HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Арам Гарегинян

Зарабатывать на жизнь джойстиком?

Подросток не замечает ничего вокруг, знай себе жмет машинально на клавиши, впившись глазами в монитор. Картина знакомая и не всем приятная. Не исключено, что у юноши серьезные намерения – готовится стать профессиональным киберспортсменом. Получать деньги за развлечение? Все так и не так. В киберспорте, объясняет председатель Национальной профессиональной лиги киберспорта Армении Эдгар Саакян, все же преобладает компонент «спорт».

Компьютер яляется только средой для соревнования между игроками – как футбольное поле или беговая дорожка. Необходимы и моментальные рефлексы, и крепкие нервы: соревнования проходят перед зрителями и судьями. Так стоит ли превращать игру в работу? Не будем торопить события: в Армении на киберспорте пока не заработаешь. Однако есть люди, которые, наряду с основной профессией, не забывают и о любимом деле.

Необхдимо ли, помимо игрового мастерства, иметь быстроту рефлексов? Поддается ли она “накачке”?

Как и  других видах спорта, здесь есть оптимальный возраст, когда и рефлексы и опыт находятся в апогее. У начинающего спортсмена мало опыта, преобладают рефлексы и интуиция. Набирая опыт, он подходит к свему пику, когда и рефлексы, и опыт находятся на максимальном уровне. Затем набирается опыт, но рефлексы за ним уже не поспевают.

Не включаются ли в турниры спортсменов походовые стратегии, где рефлексы не столь необходимы? Если сравнивать со спортом, то в шахматы можно играть и до 50 лет, и после…

Программа соревнований составляется из игр, которые должны быть зрелищны и должны раскрывать волевые качества спортсмена. Кроме того,  в программах, по которым составлены игры, присутствуют ошибки – всем известные «баги». По ходу обкатки программы разработчики старются их исправлять. Здесь, кстати, многие удивляются – почему CounterStrike 1.6, устаревшая и по графике, и по “движку”, все еще включается в программу соревнований? Исключительно из-за своей идеальной балансировки. Это делает судейство максимально объективным. Все недостатки программы заведомо известны, и нарушение легко идентифицировать.

Имеете в виду чит-коды?

Не совсем. На карте, к примеру, есть точки, с которых можно нанести ранение противнику на очень большом расстоянии. Такие и им подбные ошибки в CounterStrike обнаруживаются очень легко, в отличие от других игр, где они либо не известны, либо игра изначально не сбалансирована. На выбор влияет также поддержка разработчика игры. Выбрав игру для соревнований, Всемирная ассоциация киберспорта, World Cyber Games (WCG) обращается к  ее создателям, которые подтверждают, что в случае сообщения от WCG они исправят недостатки в игре быстрее, чем при обычном запросе.

Есть ло в Армении люди, для которых киберспорт - профессия? В мире, наверное, есть... 

В мире проходят соревнования с достаточно большим призовым фондом. В них участвует в основном молодежь от 16 до 25 лет – решающую роль играет апогей, о котором мы  только что говорили. Есть случаи, когда успеха добивались игроки и до 28 лет, но это скорее исключение, чем правило. И когда мы видим, что ребята 22-23, даже 18-19 лет могут заработать крупные деньги  – порядка нескольких тысяч долларов – становится ясно, что это спорт давно уже занял место в ряду профессиональных.

К примеру, призовой фонд последнего чемпионата по киберспорту, прошедшего в Лос-Анджелесе в 2010 году, составил около $480 тыс., в этом году в  Пусане он предположительно составит порядка $600 тыс (цифра пока официально не объявлена). Причем речь идет только о фонде денежных призов и не учитывает подарки в виде техники, предоставляемые организаторами. 

Основные фонды форируются, скорее всего, за счет спонсорства?

Конечно. Спонсоры обеспечивают основную часть фондов как в Европе, так и у нас. Они заинтересованы как в продвижении своих товаров и услуг, так и в прогрессе спорта, создающего перспективу роста – причем не только для действующих спортсменов, но и для тех, кто закончил карьеру. К примеру, сайт нашей ассоциации – www.wcg.am был разработан компанией DevelopWay, которая принадлежит победителю нашего чемпионата 2008 года.

Чемпион 2010 года, так же как и 2011 г. в номинации StarCraft – программист. В эту профессию уходят многие киберспортсмены. Другое, зарождающееся направление – это менеджмент киберспорта. В одной из европейских стран действует университет киберспорта, где готовят как раз не спортсменов, а тренеров, менеджеров, маркетологов – людей киберспортивного бизнеса.

Есть ли оценки годового оборота индустрии киберспорта в глобальном масштабе?

Оценивается скорее игровая индустрия в целом. Она примерно в 2,5 раза превосходит самую сильную развлекательную индустрию – кино. При том, что на разработку компьютерных игр тратится гораздо меньше времени и средств, чем на съемки фильма.

А как вас находят будушие спортсмены? Наверное, большинство из них  вначале – заядлые геймеры?

Один из наших каналов распространения информации – круг наших регулярных участников соревнований. И, конечно, мероприятия освещаются вашими коллегами. Пока мы работаем в основном с победителями соревнований, чтобы они могли добиться успеха на международных турнирах, чем со всеми участниками, поскольку первенства открытые и число участников не ограничено.

В настоящее время у нас есть договоренность с нашим генеральным спонсором 2011 года, компанией “АрменТел”, о проведении регулярного цикла соревнований. Мы хотим проводить не 1, а 3 – 4 турнира в год. Результаты, достигнутые на каждом турнире, будут аккумулироваться – примерно как на этапах Кубка мира. Очки также будут распределены по рейтинговости номинаций – опять же как на Кубке мира. Ведь за победу на «Ролан-Гарро», к примеру, очки начисляются одни, на Кубке Кремля – другие.

Совпадает ли ваша программа соревнований с мировым первенством?

Чемпионат Армении по киберспорту 2011 г. был скорее национальным первенством, нежели квалификационным раундом к чемпионату мира. Победители в тех играх, которые совпадали с программой WCG (FIFA 2011 и StarCraft 2), получили право участвовать в финале мирового первенства по киберспорту WCG, которое пройдет в декабре в южнокорейском Пусане. Были и локальные игры, выбранные с учетом запросов местных геймеров. Победители в этих номинациях получили призы.

Хочу таже отметить, что если в номинациях чемпионата присутствуют стратегии, и на международные чемпионаты делегируются спортсмены-«стратеги», это считается плюсом для страны. Начнем с того, что призовые фонды стратегий относительно выше, чем в других категориях. К примеру, если занявший первое место в FIFA на чемионате прошлого года получил 15 тыс долларов, то победители  стратегий – WarCraft  или StarCraft – получили по 25 тыс.

Включение StarCraft в нашу программу соревнований привело и к тому, что мировое StarCraft-сообщество заметило Армению. Допустим, в Грузии и Азербайджане соревнования по StarCraft не проводятся. Конечно, нужно признать, что в Армении сообщетсва и WarCraft, и StarCraft не очень велики, но мы хотим иметь их представителей в своей команде – это важно не только для нас, но и для страны.

Насколько спаяны в Армении киберспортсмены? Как общаются в промежутках между соревнованиями?

Эти группы во многом самоорганизуются. Хотя мы сегодня и являемся единственной структурой в Армении, развивающей и организующей киберспорт, однако не считаем, что можем руководить всем игровым сообществом страны. Вместе с тем, активисты игр таже имеют внутри себя энтузиастов-лидеров, с которыми мы сотрудничаем. Как только число активных пользователей какой-то игры растет, эти лидеры обращаются к нам с просьбой организовать турнир. Им интереснее попробовать свои силы в атмосфере конкурса, нежели в обстановке гейм-клуба - более приятельской, но без остроты конкуренции.

По каким механизмам вы сотрудничаете с WCG?

WCG является глобальным оргнанизатором игр, с головным офисом в Южной Корее, имеющем стратегических партнеров в разных регионах и странах. Каждый локальный партнер может проводить соревнование в одной или нескольких странах. К примеру, партнер в Германии проводит соревнования также в Австрии и Швейцарии. Мы, будучи партнером организаторов в Армении, получили право проводить это соревнование таже в Нагорном Карабахе.

Но игроков там, наверное, пока не очень много?

Вопрос не в этом. Мы имеем это право, но оно неофициальное. Поэтому, как и в других видах спорта, карабахские спортсмены будут выступать под флагом Армении. Возвращась к вашему вопросу, отмечу, что локальные оргнизаторы получают как финансовую, так и любую другую поддержку – начиная с консультаций и заканчивая маркетинговыми решениями. Кроме того, они поддерживают нас в налаживании необходимых контактов.

К примеру, во время соревнований необходимо использовать только лицензионные копии игр – так как организатор соревнований может получать от них прибыль. Я говорю «может», потому что мы в этом формате пока не работаем. Мы являемся общественной организацией, и все доходы с соревнования вкладываем обратно – в развитие киберспорта. В этих обстоятельствах WCG предоставил нам право на проведение игр, входящих в мировую конкурсную программу. Если задумывается локальное соревнование, то мы связываемся с разработчиками данных игр – снова при поддержке WCG. Конечно, не факт, что разработчик согласится сразу.

Бывали и обратные случаи?

Мы захотели провести локальное соревнование по ProEvolution Soccer, однако японский разработчик этой игры отказал нам – как мы думаем, из-за внутренних трудностей в Японии, вызванных землетрясением. Это, безусловно, могло отвлечь внимание от решения правовых вопросов с далекой Арменией.

Каковы самые высокие результаты, которых армянские спортсмены добились на международных соревнованиях?

Значительных результатов пока не было. Говорю это без стеснения: условия для киберспорта в Армении начали динамично развиваться в последние годы. К примеру, в прошлом году мы не могли представить, что «АрменТел» согласится стать нашим спонсором, причем в долгосрочной перспективе.

Кроме того, Интернет развивается очень быстро, что позволяет игрокам развивать свои навыки не только в локальной атмосфере, но и при помощи Интернета, позволяет следить за тем, какие приемы применяются в той или иной игровой ситуации. Во многом выступления на международной арене осложняет именно недостаток информации.

Ты можешь быть хорошим игроком, но применять устаревшую технику. До начала соревнований игрок может не успеть опробовать свою тактику в спарринге. Когда в мире выходит какая-то игра, ее сразу же начинают обкатывать, выдвигать приемы, против них – контрприемы. Это учит не только работать над собственной тактикой, но и видеть слабые места в тактике соперника, что на соревнованиях не менее важно. Таких умений пока у нас никто не проявляет – игроки используют стандартную тактику, часто самостоятельно найденную.

Проиведу пример – игрок, занявший в номинации StarCraft 3-е место, вышел из отборочной группы вторым. С неудачей не смирился и буквально за ночь разработал новую стратегию, опробовал ее в Интернете и удостоверился в ее эффективности. Буквально на следующее утро он с ее помощью занял третье место в общем зачете. Надеемся, постепенно обмен информацией с международным киберсообществом из эпизодического станет регулярным.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter