
Кто есть кто?
Антонина Маари
Теперь мы вернемся в те далекие времена, когда Гурген Маари был молодым и красивым, с шикарными кудрями и глазами покорителя. Он был любимцем женшин, обаятельным романтиком и сердцеедом. Уже тогда он был известным поэтом. Маари дружил с Чаренцем, который в то время работал в госиздате и руководил отделом поэзии. Маари часто относил туда свои стихи.
Однажды, когда Гурген сидел в кабинете у Чаренца, вошел очень плохо одетый деревенский парень и стеснительно сказал, что он написал поэму и попросил её напечатать. Чаренц прочитал.
- Вот это да! Разве ты написал это?
- Конечно я! Кто же еще? – ответил он.
- Сейчас мы это выясним. Садись за мой письменный стол, вот тебе бумага, ручка, чернила и пиши, что хочешь. Мы с другом идем обедать. Сказал Чаренц, запер дверь на ключ и ушел с Гургеном в ресторан.
Когда они вернулись, то увидели, что этот парнишка взволнованно ходит по кабинету, весь потный и красный. А на столе лежит стихотворение с подписью: Ованес Шираз. Чаренц прочитал и сказал:
- Гениально!!!
С этого дня слава Шираза стала расти не по дням , а по часам. Как волшебник он околдовал Ереван, который полюбил его и с большим интересом следил за его деятельностью. Вот смотрите, что Шираз написал! Шираз то сказал, туда пошел. Смотрите, вот он идет и поет. Удивительный! Странный! О нем только и говорят.
Необыкновенный юноша вырос и стал красивым молодым человеком. И он влюбился в талантливую поэтессу Сильву Капутикян. Они поженились и у них родился сын.
Однажды Сильва сказала мне:
- У нас тоже была любовь, но увы, только четыре года я выдержала. Если бы я осталась, то сошла бы с ума или умерла.Антонина, ты не можешь себе представить, как ужасно жить с ненормальным.
Филисофы говорят: Не все сумасшедшие - гении, но то что все гении - сумасшедшии - это факт.
Гурген восхищался поэзией Шираза, часто писал о нем и удивлялся его странностям.
В последний год своей жизни, вернувшись из больницы, Гурген написал что-то о Ширазе и позвонил ему, чтобы тот пришел за рукописью. Шираз пришел, и когда увидел, что я не армянка, отвернулся от меня и не хотел разговаривать, несмотря на то, что я делала ему комплименты. Короче, он не хотел видеть меня.
Когда он ушел, Гурген сказал:
- Антонина, ты не обижайся на него. Патриотизм Шираза переходит все границы. Это он написал обращение к зубным врачам: Если к вам придет пациент и не будет разговаривать по-армянски, вырвите ему все здоровые зубы! Вот так. А если бы ты читала его поэзию, полюбила бы его. Такой величины поэта больше нет.
Прошли, промчались годы. Гургена уже давно нет. Однажды утром зазвонили колокола.
- Шираз умер! Шираз умер!
Рыдают, плачут. В Армении траур. Через три дня похороны! После похорон ко мне пришел молодой поэт и вот что он рассказал.
- Антонина Михайловна, это были королевские похороны. Из разных городов и районов приехали молодые люди с лозунгами, цветами, венками. Они пробирались к гробу, чуть не задавили меня. Все плакали, рыдали. Горе, великое горе. Нет Шираза. Наконец мы добрались до пантеона. Достойные речи были сказаны в память гениального, великого Шираза. Когда похоронили и могилу украсили цветами и венками, женшины ложились на свежую могилу и рыдали. Теперь уже нет смысла жить. Шираза больше нет.
- Да!- отвечали мужчины.
- Пусто будет без Шираза. Он украшал нашу жизнь. Какой-то магнетизм был в нём. Он давал нам крылья. Будет скучно без Шираза.
Да, Шираз ушел, но он оставил свою вечную поэзию, свой необычный облик, он был редким явлением в Армении. Это был гениальный, великий дитя жестокой, сложной судьбы. А стихотворение Шираза «Из дней моих горького детства» волнует меня до слёз. Стихотворение перевела Артемис.
Шираз видел свою славу при жизни, он видел признание и любовь народа. Это не всякому дано. Интересно, был ли он счастлив? Радовали его эти лавры? Философы говорят, что гении и поэты не могут быть счастливыми!
20.05.2013
Ереван
Написать комментарий