HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Сара Петросян

Журналисты не могут рассчитывать на защиту властей

Выборы – пробный камень армянской демократии. 2012 год является выборным, в связи с чем власти пообещали провести самые демократические за всю историю страны выборы. Несмотря на обещание, никто в Армении не представляет выборы без инцидентов, поскольку именно в это время происходят основные случаи препятствования профессиональной деятельности журналистов и применения к ним насилия.

Следует отметить, что по сравнению с предыдущими общегосударственными выборами в 2012 году был зарегистрирован прогресс – всего 7 случаев препятствования профессиональной деятельности журналистов. Это намного меньше 18-ти аналогичных фактов, зафиксированных во время президентских выборов 2008 г., и 11-ти фактов, зафиксированных в ходе парламентских выборов 2009 г.

Однако формы применения насилия не смягчились, не изменилось и отношение властей – правоохранительные органы продолжают оставлять безнаказанными лиц, применивших насилие в отношении журналистов.

Выборам в Национальное Собрание предшествовали выборы мэра Раздана (12 февраля 2012 г.), в ходе которых произошел случай применения насилия. Он был заснят на видео и размещен в интернете, вызвав широкий резонанс. В день выборов молодежная инициатива “Не будем молчать” распространила информацию под заголовком “Нападение на журналиста (видео содержит нецензурные ругательства)” и видеоматериал. В информации сообщалось, что “в офисе одного из кондоминиумов Раздана в течение всего дня избирателям раздавали взятки в размере 5000 драмов. Заметив журналистов, осуществлявшие фальсификации лица набросились на них”.

По данному факту было возбуждено уголовное дело, после чего полиция распространила сообщение, в котором просила “проводивших видеосъемку лиц и очевидцев явиться в полицию”. Правда, на содержащейся в YouTube странице под названием “Выборы”, где и была размещена видеозапись, никаких данных о молодежной инициативе “Не будем молчать” не было, но соответствующим специалистам из полиции нетрудно было бы их найти. Распространившие видеоматериал лица помогли следственному органу, предоставив данные виновных. Однако вскоре правоохранители нашли способ оставить безнаказанными тех, кто совершил “хулиганский” поступок: решением заместителя прокурора Котайкской области уголовное дело было закрыто, а уголовное преследование прекращено за отсутствием состава преступления.

Окончательную точку в этой истории поставил Апелляционный суд, который своим решением по делу об оскорблении и клевете от 27 апреля 2012 г. предупредил журналистов и СМИ о том, что они, пользуясь подобными источниками информации, идут на риск. И если даже информация добросовестно представляет произошедшее, то это не означает, что СМИ может освобождаться от ответственности. Согласно этому решению, источник информации, которым пользовалось СМИ, должен являться автором (ч.6 ст.1087.1 УК РА), если же он не является юридическим лицом, то ответственность за распространение информации несут сами распространители.

На прошедших 6 мая парламентских выборах было зарегистрировано 7 случаев препятствования профессиональной деятельности журналистов. По четырем из них были возбуждены уголовные дела, ход расследования которых показывает, что отношение властей не изменилось, а потому журналисты не могут рассчитывать на защиту правоохранителей.

Полиция закрыло уголовное дело по факту применения насилия в отношении журналистки радио “Свобода” Элины Чилингарян, дойдя в своих объяснениях до абсурда. Журналистка была признана виновной в недобросовестном осуществлении своей профессиональной деятельности, а для применивших насилие лиц нашлось оправдание.

6 мая около 11.00 во дворе избирательного участка 12/32, расположенного в школе номер 178, лицо, представившееся Варданом, ударило по руке проводившей видеосъемку журналистки радио “Свобода” Элины Чилингарян и попыталось отнять у нее видеокамеру. В дальнейшем выяснилось, что это был Овик Амбарцумян. Уголовное дело по факту препятствования профессиональной деятельности журналистки радио “Свобода” Элины Чилингарян, возбужденное по ч.1 ст.164 УК РА, следственная служба полиции столичного административного района Эребуни закрыла 13 июля за отсутствием состава преступления.

В решении отмечалось: “При проведении видеосъемки Элина Чилингарян не представилась как журналист, не имела при себе специальных отличительных знаков представителя прессы. Таких знаков не имела и использованная ею техника. На основе полученных в ходе следствия доказательств следует считать обоснованным, что О.Амбарцумян не осознавал, что Элина Чилингарян – журналист, осуществляющий свою профессиональную деятельность. Умысел О.Амбарцумяна не был направлен на избиение, причинение телесного повреждения или физической боли Чилингарян. С целью уклонения от видеосъемки он ударил снимавшего по руке, вследствие чего видеокамера упала на землю”.

Остальные три случая применения насилия в отношении журналистов во время парламентских выборов 6 мая 2012 г. произошли на избирательных участках города Гюмри. Если причиной закрытия дела Элины Чилингарян стало отсутствие “специальных отличительных знаков журналиста”, то журналиста-оператора информационно-аналитического агентства “Максинфо” Карена Алекяна наличие таких знаков не спасло.

В связи с тем, что в 9.30 6 мая 2012, в день выборов в Национальное Собрание РА, на избирательном участке 34/26 г.Гюмри четверо неизвестных отняли у журналиста-оператора информационно-аналитического агентства “Максинфо” Карена Алекяна видеокамеру, сорвали с его одежды визитку журналиста и вывели его с избирательного участка, тем самым воспрепятствовав осуществлению им своих профессиональных обязанностей, 8 мая 2012 г. было возбуждено уголовное дело по признакам пп. 3 и 5 ч. 2 ст.149 УК РА.

Это и два других аналогичных случая, произошедших на избирательных участках Гюмри, были объединены в одно производство и переданы в Специальную следственную службу. По сей день никакого прогресса в этих делах нет. В ССС “Hetq”-у сообщили, что до сих пор нет ни подозреваемых, ни задержанных, “принимаются меры для установления личностей совершивших преступление лиц”.

Еще по нескольким случаям, которые произошли в день парламентских выборов и в предыдущие дни, правоохранительные органы отказали в возбуждении уголовных дел.

Так, следственный отдел полиции Гюмри отказался возбудить уголовное дело на основании сообщения, представленного журналисткой телекомпании “Гала” Наирой Налбандян. Журналистка сообщила о том, что накануне обратилась к председателю комиссии 33-го избирательного округа Г.Ованнисяну для получения разъяснений, однако последний отказался предоставить сведения, затеял спор и воспрепятствовал деятельности журналиста.

Работе журналистки газеты “Аравот” Нелли Бабаян препятствовали на избирательном участке 5/11 столичного административного района Давидашен. Журналист сайта mynews.am Артур Арутюнян сообщил о том, что 6 мая его работе препятствовали на избирательном участке 18/17 села Нор кянк Араратской области. В связи с последними двумя случаями в полиции “Hetq”-у сообщили, что по подготовленным материалам приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Однако с такой же снисходительностью правоохранители не относятся к журналистам. 2012 год ознаменовался задержанием ответственного за выпуск газеты “Айкакан жаманак”, журналиста Айка Геворкяна, что стало неожиданностью не только для всей журналистской братии, но и для гражданского общества.

Утром 3 февраля 2012 г. лица в гражданской одежде подвергли приводу спешившего на работу Айка Геворкяна. Чуть позже он был арестован и переведен в УИУ “Нубарашен”. Это решение сотрудники отделения “Кентрон” ереванской полиции объяснили тем, что с 23 января Геворкян находился в розыске.

Случай был уникальным, поэтому полиция обязана была дать объяснения случившемуся. Вечером того же дня полиция и редакция “Айкакан жаманак” представили информацию.

Пресс-служба полиции заявила, что Айк Геворкян с 23 января находился в розыске в связи с тем, что совершил наезд и скрылся с места происшествия. В тот же день было принято решение о приводе Айка Геворкяна.

Журналисты отнеслись к этому заявлению с сомнением сразу после того, как полиция заявила, что в результате оперативно-розыскных мероприятий Геворкяна не удалось обнаружить. Согласно сообщению полиции, 17 января Айк Геворкян был надлежащим образом извещен о явке на допрос в следственный отдел Дорожной полиции.

Редакция газеты “Айкакан жаманак” отметила, что как до, так и после 23 января Айк Геворкян продолжал осуществлять свою журналистскую деятельность в каждодневном режиме, ездить на той же машине, каждый день приезжать на ней на работу, возвращаться домой, участвовать в заседаниях правительства, освещать пресс-конференции высокопоставленных должностных лиц и т.д. По словам тогдашнего главного редактора газеты Никола Пашиняна, за это время Айк Геворкян несколько раз имел телефонные беседы с объявившем его в розыск следователем ДП, которому сказал, что в случае получения повестки готов явиться на допрос. Следователю также сообщили о местонахождении автомобиля Геворкяна и предложили провести ее осмотр на месте.

На созванной пресс-конференции Никол Пашинян заявил, что арест Айка может быть связан с его профессиональной деятельностью, высказав мнение, что преследование носит заказной характер и обусловлено, в частности, публикациями о начальнике полиции РА Владимире Гаспаряне.

С требованием освободить Айка Геворкяна выступил целый ряд журналистских и общественных организаций, которые расценили основания его ареста как сфабрикованные. Они призвали политическую власть страны предпринять эффективные шаги в направлении исключения необоснованных преследований журналистов и СМИ.

6 февраля прокуратура приняла решение заменить избранную в отношении Айка Геворкяна меру пресечения в виде ареста на подписку о невыезде.

А 3 июля нынешний главный редактор “АЖ” Айк Геворкян получил решение следователя отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений полиции РА А.Асатуряна о прекращении возбужденного против него уголовного дела. В связи с этим газета “Айкакан жаманак” в своей публикации отметила, что это довольно “хитрое” решение. По мнению газеты, если дело дойдет до суда, то там однозначно будет доказано, что “наезд” был сфабрикован, причем сфабрикован по указанию начальника полиции РА В.Гаспаряна, либо же кто-то из высокопоставленных полицейских решил оказать ему услугу. Закрыв уголовное дело, полиция пытается избежать этой перспективы. Айк Геворкян обжаловал решение о закрытии уголовного дела, имея целью доказать сфабрикованный характер “наезда” и привлечь к ответственности всех причастных к этому делу лиц.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter