HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Как заставить уважать себя

После того, как совершивший жестокое убийство спящего Гургена Маркаряна Рамиль Сафаров был экстрадирован из Венгрии в Азербайджан, и особенно после его помилования президентом Алиевым в армяно-азербайджанских отношениях и в процессе урегулирования карабахской проблемы создалась качественно новая, чреватая на данном этапе опасным развитием, беспрецедентная ситуация. Ее особенность состоит в том, что невозможно предугадать, к каким последствиям может привести эта азербайджано-венгерская сделка и кто останется в выигрыше от этого процесса.

Азербайджанские каштаны

И Венгрия, и Азербайджан четко рассчитали скандальные последствия сделки. Именно поэтому Венгрия перед принятием решения об экстрадиции не стала информировать об этом Армению, понимая, что в этом случае под международным давлением операцию не удастся осуществить. Этого же опасался и Баку, поэтому режим секретности сохранялся до тех пор, пока нога Сафарова не ступила на азербайджанскую землю, а указ президента о помиловании был обнародован тогда, когда он еще находился в самолете. Таким образом, Баку попытался поставить всех перед фактом, будучи уверен в том, что после подписания им указа международная общественность, хочет она того или нет, смирится с создавшейся ситуацией. Баку разыграл своеобразный “блицкриг”, пытаясь вытащить из огня необходимые для внутреннего потребления сразу несколько каштанов.

1. Возвращение Сафарова было представлено как дипломатическая победа над Арменией, которой постфактум осталось бы бессмысленно размахивать кулаками. На фоне фактической замороженности переговоров по карабахской проблеме такой шаг должен был убедить широкую азербайджанскую общественность в том, насколько сильны позиции Баку и насколько последовательна власть в вопросе следования провозглашенным принципам.

2. Алиев показал, что не только стоит рядом с “национальными героями”, но и готов сделать для обеспечения их безопасности все возможное и невозможное. Это в первую очередь преследовало цель повысить собственный авторитет национального и государственного деятеля, истинного патриота.

Проявляя полное презрение к отрицательному отношению почти всех международных структур, власти Азербайджана параллельно пытаются создать из Алиева образ самостоятельного, решительного и принципиального дипломата, который ради национальных и государственных интересов готов пойти даже против всего международного сообщества. Экстрадиция Сафарова, по сути, поставлена на службу формирования образа национального лидера, который необходим для организации относительно спокойного, без потрясений переизбрания Алиева на предстоящих президентских выборах. А это на практике невозможно без формирования в обществе подавляющих проалиевских настроений. Иными словами, для режима Алиева это был прекрасный PR-шаг.

Все это было рассчитано с учетом двух ключевых факторов. Во-первых, основываясь на традиционной политике пассивности и приспособленчества дипломатического корпуса Армении, Азербайджан с одной стороны был убежден в том, что Ереван не будет в состоянии поднять вопрос на международном уровне так, чтобы это привело к оказанию на Баку широкомасштабного давления и изменению отношения к нему со стороны международной общественности, а с другой – в том, что международные структуры не отнесутся с достаточным вниманием и серьезностью к недовольству Еревана, сохранив паритет между двумя конфликтующими южнокавказскими странами, что проявлялось, в частности, в официальной позиции ЕС.

Вторым важным фактором было ожидание от Армении крайних, возможно даже истеричных и невзвешенных шагов, связанных, в частности, с переговорным процессом по карабахской проблеме. В том числе отказ от переговоров, немедленное признание независимости Нагорного Карабаха и особенно возможная физическая нейтрализация Сафарова. Эти шаги изменили бы установленный баланс, и вместо Азербайджана стороной, торпедирующей мирный процесс урегулирования конфликта стала бы восприниматься Армения, что привело бы к чрезвычайно сильному международному давлению на Ереван. Та чрезвычайная эмоциальность, котораяроявилаь в армянском обществе и особенно в распоряжениях, отданных президентом РА Сержем Саргсяном на чрезвычайном заседании Совета безопасности, позволяли предположить, что ожидания Баку и, возможно, некоторых международных силовых центров оправдываются, хотя в дальнейшем этот риск несколько сократился.

Что делать?

В результате рассуждений на холодную голову становится ясно, что если Армения захочет и сможет, то для Алиева Сафаров может превратиться из ”лаврового венка” в настоящий кошмар, “терновый венец”. Помиловав и героизировав банального жалкого убийцу, власть Азербайджана показала, что максимальной задачей было лишь возвращение Сафарова и повышение благодаря этому собственного рейтинга, а сейчас, когда дело уже сделано, на фоне сложившейся вокруг Азербайджана неблагоприятной ситуации режим Алиева просто не знает, как быть и с Сафаровым, и с возникшей в связи с его возвращением ситуацией, тем более, что высказываемые в адрес Сафарова неоднозначные и даже полярные мнения, пожалуй, постепенно приводят к внутреннему общественному расколу и кризису.

Пока у Баку как будто пока нет больших потерь на внешнем фронте, поскольку, как выяснилось из шагов Армении, Ереван сам не очень хорошо представляет, как использовать создавшийся вокруг Азербайджана внешний негативный фон, резкий спад рейтинга этой страны и алиевского режима для получения дипломатических, политических и пропагандистских дивидендов в соответствии с законами real-politik. Самое большее, что может сделать сейчас Ереван, это добиться от международных структур максимально жесткой критики в адрес соседней страны и Венгрии, что всего лишь послужит усилению возникшего негативного фона, но не приведет к реальным и ощутимым результатам. Власти Армении из-за своей крайней робости и особенно опасения не потерять более или менее благоприятные позиции, достигнутые в ходе переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта, дальше развертывания обсуждений и сохранения вопроса на повестке не идут. Понятно, что так долго продолжаться не может, и сейчас Баку, стиснув зубы, ждет, когда пройдет всеобщий шок, чтобы вернуться в прежнее нормальное русло. Если власти Армении будут продолжать проявлять робость и пребывать в состоянии безысходности, то они не только докажут, что не способны быстро ориентироваться и предпринимать гибкие шаги в чрезвычайных ситуациях, легко поддаются провокациям, склонны попадать в цейтнот, а потому крайне уязвимы, но и не воспользуется созданными беспрецедентно благоприятными условиями превращения из зрителя в реального игрока и получения конкретных результатов. Армения должна уже предпринять несколько конкретных шагов:

а) Начать говорить с сопредседателями Минской группы ОБСЕ в совершенно ином тоне. Основываясь на ставшей уже для всех понятной необходимости гарантировать физическую безопасность карабахцев от реальной угрозы азербайджанского фашизма-сафаровизма, Армения должна настаивать если не на включении в основополагающие принципы принципа невозможности вхождения НК в каком-либо формате в состав Азербайджана, то хотя бы на условии подключения НКР к переговорам в качестве полноправной стороны;

б) Армения должна подготовить и представить соответствующие проекты резолюций и, используя лоббистские ресурсы зарубежного армянства, с целью их принятия начать мощное движение в частности в Парламентской Ассамблее Совета Европы, Европарламенте, Генеральной ассамблее ООН.

в) Ереван должен потребовать от НАТО официальных публичных объяснений относительно экстрадиции Сафарова и поведения члена альянса Венгрии на конкретных условиях как целесообразности отправки миротворцев в Косово, так и прекращения нескольких реализуемых с НАТО программ.

г) Ереван должен обсудить вопрос обращения в Европейский суд по правам человека ЕС с целью выяснения правомочности и соответствия решения МИД Венгрии об экстрадиции Сафарова и указа президента Алиева о помиловании убийцы нормам международного права.

д) Необходимо также поставить перед международными организациями задачу потребовать от правительства Азербайджана вновь лишить свободы Сафарова.

Поставить перед ЕС условие выхода из Евронеста в случае, если вопрос лишения Сафарова свободы не будет решен, что, кстати, обеспечит также его физическую безопасность. Это лишит Азербайджан перспективы вывести из строя Сафарова и представить это как следствие мести армян. Такая перспектива крайне реальна, особенно в связи с замеченными попытками использования информационных наживок с целью формирования общественного мнения.

Все это необходимо сделать из соображений восстановления в глазах внешнего мира и собственного общества попранного достоинства государства, повышения его авторитета и улучшения позиций в вопросе НК. Именно дальнейшими шагами Армении обусловлено то, как будет преодолен этот драматичный исторический момент и удастся ли нам заставить мир уважать нас и считаться с нами.

Комментарии (3)

Ստեփան Սարգսյան
Հայկական իշխանությունների նվազագույն պատասխանը պետք է լինի մադրիդյան սկզբունքներից և դրանցում արտացոլված հայակործան գաղափարներից վերջնականապես հրաժարվելը։ http://hetq.am/arm/articles/18122/hayastani-pataskhany-o%D5%9Bch-madridyan-skzbunqnerin.html
KARABALA
Kezzwq HETQakanner!!! Hrashali yev irapasht hodvats e. Shtap petq e uxarkel HH Naxagahin yev hatkapes lusnadem yev inqnasiraharvats Nalbandyanin, chnayats nranits xer chka...
Վարազ Սյունի (Ամստերդամ)
Ղարաբաղը ոսկե սկուտեղի վրա հրամցրել են Հայաստանին. ՎԵՐՑՐԵՔ: Հետո վերլուծություններ կանեք ու կմտածեք թե ինչ անեք: Այս պահին ՄԻԱՅՆ ՎԵՐՑՐԵՔ: Առաջին հերթին Հայաստանը ՀԻՄԱ ՊԻՏԻ ճանաչի ԼՂՀ-ի անկախությունը:Հայ ժողովուրդը ՊԻՏԻ ՍՏԻՊԻ վախվորած նախագահին,քնած ԱԳՆ-ին և չարչիներով լցված ԱԺ-ին սա անելու: Եվ ու՞ր է Արցախի ձայնը:

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter