очень затрудняет перемещение членов семьи. 

Людмила не знает, сколько еще им придется снимать жилье. “Для большой семьи 50 тысяч на человека очень мало, тем более, что двое эту помощь не получают. Нужно за коммунальные услуги платить, на еду тратить… Не знаю, что будет. Мы в неопределенной ситуации, на знаем, что с нами будет”,- говорит Людмила, 

Она не хочет, чтобы дочери и сын уехали из Армении, да и сама не хочет покидать Армению, но в создавшейся ситуации никаких решений не видит.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter