HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

К вопросу о финансировании отечественной фундаментальной науки

Несколько дней назад правительство Армении выделило по линии министерства образования для молодёжного фонда Армении 100 млн. драмов, кроме того, для молодёжного фонда Армении было выделено так же 150 млн. драмов по линии Государственной комиссии по науке. В течение 2013 года суммарно выделяемые 250 млн. драмов предназначены для поддержания молодых учёных Армении. Пожалуй, впервые за все годы независимости ежегодное финансирование армянской науки будет увеличено. Казалось бы, этому можно только аплодировать. Многие из нас так и поступили. Мне же эта ситуация видится в ином свете. Полагаю, что её можно сравнить с шахматной партией, в которой высококлассный шахматист, видя определённую угрозу для себя, предпочёл разыграть комбинацию с принесением в жертву пешки, но спасающую игру в целом. Цена этого тактического успеха, стоимостью в 250 млн. драмов в реальности не столь высока, как это может показаться, а пропагандистский бонус, который получит от этого шага правительство, несомненно, высок. И вот почему. Это разовая акция, а не системный подход. Как и любая бессистемная акция, она может быть, а может и не быть повторена в течение последующих лет. Но даже если она будет повторена, её бессистемная суть от этого не измениться.

Бессистемная помощь армянской науке, будь то подобные акции правительства или организации конкурсов, призванные поддержать молодых армянских учёных, несомненно, нужны, они могут помочь армянской науке продержаться на плаву какое-то время, могут затянуть агонию, но она не способна кардинально решить проблему. Для принципиального перелома ситуации единичных акций не достаточно, нужны стабильные системные изменения. Нужно не просто бороться за увеличение финансирования науки, это малоэффективно и бесперспективно. Необходимо бороться за увеличение финансирования науки из источников, которые системно и стабильно финансируют науку.

Первым и самым главным системным источником финансирования науки является бюджет страны. Именно увеличение процента от ВВП, направляемого на науку, должно быть самой важной задачей борьбы. Никакие бессистемные акции, на подобии упомянутой выше, не должны вводить нас в заблуждение, расслаблять и уводить от главной цели – увеличения до 3% выделяемого на науку процента от ВВП. Но бюджет страны не должен являться единственно систематически финансирующим науку источником. Во всех цивилизованных странах, где государствообразующая роль науки цениться высоко, существуют фонды, предназначенные для развития фундаментальной науки, с частными и смешанными капиталами. Причём они могут быть так же и межгосударственными.

Я уже писал, что если для западных стран развитие фундаментальной науки это вопрос конкурентоспособности и развития, то для Армении вопрос стоит острее, кроме конкурентоспособности и развития это ещё и вопрос существования нашей государственности, а, следовательно, и нации [1, 2, 3]. Поэтому кроме увеличения финансирования науки из государственного бюджета, нашей стране как воздух нужны частные и имеющие смешанный капитал фонды, предназначенные для поддержания и развития фундаментальной науки. Может показаться фантастичным, но нам нужны как минимум один или два фонда, в которых вклад, как армянского государства, так и диаспоры составлял бы по 50-100 млн. долларов. И если фонд будет межгосударственным, то к этим средствам должна быть добавлена примерно сопоставимая с ней сумма от иностранного государства.

Самое интересное, что подобная практика в мире существует. Начиная с послевоенных лет, Германией и Израилем были созданы и успешно работают до сегодняшнего дня несколько таких фондов: Minerva Stiftung, GIF, DIP, Foundation Martin Buber Society of Fellows in the Humanities. Существует так же программа сотрудничества между немецким Министерством образования и научных исследований и израильским Министерством науки и технологии, называемая BMBF – MOST – MOITAL [4]. Во всех этих фондах и проектах на получение грантов могут претендовать как немецкие исследователи, так и израильские. Естественно, что коллаборация идёт только на пользу развитию науки в этих странах. Создание подобных фондов могло бы стать вторым источником финансирования фундаментальной науки в Армении, имеющим систематический характер.

Но пока у нас нет таких фондов, армянской науке приходится довольствоваться бессистемно проводимой со стороны государства и частных лиц финансовой поддержкой. В таком случае, не отказываясь от решения двух вышеназванных стратегически важных для построения нашей государственности задач, мы должны использовать все остальные финансовые возможности для поддержания отечественной науки.

Всеармянский Фонд Айастан за 21 год своего существования осуществил проектов в Армении и в Арцахе на 235,8 млн. долларов [5], то есть, в среднем, на 21, 4 млн. долларов в год. Это означает, что за год фонд собирал и собирает около 20 млн. долларов. Если будет принято решение каждый год из этих 20 млн. долларов хотя бы 1-2 миллионов стабильно выделять на нужды науки, то это будет весьма существенной поддержкой отечественной науки. Более того, это может стать, пусть и маленьким, но, что очень важно, третьим источником стабильного финансирования армянской науки. Всеармянский Фонд Айастан на собираемые суммы строит дороги, линии электропередач, водоводы и газопроводы, реконструирует и обустраивает школы и детские сады, дома и больницы, спортивные и культурные центры. Несомненно, все эти осуществлённые проекты важны, но я утверждаю, что развитие фундаментальной науки в Армении важнее всех этих проектов вместе взятых. Если не будут построены несколько километров дорог, трубопроводов, спортивных и культурных центров и т.д., если не отремонтируют одну школу, одну больницу то, пусть меня обвинят в цинизме, но от этого армянская государственность не разрушиться, а наука является одним важнейших локомотивов развития нашей государственности.

С точки зрения оптимизации затрат, при поставленной задаче по построению сильной армянской государственности, несомненно, направление финансовых потоков на развитие науки имеет первостепенное значение по сравнению с проектами, осуществляемыми Всеармянским Фондом Айастан. Поэтому не просто можно, но и крайне важно направлять хотя бы 1-2 млн. долларов из ежегодных сборов фонда на нужды науки. Кроме того, от такого подхода может быть ещё два положительных эффекта. Первый – ежегодные обсуждения во время телемарафона вопросов места и значения науки в строительстве армянской государственности повысят сознательность армян диаспоры, что будет иметь положительный эффект для становления нашей государственности. Второе – ни для кого не секрет, что армянский народ и, в частности, диаспора, не доверяют высшему руководству страны и такое финансирование приведёт не только к улучшению ситуации в науке, но и к торможению утечки мозгов, что в свою очередь повысит популярность руководства страны. Среди учёного сообщества Армении бытует мнение, что было бы очень разумно средства, полученные с ближайшего по времени телемарафона направить на поддержание науки в стране, а в дальнейшем, каждый год Всеармянскому Фонду Айастан стабильно на эти же нужды выделять 1-2 млн. долларов.

http://www.yerkramas.org/2013/06/27/fundamentalnaya-nauka-i-inzheneriya/

http://www.yerkramas.org/2013/07/03/fundamentalnaya-nauka-i-inzheneriya-prodolzhenie/

http://www.yerkramas.org/2013/07/14/migraciya-prichiny-vozniknoveniya-i-faktory-stimulirovaniya/

http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/07-08-12.htm

http://www.himnadram.org/index.php?lang=3&id=0

Армен Коцинян, аспирант БИН РАН

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter